Среди глинистого крутого берега бежит река, в истоке бурная, к деревням более-менее спокойная река Уро.
Экскурс в историю происхождения деревни:
Первые русские люди появились в Баргузине тому лет триста. В одной партии русских был казак, который никак не уживался с другими. В конце концов он ушел из отряда и стал бродить по тайге. Когда за ним бродили казаки, то наткнулись на стоянку тунгусов на берегу небольшой речки в глухой горной тайге. Русским понравилось это место, и они решили поселиться там. Глава рода тунгусов сказал, что это место называется Уро, что по-тунгусски обозначает «Стоянку в горной тайге».
Со слов старожилов села, существует и вторая версия названия Уро — пастбище в горной тайге. Остался жить в этой местности беглый казак, которого прозвали Зверьковым. Его род и сейчас идет. Зажил Зверьков на новом месте один, из тунгусов себе жену взял, и ребят у них наплодилось много. Через несколько лет русские стали снова подъезжать к Баргузину, а оттуда их в Уро посылали.
Прошло несколько лет, мужики тайгу расчистили, такие себе хлебные поля сделали, что всем на загляденье. Когда Василенковы подъехали, они на порогах речки Уро мельницы построили, за ними Зверьковы и Поздняковы начали мельницы делать. Потом отцы стали выделять своих сыновей и на другой берег селить. Так начало расти Малое Уро, а старое назвали — Большое Уро. Первый род наших мужиков пошел от Зверьковых, Коноваловых, Василенковых, Колмаковых, Поздняковых, Зубковых, Малыгиных, Стельмашенковых, Чирковых.
По рассказам старожилов села (со слов Стельмашенко С. И.) в селе Уро был найден топчан (деревянная кровать), датированный 1812 годом.
Анализируя имеющуюся информацию о селе, воспоминания старожилов, можно предположить, что дата образования Уро относится к концу XVII — началу XVIII веков.
Справка из Национального архива РБ, ф. 248:
К середине XIX века «крупным» по местным масштабам было Уринское село (Уро): в 57 дворах его проживали 378 мужчин и женщин. Церковь была построена в 1881 году. Строитель — Михаил Стельмашенко. Освящена в 1882 году Преосвященным Мелетием, епископом Селенгинским. При двухклассном приходском училище в 1910 году учителями были Назар Кайдалов, Григорий Мальков и П. Георгиевский. После закрытия в 1930-х годах использовали под избу-читальню. Рассказала: Коновалова Людмила Алексеевна, 1958 г. р., пенсионерка.ле закрытия в 1930-х годах использовали под избу – читальню. Рассказала: Коновалова Людмила Алексеевна, 1958г.р. пенсионерка
Вернемся к нашим берегам. Свисает над той речкой ива… И мы туда ходили каждый день, вода там как в проруби, леденящая. Но в олове (заводь в реке) она была чуть потеплее. Сколько шлепок и тапок мы там потеряли, не счесть. И рыба там водилась — подкаменка. Вот в самую жару опустимся, как в прорубь. Лето, жара, плюс сорок, и вот оно, счастье. Поэтому энергии и сил у нас было хоть отбавляй. Ждали нас рутинные дела: поливка огорода и присадовой территории, сена телятам нарезать, убраться, приготовить еды. Побегать с нашей собакой, а как без этого. По субботам воды натаскать в баню, мы городские, мылись каждый день, благо была старая баня, бабушка там готовила, и вода была там, целый чан всегда летом. Ночью в прохладе вырубались мы без задних ног.
А что там с нашей рекой? Среди гор и лугов, разветвляясь, брала своё начало среди гор. По реке стояли тут и там «задвижки», они предназначались для перенаправления и сброса воды. Как называются они правильно, не помню. Обязательно около них был мосточек. Бурность реки и ее высота, наполнение речки зависели от количества дождей, так, после хороших дождей, что тут редкость, она была бурной, ржавой… Поэтому называли мы деревню «медвежий угол», всё, что не выжжет за лето, в августе смоет. Часто с трудом, по очереди мы пускали воду через канавки в огород, система была интересной. Вот раз и нет воды, бежишь ищешь, кто-нибудь внаглую успеет перекрыть источник воды себе. Ругались, ходили всегда с лопатой, чтобы перекинуть землю и направить воду обратно себе. Наполняли мы обязательно огромные ванны, прямоугольные, сотнями литров водоизмещения. И различные бочки, канистры, фляги. Пока не появился у нас собственный поставщик воды, колонка в ограде. Вода за день там нагревалась, и часто мы резвились в этих ваннах.
Вот вечерело, а мы во второй раз пошли на речку. Никогда и нигде в таком количестве не видела безумно потрясающих закатов: из пурпурно-красного до нежно-голубого, заливая золотом весь огород, и часов до трёх ночи стояло зарево, и, если было оттенено розовым, предстоял завтра жаркий день.
Река Уро, длиной 65 километров, водосборная площадь 329 км2.