Найти тему

Граф, недососланный в Вичугу из-за "очень трудной болезни" его жены.

Он автор знаменитой фразы, что Россия управляется непосредственно Богом, иначе невозможно понять её существование.

Он под началом Екатерины Великой создавал Эрмитаж, составив первый каталог его картинной галереи (2650 картин).

Первый каталог Картинной галереи Эрмитажа (СПб., Издательство Государственного Эрмитажа, 2018).
Первый каталог Картинной галереи Эрмитажа (СПб., Издательство Государственного Эрмитажа, 2018).

Его отец был фельдмаршалом, который совершил первый успешный поход в Крым, разорив столицу крымского хана, взял турецкую крепость Очаков, а затем в Петербурге низверг ненавистного временщика Бирона.

Речь пойдёт о графе Эрнсте Минихе (1708-1788), сыне фельдмаршала Бурхарда Миниха.

Эрнст Миних. Худ. Робинсон, 1845.
Эрнст Миних. Худ. Робинсон, 1845.

Во время правления императрицы Анны Иоанновны, а затем регентши Анны Леопольдовны, Миних-сын в чине обер-гофмейстера заведовал штатом и финансами императорского двора, т.е. занимал очень высокое положение.

Но когда к власти пришла императрица Елизавета Петровна, судьба Минихов кардинально переменилась. Фельдмаршал был приговорён к четвертованию, казнь в последний момент была заменена на ссылку в Сибирь.

Эрнст Миних во время дворцового переворота в ночь на 26 ноября 1741 был арестован одновременно с отцом, предан суду, лишен чинов и должностей. Ему было предъявлено обвинение в том, что, зная о планах Анны Леопольдовны провозгласить себя императрицей, не пытался отговорить ее. Поместья, принадлежавшие Эрнсту Миниху в Лифляндии, были конфискованы и, взамен их, в его владение было предоставлено выморочное, генерал-майора Корчмина, село Вичуга с деревнями, в которых было всего 713 душ крестьян. В Вичуге Миниху было указано жить безвыездно и для отправления его к новому месту жительства был назначен сержант Тобольского пехотного полка Егор Уланов, с двумя солдатами.

Село Вичуга в 1855 г. Рис. А. Кореонова.
Село Вичуга в 1855 г. Рис. А. Кореонова.

Об этом Миниху объявили 9 февраля 1742 г. и уже через несколько дней начались чудеса.

15 февраля вышел новый указ Елизаветы Петровны: "Бывшего обер-гофмейстера Миниха за болезнью жены его из Санкт-Петербурга ныне в данную ему Миниху деревню не посылать, а как жена его от той болезни освободится, тогда того Миниха и с женою его, по силе прежнего именного её императорского величества указа, отправить в немедленном времени в сенатской конторе, а до того времени содержать его под крепким караулом".

Что это за вдруг возникшая болезнь, ясно из донесения от 19 июля 1742 г. сержанта Егора Уланова: "По именному ее императорского величества указу из правительствующего сената февраля 9 дня 1742 года, определен я к бывшему обер-гофмейстеру Миниху для отвоза его в деревню, пожалованную вместо описных его деревень, в Кинешемском уезде из выморочных генерал-мaйopa Корчмина, в село Вычюгу с деревни; и для того дано со мною два человека солдате; и потом, февраля 15 числа, по именному ж ее императорского величества указу поведено было бывшего обер-гофмейстера Миниха за болезнью жены его оставить в Санкт-Петербурге и в пожалованную ему деревню Вычюг не ехать, покамест жена его от той болезни освобождена не будет; и как скоро она от той болезни освободится, то оного Миниха и с женою его по силе прежнего данного мне ее императорского величества указа и инструкции, отправить его в сенатской конторе в немедленном времени. И оная жена его прошедшего июня 13 дня родила и от той болезни освободилась и о том правительствующего сената контора что соблаговолит?"

Итак, 13 июня 1742 г. жена Эрнста Миниха родила. Кстати, родила ли Анна Миних? Об этом порассуждаем попозже...

Казалось бы, уж теперь-то пора готовиться к отъезду. Вичуга заждалась своего новоиспечённого хозяина...

Но не тут-то было! Ведь в указе императрицы не уточнено, что это за болезнь. Может речь и не о беременности вовсе?

В тот же день в сенатской конторе решено послать к "Миниховой жене" сенатского экзекутора Жеребцова, т.е. обычного судебного исполнителя, спросить, освободилась ли она от "той болезни".

23 июля Жеребцов пришёл к жене Миниха и получил ответ, что у неё, якобы, имеется болезнь в носу и она просила дать ещё пять недель на выздоровление.

Но жёнам Минихов, как выяснилось, не всегда верят на слово. Сенатская контора дала распоряжение медицинской конторе организовать медицинское освидетельствование Анны Миних.

12 августа жена Миниха была осмотрена двумя иностранцами: старичком доктором Минеатом и лекарем Эгидием, которые больше известны своей борьбой с моровыми болезнями. Их вердикт: что имеется "полипус в носу", что болезнь эту "в бывшее ее беременное состояние выпользовать было невозможно, отчего и по ныне не в совершенство еще выпользована", к тому ж жена Миниха весьма слаба, и поэтому "надлежит ей еще быть здесь в лечении".

8 октября 1742 года те же Минеат и Эгидий вновь осматривают жену Миниха. Полипус был на месте, да ещё на щеке "красную высыпь" обнаружили. Врачи заключили, что Анна Миних "имеет очень трудную болезнь полипус в носу" и "невозможно было показанный припадок вовсе искоренить или по крайней мере отвратить, чтобы оный полипус вновь паки не взрос".

И такая история про белого бычка длилась до мая 1743 года, к тому же к этому времени жена Миниха вновь считалась беременной.

Худ. Пьер Дюфло. Из фондов Государственного исторического музея.
Худ. Пьер Дюфло. Из фондов Государственного исторического музея.

Но 21 мая 1743 г. императрица своим "изустным" указом решила закрыть эту лавочку и всё же отправить семейство Эрнста Миниха в ссылку. Правда, за это время Минихи выхлопотали более выгодные для себя условия.

Как писал один свидетель той эпохи: "Определенная Миниху деревня для жительства была самая бедная; почему он просил пожаловать, вместо деревни, какое либо денежное содержание".

В результате, Елизавета Петровна в своем указе повелела, что Миниха "более в Санкт-Петербург не держа, отправить его на Вологду, где ему жить под смотрением воевод с товарищи и никуда без ведома воеводского из города не выезжать, чтоб он оттуда уйти не мог; деревень ему не давать, а вместо оных на его пропитание давать ему в годе денег по тысяче рублей".

На этом история "ссылки" в Вичугу сына фельдмаршала и его "владения" вичугским имением закончилась. Длилось это мнимое владение с 1 февраля 1742 г. по 21 мая 1743 г., т.е. год и почти 4 месяца.

Как известно, через год Вичугу пожалуют капитан-командору Сергею Даниловичу Татищеву.

А что же Минихи? Семейство отправилось в Вологду лишь через месяц, 23 июня 1743 г., т.к. "её императорское величество соизволила повелеть отсылкою графа Миниха в назначенное место от сената удержать до окончания родов жены его".

Итак, за время в Петербурге с "полипусом в носу" жена Миниха, согласно официальным сообщениям, родила дважды.

Согласно Википедии у Эрнста Миниха до опалы родилось двое детей: Иоганн в 1740 г. и Анна в 1741 г. Следующий ребёнок, который стал взрослым, родился уже в Вологде в 1744 г. О детях, родившихся в 1742-1743 гг. ничего неизвестно.

Существует документ со списком людей, которые отправлялись с Минихом в ссылку. Всего 13 человек: Миних с женой, дитя с кормилицей, нянька, три девки и 5 служителей мужского пола.

Указан всего 1 ребёнок из 4 возможных. Можно предположить, что с кормилицей был только что родившийся ребёнок. Тогда старших Иоганна и Анну могли оставить в Петербурге у родственников, а третий ребёнок умер вскоре после рождения.

Но можно предположить и другое. Беременность и роды (по крайней мере, первые) могли быть фиктивными, с целью дольше оставаться в Петербурге, в том числе, для того, чтобы способствовать отмене ссылки или смягчения её условий.

Как известно, Миних пробыл в ссылке в Вологде почти 20 лет. Здесь у него родилось ещё 7 детей (двое умерли во младенчестве) и умерла жена в 1760 году. В ссылке он написал мемуары, охватывающие период от рождения до лета 1741 г.

-5

В 1762 году, с воцарением императора Петра III, Миних был помилован и вернулся в Санкт-Петербург. При Екатерине II он вновь стал занимать видные должности: главный директор таможенных сборов страны, председатель Коммерц-коллегии (т.е. министр торговли). Был депутатом екатерининского парламента (Уложенной комиссии). Императрица даже хотела сделать Миниха директором Академии наук. О том, что он стоял у начала Эрмитажа уже было упомянуто (французская википедия, вообще, называет его основателем Эрмитажа, считая это главным достижением его жизни).

Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге.
Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге.