Найти тему
Воз сена

«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ» колония Макаренко

Яндекс Дзен
Яндекс Дзен

Начнем с того, что Макаренко был образованным, справедливым, работоспособным человеком с хорошей интуицией.

Именно интуиция ему подсказала, что подчинить беспризорников можно только подчинив себе отдельных главарей, став над ними. А значит, стать главарем главарей. Метод был прост – показать всем колонистам и, прежде всего главарям, свою моральную силу и честность через дележку полученных от государства и добытых самостоятельно материальных средств к существованию. И таким образом благодаря личному примеру сформировать вертикаль управления колонией. А дальше получить от государства право и заказ на трудовую деятельность, приносящую значительную прибыль, чтобы улучшить материальную жизнь в колонии. Труд был рутинным – сборка аппаратов, которые только начали производиться и дорого стоили.

Так образовалась исправительная («педагогическая») колония (которую кто-то назвал «коммуной», видимо, по аналогии с «коммунизмоЙ»). Подлинной свободы не было, а была полувоенная организация (Макаренко ходил в военной форме) с имитацией «демократического самоуправления». А все развитие «организации» состояло в росте производительности рутинного труда для материального обеспечения.

Далее скажем главное.

Отсутствие подлинной свободы и рутинный труд для удовлетворения животных потребностей не могли обеспечить полноценное и полное воспитание колонистов. Для создания полноценной системы воспитания надо было всю жизнь в колонии (прежде всего, труд и учебу) постепенно перевести на принципы тотальной креативности и свободы (без которой, понятно, невозможно никакое творчество). Но для этого у Макаренко, по-видимому, не хватило собственной креативности.