Материала много, поэтому будет несколько статей, это часть 1
I. О важности оформления
Один из способов эффектно начать – это интересное оформление начала. Эпиграф, обозначение частей, главы, главок (запись, эпизод и т.д.), название главы, указание времени и места и прочее – все может привлечь внимание читателя. Я уже писал об этом здесь (4 статьи):
Итак, иногда название главы выполняет функцию первого предложения, первого абзаца – привлекает внимание читателя.
Свифт, к примеру, пересказывает в названии события главы, интригуя ключевыми словами: «кораблекрушение», «лилипуты», «плен». Это дает ему возможность спокойно поведать предысторию, обрисовать героя и его тягу к путешествиям.
Акунин тоже дает в названии главы некую характеристику событию, не конкретизируя его. Обозначая время и место в первом абзаце, он усиливает первую характеристику (циничное / безобразное в прекрасный день), но снова не дает конкретики, тем самым «цепляет» читателя.
У Замятина и обозначение главы, и уточнение, и название сразу не понимаются читателями, привлекает именно необычность, дается некая ориентация на жанр.
II. Неактивные и активные начала
Все начала можно разделить на неактивные и активные. Деление условное, просто оно поможет рассмотреть формулы.
✅ Неактивные – это такие, в которых нет действия или оно выражено не ярко, а косвенно, опосредованно; различного рода описания, размышления и т.д.
✅ Активные – такие, которые сразу погружают читателя в действия героя, персонажа.
Не скажу, что одно лучше другого. Есть свои плюсы и минусы у каждой из групп. Я их назову с учетом того, что мы говорим о хорошей литературе.
Например, активное начало дает минимальное представление о герое. Если действия быстро раскручиваются, но в них важное о герое проявляется слабо, читателю может наскучить бесконечная «движуха».
И наоборот, неактивное начало, давая читателю первые эмоции, сообщая важную информацию о герое, без ярко выраженных действий тоже рискует стать скучным.
Вечный писательский вопрос: какое же начало лучше – активное или неактивное? Думаю, высший пилотаж – соединение того и другого.
Формул начала великое множество. Расскажу только о некоторых, которые нравятся мне самому.
III. Приемы начала не активные, но эффективные
I. Интересное представление героя
Чтобы понять, каким образом можно интересно представить героя, давайте посмотрим на обычную формулу представления:
место (время) + портрет(ы) персонажа(ей) + условная интрига:
Однажды весною, в час небывалого жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина. Первый из них, одетый в летнюю серенькую пару, был маленького роста, упитан, лыс, свою приличную шляпу пирожком нес в руке, а на хорошо выбритом лице его помещались сверхъестественных размеров очки в черной роговой оправе. Второй — плечистый, рыжеватый, вихрастый молодой человек в заломленной на затылок клетчатой кепке — был в ковбойке, жеваных белых брюках и в черных тапочках. (М. А. Булгаков, «Мастер и Маргарита»)
Надо быть Булгаковым, чтобы не сделать такое начало скучным. У него все же есть ощущение эпохи, переданное в названиях, в портретных деталях. И все же ничего особенного в таком начале нет. Рассажу о двух способах интересного представления героя.
1️⃣ Представление героя (персонажа) на контрасте
Контраст – всегда эффективный художественный прием. Мы о нем еще обязательно поговорим, а пока замечу, что, противопоставляя формы и смыслы, писатель привлекает внимание к тексту, больше, чем просто их показывая. Ирония, оксюморон, антитеза и прочее усиливают контраст.
Вместо лишних слов…
Он был необыкновенный красавец – вот просто удивительно!.. Инженер, человек исключительно состоятельный – у него имелось целых два пальто, зимнее и демисезонное. На химическом заводе в Сталиногорске он служил начальником цеха, а она в этом же цехе лаборанткой. Она – лукавая, кудрявая, на щеках ямочки – училась в техникуме и была очень строга, никаких кавалеров! Работа, служение, «прежде думай о Родине, а потом о себе»! (Т. Устинова Девчонки, я приехал!»)
Красавец / ноль портрета
Состоятельный / аж два пальто
Лукавая / очень строга…
Еще примеры:
Леон перелистывал «Философский энциклопедический словарь», невообразимой толщины книгу, в которой не было философии, когда услышал, что дядя Петя, младший брат отца, последовательно изгнанный из семьи, из квартиры, из партии, с работы (не одной), алкаш, только-только вырвавшийся после трёхлетних страданий из ЛТП, заделался фермером-арендатором в деревне Зайцы Куньинского района Псковской области. (Юрий Козлов, «Одиночество вещей»)
Я знаю ваш секрет: вы меня не любите. Да вы и сами-то мне противны так, что я на вас и смотреть не могу. (А. Иванов, «Победитель Хвостика»)
Несмотря на запрещение городской управы, он сидел верхом на пушке Зам-Заммах, стоявшей на глиняном постаменте против Аджайб-Гера, Дома Чудес, как называют Лагорский музей. Тот, кто владеет Зам-Заммахом, этим «извергающим огонь драконом», владеет Пенджабом. Большое орудие из позеленевшей бронзы всегда бывает первой добычей победителя.
Кима можно было оправдать до известной степени — он только что согнал с пушки мальчика Лалы Динаната — ведь Пенджаб находился во власти англичан, а Ким был англичанин. Хотя он был смугл, как любой туземец; хотя он предпочитал говорить на местном наречии, произнося слова как-то монотонно и певуче; хотя дружил с мальчиками на базаре — Ким был белый, беднейший из бедных белых. (Редьярд Киплинг, «Ким»)
Контраст, естественно, хорош не только в этом приеме.
Продолжение следует
Все статьи в подборке "Сюжет"
© Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам.
писательство писательское мастерство как написать книгу начинающий писатель литература