К.Н.Истомина мы знаем как живописца, которого всегда волновали проблемы цвета, теоретика и педагога, ставшего одной из ключевых фигур ВХУТЕМАСа, ВХУТЕИНа и Полиграфического института.
На формирование Истомина большое влияние оказало обучение в частной академии Шимона Холлоши в Мюнхене, где Истомин учился с 1906 по 1909 г. вместе с В.А.Фаворским. Фаворский в своих воспоминаниях об Истомине замечает, что «он действительно холлошинец настоящий». На становление художника также повлияли идеи Гильдебрандта. Так, Истомин пересказывал ученикам идею рельефа изобразительной поверхности: «необходимо…, чтобы предмет был органически связан с пространством и чтобы самый предмет и все его детали как бы “вылупливались” из пространства таким образом, чтобы каждый план предмета был поворотом пространства-фона».
Творческий метод художника можно назвать реалистическим и формалистическим одновременно.Занимаясь формальными изысканиями, он всегда оставался сторонником станковой живописи и работы с натуры.
К.Н.Истомин разрабатывал теорию цвета и написал несколько учебных программ по живописи. Тексты этих программ сохранились, но об авторской трактовке теоретических тем и практических упражнений мы можем судить только по воспоминаниям учеников.
Ассистент Истомина во ВХУТЕМАСе – Александр Лабас – вспоминал: «Он очень большое значение придавал изучению тёплых и холодных цветов, светлому холодному или теневому тёплому или, наоборот,тёплому освещённому и холодному теневому. Он считал, что решать предельные контрасты почти от белого и до чёрного нужно цветом и только цветом, и что можно взять сильнее, чем в натуре. Сохраняя цветовое отношение, можно и выделить какие-то предметы, даже прорисовать, но опять же, эта линия должна участвовать как цвет – цветовые пятна и цветовые линии».
В основу методики К.Н.Истомина была заложена теория развития и движения цветового пятна. Мы можем проследить движение цвета и ритм цветовых пятен в картинах художника. Кажется, что у каждого цвета есть своя партия, своя мелодия в большой симфонии живописи.
«Константин Николаевич одно время очень увлекался силуэтным решением, вешал обобщающие занавески (тюль перед натурой против света), чтобы яснее увидеть силуэты, цветовые контрасты светлого и тёмного – не света и тени, а цвета освещённой стороны и цвета теневого силуэта», – вспоминал А.Лабас. Тема цветного силуэта проходит через всё творчество художника. Он сам любил располагать источник света позади натуры. Разные по цвету пятна Истомин писал сближенными по тону.
Против света написана и его самая известная картина – «Вузовки»:
Понравилась статья?
Лайк и подписка будут поддержкой развития нашего канала🎨