Найти тему

Обет молчания. Часть 3

Предыдущая, вторая часть *** Начало, первая часть

Первым делом наскреб по карманам монет на самую дешевую бутылку водки, сбегал в магазин и, вернувшись, даже не сняв верхнюю одежду, наполнил до краев стакан. А как поднес его ко рту, понял, что не сможет сделать и глотка, что от одного запаха спирта его начинает выворачивать. С тех пор он не брал в рот ни капли спиртного. Неужели для его излечения нужно было, чтобы умер самый близкий ему человек?!

Последующие дни прошли для Ивана как в тумане. У него не было денег, чтобы похоронить мать. Помогли соседи – часть суммы собрали сами, а недостающую выделил городской бюджет по чьему-то ходатайству. Кто занимался организаций похорон, Иван не знал, да и от всепоглощающего горя вкупе с огромной виной, он тогда и себя-то не помнил. Очнулся в какой-то момент, ночью, у гроба. Вокруг никого не было. Лишь одинокая свеча горела рядом с покойницей.

- Сможешь ли ты простить меня когда-нибудь? – смотрел он на лицо матери, которую смерть изменила чуть ли до неузнаваемости. Нет, это точно была его мама, но такой он ее никогда не видел. Ему нравилось ее лицо, всегда! Когда улыбалась она, и в уголках глаз собиралось много мелких морщинок. Даже когда сердилась, она казалась ему красивой. И морщины на лбу ему тоже нравились… А сейчас вместо лица у мамы была безжизненная маска, эмоции которой не свойственны. И такой спокойной она казалась Ивану, что невольно думалось – избавилась она от сына-урода, что издевался над ней столько времени. Избавилась и успокоилась.

- Я сам себе этого никогда не прощу, мама, - понял тогда Иван эту простую истину.

В следующий раз он очнулся у свежего холмика на могиле матери. Как много времени провел на кладбище, не знал, но рядом уже никого не было. Да и проводить покойную в последний путь пришли не многие.

- Что мне делать, мама? Как жить дальше?

Иван понимал, что ведет себя как эгоист, что спрашивает совет у женщины, которую сам же и свел в могилу. Но больше ему и поговорить было не с кем. А мама молчала. И больше уже никогда он не услышит ее голоса. Вот тогда Иван заплакал впервые со времени детства. А груз собственной вины стал еще более велик.

- Помолись, сынок, легче станет, - раздался за его спиной старческий голос.

Иван обернулся и с большим трудом смог сфокусировать внимание на старушке. Откуда она взялась, так и не понял.

- Я не умею молиться.

- Невелика наука, - улыбнулась незнакомка. – Не знаешь молитв, проси прощения у Всевышнего своими словами. Он мудрый – всё правильно поймет, - возвела она глаза к небу.

Старушка ушла, а Иван еще долго не мог заставить себя покинуть кладбище. Ему все казалось, что если уйдет, то снова бросит маму. И лишь темнота заставила его отправиться домой.

С тех пор на кладбище он стал ходить чуть ли не каждый день. Все просил прощения у матери и не получал его. Легче не становилось, но постепенно Иван привык жить с чувством вины.

Пойти в церковь и исповедоваться Иван себя так и не заставил. Ну, отпустит ему Бог грехи, а сам-то он сможет простить себя? Нет! Не сможет. И жить ему отныне предстоит именно так – искупая свои грехи и вымаливая прощения не у Бога, а у матери.

Он больше не пил и не играл, но и как жить дальше, пока еще не понял. Однако, необходимость питаться, одеваться, оплачивать коммунальные услуги, заставила Ивана заняться поисками работы. Но долго ничего найти не мог. Тогда он порасклеил объявления с предложением помощи по ремонту компьютеров и установке программного обеспечения. Заказы были, но не так много, как хотелось бы. Однако, через некоторое время Иван смог купить сломанный ноутбук, починил его и занялся написанием собственной программы, которую получилось продать за хорошие деньги. С этого и начался его собственный бизнес, который очень быстро набирал обороты и вскоре начал приносить солидную прибыль.

Время шло. Иван много работал, дома почти не бывал. Бизнес его расширялся, а вот душа успокоения не находила. Все время он вспоминал покойную мать и думал о том, как поступил с ней. Прощения за это ему не было, а необходимость сделать хоть что-то во имя искупления своих грехов сподвигла заняться благотворительностью.

Сначала он открыл так называемый клуб по интересам или группу поддержки людям, зависимым от азартных игр и алкогольных напитков. Не так давно он сам был таким. Избавиться от зависимости его заставило не чудо и уж тем более не сила воли. Горе изменило его и страшная вина. Но он отлично помнил, что именно испытывал тогда, какую ужасную вел жизнь. И никому подобного Иван не желал, как и хотел помочь зависимым от пагубных привычек.

Клуб его довольно быстро приобрел известность не только в родном городе, но и за его пределами. Пришлось даже расширять штат, принимать новых психологов. Нередко Иван сам присутствовал на встречах, где рассказывал людям, к каким последствиям могут привести пьянство и игра на собственном примере.

И вот, спустя пять лет Иван мог справедливо считать себя успешным бизнесменом и состоятельным человеком. Его фирма считалась одной из самых крупных в городе. А «Клуб заблудившихся душ» по-прежнему развивался и разрастался. Появилась даже такая услуга, как телефон доверия, по которому любой мог позвонить и получить бесплатный совет от психолога.

Стало ли ему легче за эти годы? Успокоился ли он? Простил ли себя? Конечно, нет! Вина его по отношению к матери не становилась меньше. Сам себя он так и не простил. И очень часто вспоминал глаза мамы, как смотрела она на него, когда вел он себя непотребно, как жалела его, когда было ему плохо после очередной попойки. Как уговаривала она его перестать губить себя, а он ее даже не слышал, думая об одном – где взять денег на очередную опохмелку.

Мама ему снилась, с каждым годом все реже, правда. И ни разу во сне она его ни в чем не упрекнула. От мысли, что даже умерев по его вине, мама не злилась на него, Ивану становилось еще горше. В такие моменты он люто ненавидел себя, как и понимал, что уже ничего невозможно исправить. И сколько раз он мечтал, чтобы появилась возможность отмотать время назад. Тогда бы он повел себя совершенно иначе. Не выгнал бы мать на мороз, не умерла бы она от сердечного приступа. Не жил бы он сейчас один…

- Мамуля, я вырасту и буду зарабатывать много денег. А ты у меня будешь жить как королева и ничего не делать!..

Снова резали память слова…

Иван резко сел на диване, схватился за голову и приглушенно застонал. Он вырос. Зарабатывает даже не много, а очень много денег. А мать его, вместо того чтобы жить как королева, уже пять лет покоится в земле. И в который раз он подумал, что является самым настоящим подлецом, который и жизни-то не заслужил. А она, эта жизнь, еще и проявляет к нему благосклонность.

Иван бросил взгляд на часы. Уже шесть? Он и не заметил, как пролетело время, задремал, наверное. А что там сказала Марина? Во сколько начало праздника в приюте? Кажется, в шесть. Ну вот, и тут он опоздал...

СЛЕДУЮЩАЯ, ЧЕТВЁРТАЯ ЧАСТЬ