Не сотвори себе кумира! Часто повторяю эту расхожую библейскую фразу, когда чувствую, что моя любовь к какому-либо явлению перерастает в фанатизм. Ранее я уже писала о трепетном отношении к советскому кинематографу. Что ж, пора развеять розовые облака: на примете картина 1973 года под названием «Земля Санникова». Если честно, произведения, в основе которых лежит история, авторское произведение, миф, неизбежно меня влекут. Как режиссер интерпретирует те или иные события? С какого ракурса будет раскрыта тема? Будет ли фильм сопоставим с нашей реальностью? К сожалению, не на все вопросы зрителя отвечают. Кинолента «Земля Санникова» — ярчайший пример того, как гениальная идея теряет свой шарм в руках невнимательных творцов, не раскрывается в полной мере и вызывает в глазах смотрящего лишь чувство незавершенности. Согласна, довольно смелое заявление, но я уже готова парировать скептикам. Приготовьтесь восхищаться, ненавидеть и защищать Алинчика. Мы начинаем!
1. Сюжетные дыры
Я думаю, многие знают, что путешествие в поисках таинственной земли отнюдь не сказка, а сам фильм — синтез историй мореплавателей 19 века и одноименного романа Обручева 1926 года, вдохновленного теми же рассказами путешественников. Для тех, кто мало знаком с темой повествования, добавляю небольшую справку:
«Земля Санникова» наряду с легендами о «Летучем голландце», русалках и Атлантиде имела полное право на экранизацию, ведь научную фантастику массовый зритель ценит как и всё необъяснимое, в какой-то мере волшебное. Снимать «советский Аватар» (расхожая ассоциация) вызвались сразу два режиссера: Альберт Мкртчян и Леонид Попов. Будет справедливо заключить, что эти имена не стали нарицательными в мире отечественного кинематографа, а значит, что-то пошло не так.
- Отсутствие причин. Действие картины разворачивается в начале 20 века. Главный герой фильма Александр Петрович Ильин мечтает отправиться в экспедицию к таинственным землям. Разумеется, ему необходимо покровительство обеспеченных людей, отважная команда и план действий. Всё это наш исследователь находит неожиданно и в благодарность за настойчивость. Но вот вопрос: чем вызвано стремление Ильина идти к «Земле Санникова», рискуя погибнуть в вечной мерзлоте или же попросту вернуться ни с чем? Детское заветное желание? Дело, начатое отцом? Увлеченность наукой? Жажда наживы? Отсутствие каких-либо серьезных мотивов — серьезный промах данной картины.
В том же романе Обручева нам в качестве главного героя представляют политического ссыльного по фамилии Горюнов, знающего о существовании тайной страны по рассказам знакомых. Он смел, импульсивен, а его страсть побывать в неизведанных землях вполне объясняется попыткой доказать правду ну и, разумеется, получить признание. Частично образ Горюнова воплощен в роли Юрия Назарова — давнего знакомого Ильина.
- Неясные любовные линии. По всей видимости, сценаристы картины Марк Захаров и Владислав Федосеев решили добавить немного любви в приключенческий сюжет. Получилось довольно скомкано и не к месту. Одна из любовных линий длится не более двух минут: невеста Ильина ищет в глазах ненаглядного мысли о семейной жизни, но получает немое извинение жениха. Свадьбы не будет:
— Всё-таки уходишь? Ты страшный человек, непонятный! Зачем ты это делаешь?! — Если сможешь, прости. Прости, потом... когда-нибудь. — Когда-нибудь... после твоей смерти!
Кто эта милая леди? За что она любит Александра? Почему он так легко о ней забывает? Ответов не будет, ровно как и самой барышни в следующих эпизодах. Ей на смену придет девушка из племени онкилонов, готовая раскрыть главному герою все секреты таинственной земли. Однако и эта романтическая история также не обернётся чем-то существенным. Да и не ясно, понравилась ли гостю добрая хозяйка.
- Всё по-русски. Что может быть лучше, чем услышать родной язык вдали от дома? Удивительно, но племя онкилонов быстро наладило коммуникацию с героями Вицина, Даля, Назарова и Дворжецкого. Хотя по книге Обручева исследователям понадобились знания чукотского для переговоров. Всё дело в том, что жители таинственных земель около 400 лет назад бежали в эти края, спасаясь от агрессивно настроенных чукчей. Понятное дело, режиссеры хотели упростить себе задачу, но можно же было внести хоть какие-то изменения в речь коренного населения. Вряд ли «онкилонский» диалект сопоставим с грамматическими и фонетическими нормами 20 столетия.
2. Есть только песня!
Призрачно все в этом мире бушующем
Есть только миг, за него и держись!
Есть только миг между прошлым и будущим
Именно он называется жизнь...
Уверена, что эти строчки известны даже тем, кто никогда не видел экранизацию романа Обручева о затерянных землях. Из этого следует, что текст Леонида Дербенёва и музыка Александра Зацепина вышли за пределы кинематографа и, в какой-то мере, стали основанием для просмотра «Земли Санникова». Подобные случаи не редкость в мире искусства: сейчас уже мало кто вспомнит о сюжете «Акванавтов» 1980 года, зато саундтрек «Пообещайте мне любовь» до сих пор греет женские сердца и не покидает караоке. Теперь и не скажешь точно, стоит ли вообще смотреть картину о Земле Санникова, если музыкальная составляющая вытесняет все возможные плюсы? Здесь я, конечно, погорячилась. Фильм Альберта Мкртчяна и Леонида Попова имеет неплохой актерский состав и хорошо прописанные реплики персонажей, которые вполне можно «растащить» на цитаты:
— Умом тебя Бог не наградил... А тебе и без надобности, он тебе только обуза.
— Не называй меня чужим человеком.
— Хорошо, чужой человек.
Однако вместе с такими глыбами как Олег Даль и Георгий Вицин, в кадре мелькает весьма сомнительный Шаман, чья актерская игра явно оставляет желать лучшего. На мой вкус, человек, который является центром религии и культуры целого народа, не должен выглядеть смешно в сценах обрядов, жертвоприношений да и просто бесед. Допускаю, что определенная вина лежит на операторе, но Махмуд Эсамбаев мог бы поработать над образом, сделав черного шамана убедительным и где-то устрашающим в глазах онкилонов и поклонников советского кинематографа.
3. А идея-то какая?
Помните финальную сцену фильма? Герой Дворжецкого пытается преодолеть снежную пустыню, чтобы спасти людей, отрезанных от цивилизации. Титры появляются так скоро, что зритель не успевает осмыслить приближение конца. На этом всё? Недосказанность, порой, придаёт особую атмосферу произведениям искусства: на ум приходит заключительный эпизод фильма «Тот самый Мюнхгаузен», где знаменитый барон, прощаясь с серым социумом, медленно поднимается к небу по верёвочной лестнице. Элементы божественного «воскрешения», любовь к правде, нонконформизм — всё это угадывается публикой в сцене с Янковским.
Если мы говорим о «Земле Санникова», конкретный эпилог необходим. Ильин собрал команду, проделал трудный путь, отказался от семейного очага и теплого пледа ради... чего? Естественно, смерть возможна в опасном путешествии, но мы даже не знаем, умер наш герой или сумел сохранить жизни людей? Остается додумывать исходы:
- Если Александр спас онкилонов, почему бы не показать дальнейшие события, хотя бы вкратце? Дикие племена, населяющие Землю Санникова, в новом мире, где ходят поезда, корабли, где всё продается и покупается. Разве не интересно было бы посмотреть на адаптацию детей природы, их непонимание нового времени?
- Если Ильин чудесным образом восстановил тепловой режим, режиссеры имеют возможность превратить картину в альтернативный «Аватар», тем более, что во времена СССР фильма о Пандоре просто не существовало. Разве не смогли бы наши сценаристы объяснить жажду наживы, борьбу естественности и прогресса, красоту, за которую стоит умирать? Эта история о независимой культуре могла бы быть куда более реальной, чем синие человечки из далекого космоса.
- Если герою не удалось выжить, что мешает продемонстрировать масштабы бедствия? Разрушенный мир, случайные жертвы, нереализованная мечта учёного — на что только не способна человеческая глупость!
Итоги
В очередной раз пересмотрев фильм 1973 года, я убедилась в том, что успешные актеры, неожиданный первоисточник и потрясающая песня не гарантируют по-настоящему качественный кинопродукт. Взаимодействие режиссера и сценариста, как правило, является системообразующим механизмом в работе над кинолентой. За «Землю Санникова» схватилось сразу четверо любителей Обручева и это, возможно, превратило создание фильма в некий хаос. С другой стороны, а где найдешь порядок? У меня, знаете ли, на этом канале тоже не всё по полочкам, но точно есть, что посмотреть и над чем подумать. Поэтому я выражаю своим читателям благодарность за время, уделенное моей статье, и рекомендую подписаться. Лайки и комментарии не игнорируются!
Ваш Алинчик 🐹