Поездами пользовались практически все жители постсоветского пространства. И почти все они знают, что раньше поезда таскали за собой паровозы, которые появились еще до создания СССР. Но вот ответить на вопрос когда, где и кем создавались первые паровозы смогут далеко не все, даже среди железнодорожников.
А начиналось все так. Военный инженер Николо Жозе Киньо задумался, а нет ли возможности как-то механизировать перемещение пушек. В 1769 году он представил на суд коллег первую машину, способную транспортировать артиллерийское орудие. Она использовала энергию пара. А в следующем году мир увидел паровоз No2.
Машины созданные Киньо больше напоминали не паровозы, а локомобили, были тяжелы в управлении и военных особо не заинтересовали. Но это были обычные "болезни роста" и первые паровозы вполне можно было "довести до ума". Вот только такой возможности изобретателю не дали. За связи с оппозицией Николо Жозе (вместе с заказчиком) был отправлен в ссылку.
А вот в 1801 году публике был представлен "Puffing Devil ", чьим создателем являлся Ричард Тревитик (его обычно и считают отцом паровоза). Созданный Тревитиком транспорт ездил по рельсам и вполне соответствовал предназначению по перевозке грузов. Однако в те годы сталь для рельсов была дорогая, а чугун далеко не всегда справлялся с нагрузкой. Но изобретатель не унывал, и спустя 7 лет публике был продемонстрирован паровоз, развивавший скорость до 30 км/ч.
Идея создания паровоза упала на благодатную почву – его изобретатели появились не только Англии, но и в других государствах. Первой по-настоящему удачной конструкцией смог похвастаться Джордж Стефенсон, созданный им паровоз мог перемещать со скоростью 10 км/ч груз массой 50 т.
Стефенсон проявил себя не только талантливым изобретателем, но и коммерсантом. Ему удалось убедить состоятельных шахтовладельцев сделать первую в мире железную дорогу, связавшую Стоктон и Дарлинг. Вслед за этим англичанин сконструировал свою знаменитую "Ракету", что привело к триумфальному шествию паровозов по планете.
Люди, называющие изобретателями паровоза Ефима и Мирона Черепановых (они отец и сын, а не братья, как ошибочно многие полагают) по-своему правы, ведь они являются создателями первого российского сухопутного парохода (так первоначально в России называли паровозы). Они свое изобретение продемонстрировали в 1834 году. А в 1836 году между Меднорудянским родником и Выйским заводом была проложена первая в стране железная дорога длиной 854 м.