Найти в Дзене
Евгений Белов

РАССКАЗЫ ОТЦА-2. Эсеровский мятеж в Рыбинске 1918 года.

Расстрел мятежниками большевика в Ярославле.
Расстрел мятежниками большевика в Ярославле.

Пламя гражданской войны разгоралось всё жарче. Рыбинская красная гвардия из бывших крючников была преобразована в ЧК. Расположились чекисты в пустующем здании новой биржи. Это здание, построенное в псевдорусском стиле, самое красивое в городе и по сей день. Сейчас в нем расположен городской музей. Жаль только в экспозиции музея я не нашел ни Михаила Максимова, ни информации об истории здания в Гражданскую войну. Музейные гиды на мои вопросы тоже ничего вразумительного не могли сказать. А фотографии в экспозиции музея про период революции и Гражданской войны касаются не самого Рыбинска, а железнодорожного поселка, который в то время был за чертой города.
Вскоре для новой спецслужбы нашлась серьёзная работа. Чекистам сообщили о возможности офицерского мятежа в городе. Крючники книжек отродясь не читали и про Шерлока Холмса ничего не слышали, но человеческая мысль идет одинаковыми путями. В качестве сборщиков информации бывшие грузчики, а теперь чекисты—агенты спецслужбы, использовали детей-подростков. Дети расположились для игр напротив подозрительных домов, а вечером сообщили, в какие дома заходили незнакомые мужчины. Ночью чекисты провели облаву по всем выявленным адресам. Было арестовано несколько десятков человек. Утром тех, кто смог подтвердить наличие родственников и мирную причину появления в городе, отпустили. Но большую часть вывели на берег Волги, поставили к стенке новой биржи и расстреляли. Сколько из них было случайных людей ни тогда, ни, тем более, сейчас, сказать невозможно. Однако точно известно, что костяк мятежников был сломлен именно тогда, в первую ночь. И если в соседнем Ярославле мятеж на короткое время победил, то в Рыбинске советская власть устояла. Не помогло мятежникам и присутствие в нашем городе самого руководителя всероссийского мятежа Савинкова. Слабая попытка захватить оружейные склады закончилась неудачей — не хватило сил. Ещё бы, лучшие бойцы остались лежать под стенкой новой биржи. После неудачи, Савинков бросил своих соратников, нагло и бесстрашно пройдя через боевые порядки красных к железнодорожному вокзалу, уехал из города.

В планах мятежников Рыбинску отводилась ключевая роль – он должен был стать ядром общего всероссийского восстания. Здесь были большие оружейные склады, здесь были хлебные элеваторы, здесь был транспортный узел, связывающий Петроград с югом России. Победа советской власти в Рыбинске лишило мятеж надежды. Впрочем, все ещё могло измениться. Из Питера в Рыбинск шел эшелон с офицерами. Какая-то часть из них была вооружена, остальные должны были вооружиться в Рыбинске и таким образом действительно превратить мятеж во всероссийское восстание. Кучка чекистов никак не могла победить их в прямом бою. В эшелоне были сотни, а может даже и тысячи бойцов. Но кого нельзя победить, тех можно напугать. Полагаясь на русский авось, объединенный отряд рыбинских и железнодорожных чекистов выступил им навстречу. Где-то у станции Волга они преградили белогвардейцам путь. На путях поставили свой железнодорожный состав, а справа и слева от полотна поставили по пулемету. Увидев перекрытый путь, белогвардейцы остановили свой эшелон. Офицеры попрыгали было на насыпь, но под огнем пулеметов полезли обратно в вагоны. Вперёд, для переговоров вышел полковник. Навстречу ему вытолкнули дядю Мишу, для солидности на него повесили маузер и бинокль. Если бы кому-то захотелось бы снять фильм по этой истории, то со съемкой этого эпизода возникли бы серьезные трудности. Все попытки полковника разобраться с чекистами по логике и на литературном языке прерывались фразами типа: «Мать-перемать, поворачивайте назад!». Ну а что ещё мог сказать вчерашний грузчик – его дипломатиям не обучали. Удача не покидала рыбинских крючников. Смешно, но ведь у них снова все получилось. Не зная истинных сил противника, белые офицеры решили, что против них серьёзный противник, и отступили. Это был один из таких моментов, которые в результате решают историческую судьбы мира. Что могло бы произойти, если бы эшелон с офицерами прорвался в Рыбинск. Судьба советской России в тот момент висела на волоске. Победоносный мятеж внутри страны в сочетании с наступлением белых и иностранной интервенцией могли бы привести к её падению. Не было бы индустриализации и коллективизации, не было бы Победы и Космоса. Мы жили бы совсем в ином мире. Думается, что нельзя забывать этих людей и их дела.
Удача и дальше не оставляла Михаила Максимова. В 20-е годы он был списан из ЧК по болезни, по отсутствию образования и личных амбиций начальником не стал и кровавые 30-е и 40-е прокатились мимо него. Будучи по природе человеком добродушным и нравственным, в старости он отнюдь не гордился своим революционным прошлым, а больше сокрушался, что на его руках осталось немало невинной людской крови.

Здание хлебной биржи в Рыбинске. В 1918г. в нем размещалось ЧК. Внизу у стенки расстреливали офицеров-мятежников.
Здание хлебной биржи в Рыбинске. В 1918г. в нем размещалось ЧК. Внизу у стенки расстреливали офицеров-мятежников.