Предисловие
Уважаемый читатель!
Первая сура Священного Корана посвящена Господу миров и имеет название «Аль-Фатиха» – «Отверзающая дверь досточтимому Писанию». Именно эта сура открывает дверь к исламским знаниям, а со слов "во Имя Аллаха, Милостивого, Милосердного" каждый праведный мусульманин начинает возносить молитвы Всевышнему Аллаху.
Но человек может обладать как ложным (неправедным), так и истинным богатством. Истинное богатство мусульманина – богатство его души исламскими добродетелями, которые подобны цветам, украшающим сады Рая. Это бесценное сокровище и есть дверь в Вечное Царство Небесное. Чтобы сокровище не было растеряно, нужно почаще обращаться к знаниям.
Яркой путеводной звездой Ислама является посланный как милость для всех миров, печать Пророков, господин всех сыновей Адама и Евы, совершенный человек, благородный и досточтимый врачеватель душ человеческих, причина нашего счастья в мире ближнем и вечном, радость наших сердец – Мухаммад Мустафа (саллаллаху алейхи ва саллям).
Книга вобрала в себя полезный и необходимый каждому мусульманину багаж знаний, став своеобразным путеводителем в мире исламских знаний, превращающим каждый аспект познания в увлекательный поиск целостной системы исламского образа жизни, ибо Ислам – это и есть сама жизнь во всей её многогранности и совершенном понимании.
В книге вы найдете ответы на важные вопросы, с которыми сталкиваются мусульмане в поклонениях и повседневной жизни. Мусульмане извлекут из нее много ценных сведений и практических советов, а человек, ищущий смысл жизни, откроет в ней для себя глубочайшую мудрость и красоту исламской религии.
Как известно, шариатские науки опираются на две основы – Коран и Сунну Посланника (мир ему). Эти источники являются весами и нашей книги. Если же весы веры будут испорчены, а жизнь не приукрашена поклонением, то искать другие весы не имеет смысла.
Для каждого мусульманина обладание знаниями, разделяющими халяль и харам, истину и ложь, позволяющими выполнять религиозные обязанности, является фардом. Первое повеление Всевышнего Аллаха в Священном Коране гласит: «Читай во Имя Господа твоего» , – что указывает на важность обучения и образования.
Досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) повелевал: «Получение знаний является обязанностью для каждого верующего мужчины и женщины», – а во время прощальной хутбы он сказал: «Пусть находящиеся здесь донесут до тех, кто отсутствует, сказанное мной: быть может, призываемые поймут лучше, чем призывающие».
Прерогатива вынесения решений на основе Корана и Сунны принадлежит муджтахидам. Однако, сам процесс обучения на основе вынесенных решений, как и их строжайшее выполнение на практике, является ответственностью верующего. В этом смысле книга может оказаться настольной не только для каждого мусульманина, но и для каждой мусульманской семьи.
По мнению великого исламского ученого имама аш-Шавкани (ум. 1250/1832), те из сахабов, табиунов и атбаут-табиунов, которые не достигли уровня муджтахидов, узнавая у них доказательства, связанные с какими-либо проблемами, следовали им. Это положение заставило ученых изучать доказательства. Появилась возможность сравнения сильных и слабых доказательств, упоминание доказательств в произведениях раннего периода также содержит и наша книга.
Так как мир стал тесен, а мусульмане разных мазхабов близко встречаются в хадже, умре, служебных или туристических поездках, при подготовке книги, вместе с основами по мазхабу имама Абу Ханифы (да будет над ним милость Аллаха), приведены сравнения в важных вопросах с другими мазхабами.
В книге кратко описаны причины появления различий между мазхабами, считающимися частными случаями в поклонениях, с целью установления толерантного отношения между верующими разных мазхабов в вопросах, не относящихся к сути. В общем понимании, всякое действие, которым доволен Всевышний Аллах и которое основано на имане (вера) и ихласе (искренность), является поклонением. Целью обучения полезным знаниям являются практические действия.
Всевышний Аллах обращается к правоверным со Словами:
«О, вы, которые уверовали! Почему вы говорите то, чего не делаете?».
Достопочтимый Посланник (мир ему), делая дуа, молит Его о ниспослании знаний:
«О, Аллах, дай мне пользу от того, чему Ты меня научил, надели меня полезными знаниями, увеличь мои знания. О, Аллах, я прибегаю к Тебе от бесполезного знания».
Книга состоит из семи частей. В первой рассматриваются темы основ Ислама, понятия религии, истории сотворения человека, прихода его в этот мир, положения и ответственности в мире.
Во второй – уделяется внимание основам веры, вопросам раскрытия акыды в необходимом для каждого верующего объеме.
В третьей – раскрывается тема внутреннего и внешнего очищения человека, его окружения.
В четвертой – уделяется внимание намазу, его положениям и дуа.
В пятой – описывается пост, его виды, положения и мудрость.
В шестой – говорится о закяте и фитре, обозначены положения закята с наземных и подземных богатств: денег, запасов золота и серебра, товаров, животных и урожая, рассмотрены положительные итоги внесения этих положений в жизнь общества.
В седьмой – проработаны темы хаджа, 'умры и курбана. В этой части уделяется много места знаниям о поклонениях, которые выполняются в хадже, с примерами и сведениями, необходимыми человеку, совершающему хадж.
Но поскольку Ислам упорядочивает отношения, связанные с жизнью человека от рождения до смерти, жизнью общества, то они раскрываются в более обширных первоисточниках, а поэтому книга не охватывает всех предписаний Ислама. Доказательства, на которые опираются приведенные положения, указаны в сносках.
Прошу, чтобы Всевышний Аллах был доволен нашим скромным трудом. Старание – от нас, успех – от Аллаха.
Проффессор доктор Хамди Дёндюрен
Первая часть
Основные сведения
• Зарождение религий
• Особенности религии Ислам
• Источники религии Ислам
• Правовые и теоретические школы
• Обязанности «мукалляфа» (верующего)
І. Зарождение религий
А - Понятие религии
Религия – это предписанные Аллахом законы для людей, а если формулировать более полно: свод или совокупность божественных повелений и приказов, переданных через Пророков и направляющих людей по истинному пути, удерживающих их от совершения недостойных поступков. Исходя из этого, можно сказать, что понятие "религия" вбирает в себя как теоретические принципы, так и практические вопросы, касающиеся обязательных предписаний. Религия регламентирует отношения между рабом и Господом, между людьми и окружающим миром. Каждый разумный человек может прийти к пониманию того, что Вселенная, несомненно, имеет своего Творца, потому что человек наделен всеми возможностями для этого. Человек – существо разумное и чистое по своей природе, поэтому обладает всеми возможностями для постижения Истины. Как известно, Пророк Ибрахим (Авраам – мир ему), будучи еще ребенком, смотрел на Солнце, Луну, звезды, и рассуждал, не они ли владыки всего сущего, но, увидев, что они исчезают, почувствовал незримое присутствие Бога и, таким образом, укрепился в вере – в Аллаха: Творца всего сущего (сура «Аль-Ан'ам», 6/75-78).
Немного подумав над устройством мира, человек легко поймет, что все это не могло возникнуть просто так, по случайному стечению обстоятельств. Увидев во Вселенной абсолютную гармонию и поразительное равновесие, он почувствует Мощь Создателя и божественную закономерность. Для постижения этого нет необходимости в предварительных знаниях, так как каждый, кто знает, что два больше, чем один, легко поймет и примет вышеизложенную истину. Ведь душа каждого из нас наполнена верой в Творца и готова каждую минуту подтвердить это. Познание Аллаха есть естественное свойство и необходимость каждого человека.
Об этой особенности человеческой души в Коране говорится:
«Если ты их спросишь: «Кто сотворил Небеса и Землю?», – то они, несомненно, ответят: «Аллах». Скажи им: «Хвала Аллаху!». Но большинство их не разумеют [истины]» (сура «Лукман», 31/25).
В другом аяте Корана повелевается:
«Обрати же свой лик к религии с верностью по установлению Аллаха, которую Он предписал людям. То, что сотворил Аллах, не подлежит изменению – таков [закон] истинной веры. Но большинство людей не ведают [этого]!» (сура «Ар-Рум», 30/30).
Когда язычник из курайшитов по имени Ас бин Вайл, взяв в руки истлевшую человеческую кость и показав ее, спросил: «Кто может оживить эти истлевшие кости?», – Прорску Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) был ниспослан аят:
«И приводит он притчи, забыв о том, кем сотворен, и говорит: «Кто же оживит истлевшие кости?». Отвечай (Мухаммад): «Оживит их Тот, Кто создал поначалу, ибо Он сведущ в любом творении» (сура «Йасин», 36/78-79).
Сложнее всего первое творение, но Тот, Кто сотворил первый раз, обладает необходимой Мощью и для второго творения. Если этого Могущества хватило, чтобы сотворить человека, разве не хватит его, чтобы оживить человека в Судный День?
Стремление к чистоте, заложенное в природе человека, рушится под влиянием ближайшего окружения и наущений шайтана. Сначала человеческая душа, обладающая зеркальной чистотой, расположена к созерцанию божественного полотна Вселенной, но из-за чрезмерного стремления к мирскому богатству и ненасытного желания низменных страстей темнеет и покрывается грязью грехов. В хадисе Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) говорится:
«Каждый ребенок рождается на белый свет чистым (от заблуждений), но затем родители воспитывают его иудеем, или христианином или же язычником» (Бухари, «Джанаиз», 30/80). (То есть, родители-язычники воспитают ребенка согласно своим верованиям).
С другой стороны, недостаточно одного только размышления о Существовании Творца и подтверждения Его Божественного присутствия. Необходимо познание Аллаха должным образом (со всеми Его Совершенными Качествами и Прекрасными Именами). А для этого, в свою очередь, необходимо хорошо знать себя, свои природные качества. Поэтому говорят: «Кто познает себя, тот познает Господа». Об этом Аллах в Коране повелел:
«Скоро Мы покажем им Наши аяты в разных краях и среди них самих, пока они не удостоверятся, что он (т. е. Коран) – Истина. И неужели (им) не достаточно того, что Господь твой – Свидетель всему сущему?» (сура «Фуссылят», 41/53).
Все знания о собственной сущности человека, далекого от религиозных чувств, состоят лишь из сведений о наружном и внутреннем строении его тела, полученных из внешних источников. Что касается знаний о душе, то они представляют собой лишь поверхностные знания. Поэтому каждый человек должен изучать и познавать свою сущность: «Кто такой человек? Откуда он явился? Как может обрести вечное счастье?». Тот, кто ищет ответы на эти вопросы, не сможет ответить на них, если будет опираться только на свой разум и собственные понятия. На эти вопросы может дать ответ только религия, которая исходит из божественного источника. Однако, обычный человек не обладает способностью установить прямую связь с Творцом, поэтому он не может знать, что разрешено божественным законом, а что запрещено. Чтобы передать простым смертным Свои повеления, Аллах посылал людям Пророков. Совокупность и систему божественных приказов, ниспосланных через Пророков, называют религией.
Б – Сущность человека
Первыми людьми на Земле были досточтимые Адам и Хавва (Ева). Творец создал праотца человечества Пророка Адама из глины и вдохнул в него от Духа Своего. Когда Адам (алейхиссалям) ожил, по повелению Всевышнего Аллаха все ангелы – в знак проявления уважения перед творением Создателя – пали ниц перед ним. Однако Иблис (Дьявол), возгордившись превосходством своего творения [он был сотворен из огня], посчитал себя выше Пророка Адама и отказался поклониться творению Аллаха. За гордыню Иблис был лишен милости Господа и изгнан из Рая¹.
Аллах сотворил человека самым прекрасным творением и повелел ему: «Иди и поздоровайся с ангелами. Потом послушай, как они тебе ответят. Этот ответ и будет формой твоего приветствия и твоих потомков». Пророк Адам направился к ангелам и воскликнул: «Ас-саляму алейкум (да будет над вами мир)». Ангелы дружно ответили: «Ас-саляму алейка ва рахматуллах (да будет над тобой мир и милость Аллаха)»².
Затем Господь сотворил досточтимую Хавву (Ева). Согласно самому распространенному представлению, Аллах сотворил ее из ребра. Но известно и другое мнение, что она была сотворена из кости грудной клетки. В Коране сообщается:
«Именно Он сотворил вас из единой души и из нее же создал супругу, чтобы он (т. е. Адам) находил покой у нее. Когда же [Адам] сошелся с ней, она понесла легкое бремя и стала ходить с ним. А когда она отяжелела от бремени, они обратились к Аллаху, своему Господу: «Если Ты пожалуешь нам благочестивого [сына], то лишь к Тебе (устремится) наша благодарность»» (сура «Аль-А'раф», 7/189; «Ан- Ниса», 41).
Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) советовал верующим следующее:
«Хорошо относитесь к женщинам, ибо они сотворены из ребра. И самое искривленное место ребра – это верхняя часть. Если попытаетесь выпрямить ее, то поломаете. Оставите ее в покое – будет все время кривой» (Бухари, «Анбия», 1).
Поместив первых людей в Рай, Аллах запретил им приближаться к одному дереву и есть его плоды. Шайтан, мучимый черной завистью, приблизился к ним и стал нашептывать: стал шайтан нашептывать им, чтобы открыть им глаза на их срамные части, на которые они [до того] не обращали внимания. И он сказал им: «Ваш Господь запретил вам [плоды] этого дерева лишь с той целью, чтобы вы не стали ангелами или не обрели бы вечной жизни» (сура «Аль-А'раф», 7/20).
Они подумали, что Шайтан действительно желает им добра, и, поверив ему, съели плод запретного дерева. Нарушением запрета они навлекли на себя гнев Аллаха. Он – Аллах – научил их словам молитвы раскаяния. Первые люди неустанно читали эту молитву:
رَبَّنَا ظَلَمْنَا أَنْفُسَنَا وَإِنْ لَمْ تَغْفِرْ لَنَا وَتَرْحَمْنَا لَنَكُونَنَّ مِنَ الْخَاسِرِينَ
«Они ответили: «Господи наш! Мы наказали сами себя, и, если Ты не простишь нас и не смилостивишься над нами, мы обязательно окажемся в числе потерпевших урон» (сура «Аль-А'раф», 7/23).
Господь принял молитву Пророка Адама и Хаввы, но теперь, прежде чем снова попасть в Райские сады, они должны пройти через разные испытания, а в Судный День подвергнуться допросу и дать отчет о своих деяниях в земной жизни. С этой целью они были посланы на Землю (сура «Таха», 20/122-123; «Аль-А'раф», 7/24).
Так началась земная жизнь Адама и Хаввы и их потомков в лице всего человечества. Однако изменились условия появления людей. Теперь люди не создавались, а рождались. Что касается других созданий, то они размножаются путем оплодотворения, прививания и деления.
Процесс зарождения и развития плода в утробе матери в Коране описывается таким образом:
«Вместо Аллаха он поклоняется тому, что не приносит ему ни вреда, ни пользы. Это глубокое заблуждение! Он поклоняется тому, кто более вредит, чем помогает. Негоден он как господин, негоден и как товарищ! Воистину, тех, кто уверовал и вершил добрые деяния, Аллах вводит в сады с ручьями текучими. Воистину, Аллах Творит то, что пожелает...» (сура «Аль-Му'минун», 23/12-14).
Примечания:
¹См. суры: «Сад», 38/71-76; «Аль-А'раф», 7/12; «Аль-Хиджр», 15/29; «Ас-Саджда», 32/8-9.
²Куртуби, «Тафсир», 20/45; Бухари, «Сахих», 4/102; Халку Адам, 2; «Тажриди сарих».
Автор книги: профессор, доктор Хамди Дёндюрен
Следующий урок: «Урок 2: Первый человек»
Мы в соцсетях:
Facebook
Telegram
Instagram
Youtube
VK