Содержанием экономической деятельности в третьей экономике является обряд поощрения с целью получения желаемого. Причем, поощрение как природных сил, так и людей, что, впрочем, тоже природа.
Производительными силами являются силы самовозрастания запасов. Причем и сегодня сельское хозяйство в значительной степени занимается обрядом поощрения. Агрономы хотя и имеют научное образование, но успехи в выращивании все еще являются искусством, а не точной наукой. Если одни и те же, применяемые из года в год агрономические мероприятия дают различные год от года результаты, то что они - если не обряды поощрения самовозрастания?
Достаточно сказать, что теории почвы до сих пор нет и, вероятно, не предвидится. Гидропонные овощи – это оболочки, надутые водой, ни вкуса, ни запаха. Качество овощей, выращенных на почве, для гидропонных овощей недостижимо. Хотя питательные растворы составлены по науке. Но, что важно – результаты одинаковые и предсказуемые – гарантированные. Поэтому гидропоника – это производство, а не обряды. Другое дело, что ошибка в том, что гидропоника применяется к почвенным растениям. Понятно, что «вынужденность» коммерческая: люди платят за знакомое. Гидропонику правильно применять к плавающим съедобным растениям. Но для перехода на плавающие растения нужно целенаправленно менять вкусы населения.
В конечном счете это станет необходимым из-за превращения сельского хозяйства в индустриальное производство продуктов питания в процессе цифровизации. Что будет означать, что самовозрастающие запасы останутся лишь там, где по-другому невозможно, подобно тому как из запасов, образующих скопления в природе (вторая экономика), в индустриальной экономике (четвертой) используются лишь ископаемые.
А пока этого не произошло (третья экономика), то все, что можно и возможно, рассматривается как самовозрастающие запасы. Жизнь наполнена экономической деятельностью, сплошь состоящей из проведения обрядов, обрядовых действий, ритуальных рефлексов. Потому что по представлениям людей третьей экономики, без поощрения ничего не происходит. Ни травы не зазеленеют сочнее, ни солнце не всходит выше, ни дождь не окропляет обильнее, ничего.
Нам, современным людям, отягощённым современным образованием известно, что многое в природе происходит само собой и не требует специальных обрядов. И в жизни людей третьей экономики так иногда случается, что обряд не провели, а что-то нужное само собой произошло, самовозрасло. Чудо? С точки зрения мировоззрения человека третьей экономики – чудо! Может, он после этого решится не проводить обряд? Не факт, зависит от того, как воспитан, но желание, чтобы само собой происходило, возникает. Это удовлетворимое (так уже было) неудовлетворенное (не проводить обряд нельзя) желание – субъективное явление.
Человек не знает, почему произошло то, что произошло, поэтому предмет удовлетворения желания неизвестен, но известен апофатический момент – не проведен обряд. И поскольку человек не проводил обряд, но тем не менее получил желаемое, то испытывал удовлетворение по сути без труда.
Удовлетворение от самовозрастания запасов без обряда поощрения называется блаженством.
В терминах структуры культурного упадка – это случайное отклонение, свидетельствующее о том, что получать желаемое без обрядного труда в принципе возможно. Если человек, страждущий блаженства, перестанет проводить обряды систематически, то это уже будет привычным отклонением.
Однако культурный человек на такое пойти не может, и пережитое им блаженство останется случайным эпизодом в его биографии и его субъективным явлением, которое он будет наблюдать с целью понять, что он сделал. И поэтому будет искать не в том направлении, поскольку настоящий ответ в том, чего он не сделал. На самом же деле он что-то сделал, что стало причиной того, что не провел обряд. Именно это станет основанием философии его субъективного явления, философией его блаженства.
А поскольку отклонение случайное, не закономерное, поэтому у всех разное. Суть - причина множества различных определений блаженств. Кто-то считает, что блаженство – это обретение благодати, Платон считал, что это обретение мудрости, кто-то считает наградой, кто-то называет блаженством эмоциональное состояние, наличие детей, долголетие или просто здоровье, материальные или духовные блага, а кто-то что это просто счастье.
Мыслитель субъективного явления (блаженства) может сделать вывод из соображений, что не может быть чего-то в единичном экземпляре, и поэтому если он пережил блаженство случайно, то могут быть и те, которые блаженны, когда захотят. И это могут быть и не люди, потому что людям как бы быть в блаженстве не свойственно. И, значит, есть блаженные существа, которые обрядово меньше трудятся, а больше блаженствуют. И возможно, что есть существа, которые вообще не «обрядствуют», а только блаженствуют. Отсюда до идеи всеблагого Бога рукой подать. Теоретически (в логике третьей экономики) выходит, что должен быть, а практически …