Найти тему
Губерния

"Русский" период Пикассо

-С русскими не шутят - на них женятся! - Предупредил Дягилев.

Пикассо и не был против. Он страстно желал русскую красавицу. Гордая осанка, элегантность, утончённость и аристократическая неприступность покорили художника...

Ольга Степановна Хохлова
Ольга Степановна Хохлова

В 1917 году Пикассо решил попробовать себя на новом поприще: создать декорации и костюмы к спектаклю "Русского балета" С. Дягилева. Вместе с другом, поэтом Ж.Кокто они отправились в Рим, где гастролировала русская труппа. Днём декорации, по ночам прогулки с балеринами при свете луны. Романтично! Его интересовала лишь одна она - балерина Ольга Степановна Хохлова. Дочь полковника русской армии танцевала в кордебалете. Пикассо восторгался Ольгиными манерами, происхождением. Как, вращаясь в артистической среде, этот ангел сумел сохранить целомудрие? Пабло был покорён. Труппа Дягилева уехала на гастроли в Южную Америку, Пикассо повёз знакомить свою русскую невесту с мамой. На сцену Ольга больше не вернётся.

Портрет Ольги в Кресле. 1917 год
Портрет Ольги в Кресле. 1917 год

- Бедная девочка, ты не будешь счастлива с моим сыном... - мать Пабло тепло приветствовала Ольгу и попыталась предостеречь от необдуманного шага. - Не ввязывайся в это ни при каких условиях.

Но балерина, безумно влюблённая, не послушала совет будущей свекрови, и летом 1918 года Пикассо-атеист венчался с любимой в русской церкви на улице Дарю.

Сотрудничество с "Русским балетом" повлияло на творчество художника. Ранее увлечённый кубизмом, стал обращаться к сюжетам и приёмам классического искусства (Портрет Ольги в кресле, Спящие крестьяне).

Спящие крестьяне. 1919 год
Спящие крестьяне. 1919 год

После свадьбы Ольга начала учить испанский. Она желала разговаривать с мужем на его родном языке! У них была прекрасная двухэтажная квартира. Первый этаж был отдан под мастерскую, второй мадам Пикассо превратила в роскошный салон, где собирался весь великосветский бомонд. Пабло стал носить дорогие костюмы, ездить на роскошной машине.

Но оба жили словно на разных планетах - она видела себя в светском обществе, он - в творческом беспорядке. Она пыталась, пыталась сделать из супруга изысканного респектабельного художника! А Пабло был безалаберным бунтарём.

Пикассо постоянно экономил и был прижимист, Ольга тратила деньги на шампанское и икру. Она терпеть не могла его друзей, этот богемный сброд, а его раздражал бомонд - эти великосветские бездельники.

Да, она совершила роковую ошибку: пыталась переделать Пикассо в соответствии со своими буржуазными вкусами. А Пабло жил вдохновением. Конечно, не тихий семейный уют, но он так привык и другую жизнь не принимал, считал её рутиной, убивающей его возвышенные чувства!

Он тесно сотрудничал с балетом. Добавил в мировую музейную копилку полотно "Женщины, бегущие по пляжу", ставшее занавесом для оперы "Голубой экспресс". Костюмы для спектакля создавала сама Коко Шанель. Мастер работал над декорациями и костюмами к "Параду" Сати, "Русскому балету" Дягилева, "Меркурию" Сати...

Женщины,бегущие по пляжу. 1922 год
Женщины,бегущие по пляжу. 1922 год

Творческий союз с балетом не способствовал супружескому союзу с Ольгой. Их отношения потерпели крах. Даже не спасло рождение сына Поля. Пабло обожал ребёнка, писал многочисленные портреты мальчика.

Поль в костюме Арлекина. 1924 год
Поль в костюме Арлекина. 1924 год

С 1927 года на полотнах художника появился образ светловолосой женщины. Работы в стиле кубизма не позволили опознать соперницу Ольги, но это была явно новая любовь Пикассо, ведь Ольга брюнетка. На этом закончился период любви с дягилевской Россией.

Увлечение новой возлюбленной совпало с увлечением художника новым стилем - сюрреализмом. Выразительные пластичные линии, сложный декоративный колорит, эмоциональные интонации отличает картины художника в этот период (полотно "Сон").

Сон.1932 год
Сон.1932 год

Он встретил голубоглазую девушку с восхитительной фигурой, которая была почти на тридцать лет моложе. Он называл её Валькирией за скандинавский тип внешности. Мари-Терез Вальтер - так звали избранницу Пабло. В 1935 году Мари-Терез родила художнику дочь Майю. И она тоже, как и Ольга, мечтала стать мадам Пикассо. Ольга же, узнав о ребёнке на стороне, подала на развод. По условиям брачного контракта это означало раздел имущества, денег и картин. Женившись на Ольге, художник и не думал, что когда-нибудь придётся разводиться и терять имущество. Ведь любовь, как тогда ему думалось, на всю жизнь! Пабло не стал разводиться. Он оставил обеих женщин. Слишком много скандалов и ссор. Ушёл от "Валькирии", и прекратил всякое общение с русской женой. В 1955 году Ольга умерла. Она так и осталась мадам Пикассо, хоть и формально...

Автопортрет с палитрой. 1906 год                                    Автопортрет. 1896 год
Автопортрет с палитрой. 1906 год Автопортрет. 1896 год

Пабло Пикассо родился 25 октября 1881 года в солнечном городе Малага на юге Испании. Роды были тяжёлыми, младенец не закричал, как полагается. Его посчитали мёртвым и оставили на столе. Дядя малыша, доктор дон Сальвадор, зашёл забрать крохотное тельце. Он курил сигару и выдохнул струю дыма прямо в личико племянника. Тот сморщился, и мир, едва не лишившийся гениального художника, впервые услышал его голос.

Его отец, Хосе Руис, был учителем рисования. Пабло с раннего детства был приобщён к искусству и просто был "обречён" стать художником. Уже ранние работы выполнены очень профессионально... Полотно "Знание и милосердие" уже более ста лет неизменно приводит в восхищение всех, кто её видит: как мог написать такое огромное по размеру (197 x 249,5) и глубокое по содержанию произведение пятнадцатилетний подросток...

Знание и милосердие. 1897 год
Знание и милосердие. 1897 год

Спасибо!

Понравилось? Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал Губерния!