Найти тему
Литературный Диалог

«История пчёл» Майя Лунде: бочка рефлексии и ложка патриархата

Иерархическая структура мироздания: правило или заблуждение?

Объем: 448 страниц

Майя Лунде выдала миру постапокалиптический экологический роман, основная идея которого состоит в ошибочности патриархальных социальных установок в попытке родителей навязать своим отпрыскам собственные взгляды на их будущее (на примере человеческих семей) и необходимости строгой и даже жесткой иерархии на примере семей пчелиных, где каждая особь принимает на себя определенную роль и трудится на общее благо. Конечно, баланса в этой непримиримой борьбе отыскать не получится — в рамках размышлений Писательницы уж точно.

Помимо восхищения Автора пчелами, о которых, судя по дезинформации об этих насекомых в книге, ей особо ничего не известно, ну кроме того, что «пчелы очень любят мёд», Лунде настолько схематично и посредственно продвигает феминистские и либеральные (сами по себе значимые) идеи, что, на мой вкус, просто обесценивает их этой своей литературной поверхностностью. Повествование быстро скатывается в низкопробную мелодраму, превращаясь в набор клишированных патриархальных зарисовок из серии «место бабы у плиты», или «мальчики не плачут», на которые снисходительно закатывают глаза даже ярые сторонники патриархата.

Из-за отсутствия содержательной истории теряется и сама «зеленая» задумка, на базе которой строится вся книга. Вернее катастрофа исчезновения пчёл просто тонет в бесконечном нытье персонажей и их сожалении, что окружающие люди и мир в целом не соответствуют их не столь высоким (что правда) ожиданиям. Ой, конечно, в конце в качестве ложки мёда в этой бочке бессмысленного с художественной точки зрения текста всех ждет прозрение, всепоглощающая осознанность и даже хеппи-энд, всё в лучших традициях психологии из масс-маркета и с таким же невеликим уровнем интеллектуальной и эмоциональной погруженности.

Если бы мишки были пчёлами…

«История пчёл» рассказывается нам через биографии трех семей на разных временных отрезках: 19 век, где человек пытается приручить пчел, условное настоящее, в котором люди принимают на себя заботу о пчелах, находясь с ними в неком симбиозе, и не столь далекое будущее, в котором человечество само становится пчёлами, причем не только в функциональном, но и в иерархическом смысле.

Даже не возьмусь сказать, какая из данных зарисовок самая поверхностная. Истории перемешаны в тексте и с боем отбирают друг и дружки знамя первенства по примитивности, как лексики, так и содержания и наивности повествования. Дабы создать интригу Автор использует банальный прием, обрывая очередную короткую главу посреди предложения, когда человек в депрессии остается один в комнате с опасной бритвой в руке, или врач выходит в приемную, чтобы озвучить родителям диагноз ребенка.

«Я бесшумно прокралась мимо охранника...», - заканчивается очередная часть.
«Позвонил и попросили нас приехать как можно быстрее...», - нагнетает Автор.

При этом персонажи демонстрируют просто зашкаливающие мотивации:

«Однако сегодня мы пришли именно сюда. Потому что мне так захотелось»
«Ничего крепкого у нас не было. Да и некрепкого тоже. Однако в холодильнике я отыскал пиво»
«Я одна заброшенный квартире. Больше ничего не существует. Я все потеряла. ДАЖЕ ДЕНЬГИ»


Деньги — это важно — даже в Китае будущего. А пиво может быть и безалкогольным, хотя это не делает его более полезным. Я уверена, что госпожа Лунде за здоровый образ жизни и мир во всем мире, что, впрочем, никак не коррелирует с тем, что фактические ошибки обо всем на свете встречаются и в прошлом, и в настоящем, и, что поразительно, в будущем.

«Они собирали пыльцу и нектар, делая из нектара мёд… все эти пчелы были братьями и сёстрами, а матки - их матерями», - рассказывает Автор про рабочих пчёл, но фишка в том, что рабочие пчёлы — все самки, по понятиям Лунде — сёстры, трутни (братья) игнорируют обязательные работы — у них в улье так-то другой функционал. Также Лунде сознательно опускает тот факт, что опылением занимается огромное количество насекомых помимо пчел — литературная разработка этой ветки в рамках книги об экологии могла бы заметно разнообразить вялое повествование. Но нет.

«Что сталось с последней коалой? Может, они бродит по улицам или поселились в каком-нибудь заброшенном доме? От этой мысли мне стало легче: хорошо если те животные продолжили свое существование на земле», - пускается в романтические размышления Автор вместе с героиней. Коалам от облегчения героини точно легче не стало. С учетом того, что данные животные питаются исключительно эвкалиптовыми листьями, шансов счастливо жить в каком-нибудь заброшенном доме у них не много. Но ведь в наших больших сердцах всегда есть место для маленького волшебного бреда. Главное верить.

Сексизм наоборот: мужчины из феминистских анекдотов

Лунде, безусловно, находится в авангарде эмансипации и шеймить патриархат считает своим истинным призванием. Увы, выходит однобоко. Рефлексия мужских персонажей выдается столь убойно прямыми, анекдотичными убеждениями, что не всегда можно отличить патриарха 19 века от патриарха из нашего времени, а мысли Тао — это в принципе непрекращающаяся истерия.

«...возьми и действуй: в конце концов она поняла, кто здесь глава семьи», - говорит Уильям (тот что из прошлого).

«Терпеть не могу параллельную парковку, прямо как не мужик», - сокрушается наш современник о своих водительских навыках.

«Моя вина. Моя вина. Нет. Я же знала что это не так… он виноват не меньше моего. Мы оба виноваты… выплеснуть свою вину наружу», - из главы в главу льет воду Тао.

И эта неосознанная рефлексия и выдается нам в качестве основного «интеллектуального» содержания истории.

Острая социальная тема, как альтернатива богатому содержанию

В последние годы выходит большое количество книг, написанных разного рода активистами — и я считаю, что это здорово. Узнавать о проблематике из разных сфер человеческой жизни важно и нужно, но невозможно написать качественный роман, делая ставку исключительно на острую социальную тематику. Книга — это сюжет, это диалоги, это мысли автора и его размышления, органично вплетенные в повествование, а не рваные банальности, криво накрученные на 3 скучные сюжетные линии.

«История пчел» сборник анекдотических зарисовок о патриархате, наподобие сексистских анекдотов про блондинок — прелестных, но глуповатых созданий — безнадежных, но не опасных. Так и Уильям с Джорджем бьются о посредственные заблуждения о том, что «должен настоящий мужик», совершенно без оглядки на эпоху, социальные и экономические факторы, да и на простую человеческую логику. Видно, что это безобразие написано женщиной, привыкшей бороться за равноправие на самых «низах» и чисто гомеопатическими методами.

Часть про будущее, которая должна была стать самой интересной, по факту оказывается провальной: из-за отсутствия интриги (ну только слепой читатель не догадался, что там случилось с ребенком), из-за бездумной рефлексии Героини, из-за банальных страшилок, выписанных из типичного пост апокалипсиса.

Линия экологической катастрофы в принципе нивелируется мыслями и действиями героев — что можно считать полной капитуляцией Автора, как эко-активистки. Кроме того, три истории даже с натяжкой не собираются в единую — и это наибольшая промашка Лунде, как Автора художественной прозы. Лично я считаю для себя время проведенное с «Историей пчёл» бездарно потерянным и искренне рекомендую выбрать для досуга что-нибудь более содержательное!

Приятного чтения! Бзззз!

#Маяй Лунде История пчел #литературный блог #что почитать #психология #экология #феминизм #саморазвитие #литература #чтение #скандинавская литература