Знаете ли вы такую фигуристку, как Дарья Сарымсакова? Летом 2021 года она тихо перешла к Тутберидзе из ЦСКА им. Жука. Не прогремел гром среди ясного неба и не разверзлись хляби. Не зашевелились медиаопарыши. Не разродилась серией гневных интервью и публикаций Екатерина Кроль, не выступила в СМИ Екатерина Моисеева, - да сколько можно переманивать спортсменов! Мы их берем такими хорошими, тренируем их, а они такие бяки уходят от нас)
В октябре 2022 года Дарья Сарымсакова выложила в инстаграм исполнение 4 тулупа:
Писали, что в полку квадистов опять прибыло, поздравляли. Но с тех пор на соревнованиях фигуристку никто не видел.
Видео постарались сделать таким, чтобы мы мало что разглядели. Однако видно, в какой позиции осуществляется присед на прыжок. По терминологии GOE это называется усильный отрыв - в виду слабости ног, делается избыточный мах телом. Сам прыжок невысокий, задача стоит переместиться скорее в длину, чем в высоту. Но когда надо будет, за такой прыжок будут ставить высокие баллы, не взирая на технику самого тулупа, т.к. перед ним будет какой-нибудь мах ногой, сам прыжок будет осуществляться без разбега (как будто это характеризует его качество), и после прыжка будет ногомах, который поощрят как крутой выезд, которым он не является.
Как система ISU поощряет такую технику?
Приведу отрывок из моей книги:
Одним из зол некоторые любители фигурного катания считают баллы +5/-5, именно такая широкая градация оценок за элемент была введена в сезоне 2018—2019, и она позволяет тасовать судьям спортсменов как вздумается, даже с учётом того, что крайние оценки отбрасываются.
6 пунктов, в соответствии с которыми выставляются положительные оценки от 0 до 5 по прыжку:
1) очень хорошие высота и длина (всех прыжков каскада или комбинации)
2) хороший отрыв и приземление
3) выполнение всего элемента без видимых усилий (включая ритм в каскадах прыжков)
4) шаги перед прыжком, неожиданный или необычный заход на элемент
5) очень хорошее положение тела в воздухе от отрыва до приземления
6) соответствие элемента музыке.
Почему существование такого обилия пунктов в 5-балльной шкале - зло? Потому что оно допускает спекуляции в пользу более слабого спортсмена против спортсмена более сильного.
Например: соответствие прыжка музыке можно трактовать как в пользу спортсмена, так и против него, т.к. в хореографической постановке программы прыжок может идти не только в музыкальный акцент, но и между акцентами, или располагаться внутри музыкальной фразы, при этом программа может быть поставлена так, что это не портит перформанс и не ломает ткань хореографического текста. Прыжки в акценты можно поощрить в оценке перформанса (графа компонентов). Таким образом, музыкальность прыжка можно убрать, это минус один пункт. Плющенко заявил, что система судейства позволяет отыгрывать ошибки в короткой программе. На самом, деле нет. При желании, можно прикопаться к тому, что Жилина и Титова прыгнули дополнительные ультра-си в произвольной не по музыке и обосновать низкие баллы за их квады тем, что квады эти не попали в музыку. Такой разгул GOE, который есть сегодня, позволяет занижать баллы за хорошую технику и повышать их за плохую технику, если плохая техника сделана четко в музыкальный акцент или с ногомахами. На мой взгляд, Плющенко должен обратить на это внимание вышестоящего начальства, и если Россия будет создавать свою систему судейства, необоснованный разгул GOE надо пресечь, сделав, как раньше, +3/-3.
Какой пункт ещё можно упразднить? На мой взгляд, положение тела в воздухе. Да, есть спортсмены, которые прыжок выполняют с руками наверх вместо рук на груди (руки на груди — классическая группировка в многооборотных прыжках). У Тутберидзе прыгают с руками наверх и судьи поощряют эту технику. Но зачем поощрять эту технику, если оборотной её стороной является снижение оборотов в воздухе, которые, как обычно, «моргает» техническая бригада, делая упор на «вау, какой красивый прыжок», вместо того, чтобы технику зубцов конька и число оборотов судить всем и по единому канону? А во-вторых, группировка с руками наверху опасна для спины, поскольку на приземлении, особенно без амортизации конька, происходит удар позвонков друг о друга, изнашиваются межпозвоночные диски, вследствие чего спортсмен после первого же взрослого цикла — инвалид по позвоночнику. Если в каком-то спорте есть вредные практики, их запрещают или перестают поощрять. В-третьих, куда полезней вместо положения корпуса в прыжке поощрять амортизацию на приземлении. Даже если выезд не слишком длинный и не слишком замысловатый, но амортизация хорошая, спортсмен приземляется тихо, на мягкие колени и голеностопы, то это надо поощрять не меньше, чем длинный выезд или мах ногой после выезда.
Также не имеет никакого смысла «безусильность» дублировать «хорошим отрывом»: безусильность — это и есть хороший отрыв на прыжок, а рёбра и толчок зубцом оценивает техбригада, а не судьи. Заход или шаги перед (после) элемента — также лишнее, т. к. они очень часто служат маскировке огрехов прыжковой техники, кроме того, связки и так содержатся в компонентах, не надо их специально дублировать применительно к прыжку, тем более они могут трактоваться двояко: что толку, что спортсмен прыгает лутц «с места» или «без разгона», или вместо разгона махнув ногой, и поощрять его за это, если сам лутц он прыгает, снизив число вращений в безопорной фазе, с неверного ребра, и толкает ребром вместо зубца? Уж лучше он бы прыгал его с разгона, зато по чистой технике. А то получается, что один прыгает чисто и строго, а другой с ногомахом и кое-как, но тот, кто прыгнул чисто и строго, получил 2 балла, а тот, кто с финтифлюшками — по 5 баллов, и за финтифлюшки тому техническая бригада в сговоре с судьями простила предварительный оборот на льду, неверное ребро и отрыв лезвием вместо зубца.
Таким образом, лишние баллы для ГОЕ прыжка можно смело убрать: соответствие музыке убрать, положение тела в полете убрать, шаги вокруг и около прыжка убрать, т.к. шаги и связки содержатся в оценке компонентов, «хороший отрыв» убрать. Оставить: высоту (или флоу), безусильность, амортизацию. Остальное — лишнее, оно содержится в компонентах или является ответственностью техбригады и служит спекуляции баллами.
Так вот, из-за такой спекуляции баллами, на старте мы получаем физически не подготовленного спортсмена, у которого плохая техника прикрыта украшательствами, техбригада моргает огрехи, а судьи поощряют такую технику слабому спортсмену и понижают оценку спортсмену, выполняющему хорошую технику. А также мы получаем спортсменов, которые травмируются, так и не доходя до стартов, даже раньше, чем мы успеваем об этих спортсменах узнать. Щербакова тоже получила перелом при первых попытках исполнить тулуп, и надолго выбывла из соревновательной гонки, но за неё стояли, её тянули и её вели, а других просто заменят, причём о выбывших мы даже не узнаем.
Для примера, вот четверной тулуп Марии Мазур из "Ангелов" Плющенко:
Амортизацию Мазур может делать и получше, а вот отрыв хороший, хорошее положение корпуса в приседе, имеется классическая группировка в воздухе, да и само физическое состояние спортсмена опасений не вызывает: лишнего веса нет, зато есть мышцы, с таким спортсменом много работали вне льда, закачивали ему мышцы кора, укрепляли мышцы ног, то есть наращивали ему запас прочности. Полагаю, что Плющенко, у которого и заменены колени, и прооперированы голеностопы, хорошо знает, что это такое.
А вот спортсменов Тутберидзе, которые сходят с дистанции до того, как мы о них вообще узнаём, гонят на квады без ОФП, с сомнительной техникой, и система ISU эту сомнительную технику поощряет. Стоит ли удивляться, что в полку квадистов как прибыло, так и убыло?
Трусова, на которую прикормленные Тутберидзе писаки продолжают вешать всех собак - это ошибка выжившего, хотя своей ОФП она всегда занималась сама. Почему же клевреты Тутберидзе не хотят написать, как себя чувствует Дарья Сарымсакова? Ну сделайте заголовок "Дарья Сарымсакова возобновила тренировки", что вы все о Трусовой да о Трусовой? Как себя чувствует Дарья Усачева? Как себя чувствует Двоеглазова? Как себя чувствует Хромых?
Подписывайтесь на мой телеграм-канал, скидывайте туда анонсы соревнований, делитесь мнением, общайтесь в чате.