Найти тему

Борис Лялин. Герои МЧС России

28 февраля 2023 года исполняется 80 лет со дня рождения Героя Советского Союза, полярного летчика Бориса Васильевича Лялина. Участник знаменитой спасательной операции по вызволению из антарктического ледового плена научно-исследовательского судна «Михаил Сомов» и находившихся на его борту исследователей. Возможно, именно эта история спасения через несколько лет привела его в авиацию МЧС России.

Небо я люблю с детства. И, хотя никогда не стремился стать летчиком, настольной книгой была знаменитая «Вам взлет» Анатолия Марковича Маркуши.

Такие были времена в 60-годы: авиация, космонавтика, радио, телевидение. Всем этим одновременно позволяла заниматься журналистика, что в итоге и определило выбор жизненного пути.

С авиацией МЧС России близко познакомился в 2001 году, когда в составе большой группы летал на «эмчеэсовском» ИЛ-76 в Швецию для учаcтия в первых международных учений спасательных служб «Баренц Рескью» (Barents Recque). Возможности сотрудника пресс-службы и корреспондента газеты «Спасатель» позволяли в полете еще общаться с техниками, пилотами.

Очень быстро удалось найти общий язык и установить доверительные отношения с одним из создателей и первым руководителем авиации МЧС России Рафаилем Шакуровичем Закировым. С его благословения путь в авиацию спасения был для меня открыт.

Рафаиль Шакурович Закиров
Рафаиль Шакурович Закиров

Сколько удивительных людей, высококлассных летчиков, прошедших, что называется, настоящую школу высшего пилотажа, сумели собрать в свою команду Закиров и его единомышленники. Был среди них и Герой Советского Союза Борис Васильевич Лялин.

Герои делают историю, но чтобы она стала достоянием общественности нужны люди, готовые эту историю отразить не только в скупых официальных документах, но и создать современные «летописи» с картинками – документальные очерки, книги, альбомы. В авиации МЧС России такой человек был. Сергей Алексеевич Бортан, капитан первого ранга, бывший главный инженер авиации Военно-морского флота. Практически с первых дней своей работы в чрезвычайном ведомстве взял он на себя роль летописца. Именно благодаря Сергею Алексеевичу в ведомственных СМИ МЧС России – газете «Спасатель», журналах «Вестник МЧС России», «Гражданская защита», а потом и «Пожарное дело» систематически появлялись публикации о героических делах пилотов МЧС России, был издан и первый большой фотоальбом «Крылья спасения». Сергея Алексеевича уже несколько лет нет с нами. Но сохранились его замечательные материалы из документальной летописи авиации МЧС России.

Сергей Алексеевич Бортан и Борис Васильевич Лялин, 2009 г.
Сергей Алексеевич Бортан и Борис Васильевич Лялин, 2009 г.

Такое вот длинное предисловие понадобилось мне для того, чтобы вернуться к нашему юбиляру – Герою Советского Союза Борису Васильевичу Лялину, которому сегодня исполняется 80 лет. К огромному сожалению, за многие года знакомства, мне так и не удалось обстоятельно поговорить с Борисом Васильевичем, взять у него полноценное интервью. По этой причине и решил опубликовать сегодня материал нашего большого друга Сергея Алексеевича Бортана «Пилот от Бога», посвященный Борису Лялину. Пусть этот рассказ о Борисе Васильевиче будет еще и доброй памятью летописцу авиации МЧС.

Пилот от Бога

Герой Советского Союза, заслуженный пилот Российской Федерации Борис Лялин — профессионал высокого класса, как говорится, пилот от Бога. Его знают и уважают не только в нашей стране, его имя хорошо известно во многих странах мира. Своим летным мастерством и мужеством он преумножил славу отечественных героев-летчиков. Много воздушных трасс он освоил в небе нашей Родины, Болгарии, Польши, Мозамбика, Конго, Индии и других стран. Он покорил и воздушное пространство шестого континента — Антарктиды: дрейфовал с советско-американской экспедицией на льдине в море Уэдделла, вывозил на большую землю научную полярную экспедицию (когда судно «Михаил Сомов», на борту которого находились ученые, попало в ледовый плен). На счету Лялина почти 14 тысяч летных часов, из которых 9 тысяч — в суровых и сложных условиях полярных ночей Арктики и Антарктики. Борис Лялин стоял у истоков создания авиации МЧС России.

Наша справка
Борис Васильевич Лялин родился 28 февраля 1943 года в деревне Бибиково Узловского района Тульской области в семье крестьянина. Окончил десять классов средней школы. В 1966 году окончил Кременчугское лётное училище гражданской авиации. Работал в различных подразделениях Управления Гражданского воздушного флота.

Постановление Правительства «О создании государственного унитарного авиационного предприятия МЧС России» вышло 10 мая 1995 года, вскоре было создано управление авиации министерства. Началось формирование ГУАП, летных подразделений, их укомплектование и оснащение авиационной техникой. Всем этим (в том числе и подбором и расстановкой летных кадров) лично занимался начальник Управления авиации полковник Р.Ш. Закиров. Каждый день в его приемной ждали собеседования люди, решившие работать в авиации МЧС и посвятить себя делу спасения человеческих жизней. Словом, лето 1995 года выдалось весьма напряженным для только что созданной службы.

В один из августовских дней (автор этой статьи (Сергей Бортан-ред.) работал в то время начальником секретариата Р.Ш. Закирова) в приемной появился высокий статный мужчина, на лацкане его отлично сшитого пиджака сверкала звезда Героя Советского Союза. Широкая добрая улыбка сразу расположила к посетителю. «Лялин Борис Васильевич»,— представился он. Пока начальник управления авиации был на совещании у министра, мы о многом успели поговорить.

Борис Васильевич рассказал, какие соображения привели его в МЧС: «Я много летал, приходилось и людей спасать, даже в Антарктике, так что я по жизни летчик- спасатель, а тут такая возможность. Я понял, что мое место в авиации МЧС, и я должен оказаться в ее рядах». Выяснилось, что Лялин длительное время работал в Якутии, обслуживал оленеводческие хозяйства, геологические экспедиции, золотодобывающие предприятия, осуществлял разведку трассы БАМ. Он освоил воздушные трассы Севера, Сибири и Дальнего Востока, обеспечивая коренное население этих регионов всем необходимым.
И тут я вспомнил, что уже слышал эту фамилию — Лялин — много раньше. Летом 1985 года все средства массовой информации рассказывали о научно-экспедиционном судне «Михаил Сомов», оказавшемся в ледовом плену у берегов Антарктиды. Все мы внимательно следили за ходом спасательной операции. «Так это Вы летали на «Михаила Сомова» десять лет назад?».
«Да, на спасении людей работало мое звено»,— подтвердил Борис.
Я сразу подумал: если Борис Васильевич будет работать в нашем авиапредприятии, нужно обязательно написать об этом. Кроме того, есть повод вспомнить и об операции по спасению челюскинцев, поговорить о преемственности поколений русских летчиков.

Б.В. Лялин с коллегами на смотре Авиации МЧС России, 2005 г.
Б.В. Лялин с коллегами на смотре Авиации МЧС России, 2005 г.

…С памятного дня нашей первой встречи прошло десять лет. Сегодня Борис Васильевич Лялин заместитель директора — начальник штаба авиапредприятия МЧС. Вместе с Борисом Васильевичем мы работали в комиссии по подготовке празднования 10-летия авиации МЧС. Просматривая как-то короткометражный фильм «Небесные спасатели», а он начинался историческими кадрами операции по эвакуации полярной экспедиции с парохода «Челюскин», я попросил Бориса Васильевича рассказать о событиях 1985 года, судне «Михаил Сомов», застрявшем во льдах Антарктики. Но Лялин решил (как будто знал о моей задумке!) сначала все-таки вспомнить детали операции по спасению челюскинцев, наверное, и он чувствовал эту незримую связь через десятилетия.

Грузопассажирский пароход «Челюскин» с комплексной полярной экспедицией О.Ю. Шмидта на борту отправился в плавание в августе 1933 года. Задачей экспедиции было пройти за одну навигацию Северный морской путь и через Берингов пролив выйти в Тихий океан. В Чукотском море, вблизи Берингова пролива, «Челюскин» попал в тиски дрейфующих льдов, вмерз в них и 13 февраля 1934 года затонул. На льдину успели высадиться 104 человека, выгрузили запасы продовольствия, теплой одежды, палатки и экспедиционное имущество. Несмотря на весь драматизм ситуации, они были настроены оптимистично: твердо знали, что Родина не оставит их без помощи.

В сложившейся ситуации советским правительством были приняты самые решительные меры по эвакуации людей на материк с помощью авиации. Многим за рубежом казалось, что сделать это абсолютно нереально!

Летчики, посланные для спасения челюскинцев, преодолевая жестокие морозы, метели, обледенение машин, продемонстрировали не только летное мастерство, но и подлинный героизм. Первым после двадцати девяти попыток пробился к лагерю и произвел посадку на льдину полярный летчик А.В. Ляпидевский. Он вывез на материк 12 человек. За ним (в крайне тяжелых метеоусловиях) поочередно в лагерь полярников прилетели С.А. Леваневский, B.C. Молоков, Н.П. Каманин, М.Т. Слепнев, М.В. Водопьянов и И.В. Доронин. Они эвакуировали всех остальных челюскинцев. Спасательная операция проходила в исключительно сложных условиях. Достаточно сказать, что пленникам ледового лагеря пришлось 15 раз заново готовить посадочные полосы, разрушавшиеся из-за подвижки льдов.
Беспримерная в истории воздушная спасательная операция продемонстрировала огромные возможности авиации.

Правительственная комиссия по спасению челюскинцев докладывала Совету Народных Комиссаров СССР: «Советская авиация победила. Наши люди на наших машинах показали всему миру, насколько высок уровень авиационной техники и пилотажа в нашей стране. Подвергаясь громадным опасностям, рискуя жизнью, они вели самолеты к намеченной цели и добились успеха».

-5

Семь летчиков — участников спасательной операции: А.В. Ляпидевский, С.А. Леваневский, B.C. Молоков, Н.П. Каманин, М.Т. Слепнев, М.В. Водопьянов, И.В. Доронин — первыми удостоились звания Героя Советского Союза. Всего же в Советском Союзе этого высокого звания было удостоено 11664 человека. Золотую звезду Героя Советского Союза № 10756 получил летчик-полярник, продолжатель дела отважных летчиков-спасателей СССР Борис Васильевич Лялин.

События с научно-экспедиционным судном «Михаил Сомов» развивались примерно по одному сценарию с «Челюскиным». Дизель-электроход прибыл в район антарктической станции «Русская», и почти сразу по прибытии, 9 марта 1985 года, началась разгрузка судна. Вертолетчики с «Сомова» осуществляли доставку зимовщикам строительных конструкций, панелей, блоков, прочих материалов и оборудования, но из-за непогоды за трое суток удалось сделать только несколько рейсов.

-6

К середине марта погода стала еще хуже: к лютым морозам добавился сильный ветер, с порывами до 50 метров в секунду. Судно стало пробиваться на северо-восток, пытаясь пройти самую опасную зону — банку Аристова, где всегда наблюдались нагромождения льдов. В ледовой блокаде «Михаил Сомов» оказался 26 марта. К этому времени с помощью вертолетов разгрузили судно, заменили состав зимовщиков. Экипаж предпринимал все попытки освободиться из ледового плена, но они оказались безрезультатными.

Гидрометеорологические и ледовые условия менялись очень быстро, предсказать погоду было практически невозможно. Руководством страны было принято решение оставить судно в дрейфе и ограниченным составом экспедиции организовать научные работы в Антарктике зимой. Из 130 членов экипажа и экспедиции 77 человек были эвакуированы и отправлены на Родину.

Судно «Михаил Сомов» в ледовом плену
Судно «Михаил Сомов» в ледовом плену

Судно, окруженное льдами, дрейфовало. Все рассчитывали на то, что подуют ветры, образуются разводья и «Сомов» выйдет на чистую воду, но льды не отпускали: 25–26 мая оказались заклиненными руль и винт, в корпусе появилась течь. Гарантии на благополучный исход дрейфа и сохранность судна не было. Особую тревогу и беспокойство вызывала безопасность людей, находящихся на борту.

«На помощь «Михаилу Сомову», — рассказывал Борис Лялин,— была снаряжена спасательная экспедиция, в состав которой входили ледокол «Владивосток», теплоход «Павел Корчагин», два вертолета с экипажами и специалисты Научно-исследовательского института Арктики и Антарктики. Руководителем спасательной операции был назначен известный полярный исследователь А.Н. Чилингаров. Возглавить авиационную группу поручили мне. Началась тщательная подготовка к предстоящей операции. В экипаже, с которым пролетал много лет, я был уверен как в себе самом. Технический состав подобрался также очень опытный. Зная, в каких трудных условиях придется работать и что может потребоваться для обслуживания вертолета в отрыве от родного аэродрома, наши ребята собрали хорошую техническую «аптечку», проверили и подготовили к работе запасные агрегаты, вспомогательное оборудование.

Читать далее статью в разделе "Журнал" на портале "пожарно-техническая выставка"