Венчурные инвестиции – изначально самая оптимистичная форма вложения средств. В этом ее главная сила и главная слабость. (с) Нил Блюменталь, бизнесмен, сооснователь Warby Parker
Венчурные инвестиции – топливо технологического бизнеса, которое помогает начинающим компаниям появиться, развиваться, масштабироваться, достигать высот. Без людей и организаций, которые готовы рисковать и верят в будущее и основателей, не было бы таких гигантов как Apple, Google, Amazon, Facebook**. Те, кто вкладывал в них деньги, приобрели не только состояние, но и репутацию провидцев.
Однако инвестиции в стартапы – предприятие рискованное, требующее не только исследований, настойчивости, терпения, но и огромной доли удачи. Ведь в венчурном бизнесе доходность соответствует принципу: 80% выигрышей приходится на 20% сделок. Поэтому великие инвесторы, вступая в игру, всегда готовы терпеть поражения и потери ради побед. Так давайте сегодня поговорим о них и о самых прибыльных сделках в IT-индустрии.
№1 – WhatsApp
"Чтобы угадать перспективное инновационное направление, смотрите не на других венчурных капиталистов, а на предпринимателей."(с) Джим Гетц
Сейчас трудно представить, но в 2011-м WhatsApp был многообещающим, но всего лишь одним из многих стартапов Кремниевой Долины. Тем не менее проект обратил на себя внимание одного из управляющих партнеров венчурного фонда Sequoia Capital – Джима Гетца. Он был опытным инвестором и был известен как человек, который всегда добивается своего. А хотел бизнесмен, чтобы компания, которую он представляет, не просто возглавила следующий раунд финансирования, то есть стала первой среди нескольких (обычно 5-ти или 6-ти), но была бы единственной на этом этапе.
Джим Гетц “ухаживал” за Яном Кумом и Брайаном Эктоном 8 месяцев. Неподатливые основатели требовали соблюдения некоторых принципиальных условий, связанных с дальнейшей коммерциализацией мессенджера и конфиденциальностью пользователей. Гетц убедил их, что с одним инвестором всегда проще решать все вопросы. Sequoia Capital вложила в WhatsApp $8 млн в апреле 2011-го в серии “А”, при общей оценке стартапа в $78,4 млн.
В следующей серии “В”, которая состоялась в 2013-м, фонд также выступил единственным инвестором, дополнительно вложив еще $52 млн, при оценке в $1,5 млрд и весьма скромной годовой прибылью, всего $20 млн. В собственности Sequoia в итоге оказалось 20% акций. В бизнес-кругах сделку считали сомнительной, а прибыль оценивалась невысоко. 19 февраля 2014-го Facebook** приобрел мессенджер за рекордные на тот момент $19 млрд, из них инвестор получил $3,5 млрд и окупил вложения 60 раз.
№2 – Facebook**
"Истинно независимый человек – не тот, кто противостоит толпе, а тот, кто мыслит самостоятельно." (с) Питер Андреас Тиль
Свои ранние инвестиции в самую популярную социальную сеть Питер Тиль, один из самых влиятельных людей в венчурном бизнесе, считает одновременно и удачей и провалом. В 2004-м бывший основатель PayPal вложил в студенческий стартап по совету друга и коллеги Рида Хоффмана $500 тыс. и стал владельцем 10,2% акций. Постепенная продажа части бумаг уже принесла ему больше $1 млрд. Но, тем не менее, он считает ошибкой, что не поверил в то, что Facebook** ждет такой успех, счел оценки экспертов завышенными и не стал участвовать в дальнейших раундах.
Поэтому главным выгодоприобретателем от инвестиций в социальную сеть по праву считают Accel Partners и управляющего партнера Джима Брейера. Надо сказать, что ему было нелегко в 2005-м уговорить коллег снова поставить на интернет-компанию. Фонд сильно пострадал во время краха “доткомов” – инвесторы забрали почти все деньги, большинство клиентов одномоментно разорились. Но партнеры решили рискнуть практически последним. В 2005-м они вложили в Facebook** $13 млн, при оценке в $100 млн, которая считалась заоблачной, в обмен на 15% акций. $1 млн Брейер инвестировал лично.
IPO Facebook** состоялось в 2012 году и принесло Accel $9 млрд. Фонд продал часть активов, но все равно на данный момент является самым крупным держателем акций социальной сети после Марка Цукерберга и по праву считается одним из самых эффективных в мире. Джим Брейер воспользовался своей прибылью и открыл собственный, весьма успешный, Breyer Capital.
№3 – Groupon
Большие истории успеха: Facebook**, Twitter, Zynga привели к тому, что люди начали инвестировать в идеи, буквально начириканные на салфетке. Никто не хочет упустить следующую “большую вещь”. (с) Эрик Лефкофски
Эрик Лефкофски точно не относится к тем, кто упускает удачу. Он – главный акционер компании Groupon. Возможно, она не так известна у нас как WhatsApp, но отголоски ее успеха дошли до нас несколько лет назад в виде тотального увлечения скидочными купонами на все: от детских игрушек до медицинских услуг. Идея совместных покупок со скидками пришла в 2008-м Эндрю Мейсону, основателю подобия социальной сети Point. Point должна была служить платформой для объединения людей по интересам. Но они почему-то не спешили объединяться. Единственным мероприятием, всегда имевшим успех, были групповые скидки.
Эндрю это не очень нравилось. Он поделился разочарованием с бывшим боссом, Эриком Лефкофски, который, наоборот, увидел вполне реальную перспективу и вложил $1 млн. Вскоре появилось дочернее предприятие Point под названием Groupon (Group + Cupon), в котором бизнесмену принадлежали 21,6%. Компания начала быстрый рост. К 2010-му она оценивалась уже в $1,35 млрд. Google и Yahoo! делали руководству Groupon предложения о покупке сервиса, но они были отклонены.
Летом 2011-го фирма подала заявку на публичное размещение акций. IPO Groupon стало самым шумным и крупным выходом на рынок интернет-компании после IPO Google в 2004-м. Она была оценена почти в $13 млрд и привлекла $700 млн. Состояние Эрика Лефковски выросло на $3,6 млрд, он получил, возможно, самую высокую прибыль в истории частного инвестирования. Следующий по доходности инвестор, фонд New Enterprise, держатель 14,7% акций получил $2,5 млрд. Эндрю Мейсон оказался на третьем месте, его доходы не раскрываются. Вскоре он ушел из Groupon, Эрик Лефкофски и бизнес-ангел Брэд Кэвелл позже основали собственный фонд Lightbank.
№4 – Cerent
“Все остальные боятся потерпеть неудачу, а мне всё равно. Потому что когда я терплю неудачу, я пробую что-то новое.” (с) Винод Хосла
В далеком 1999 году транснациональная корпорация Cisco, специализирующаяся на сетевом оборудовании, заплатила совершенно невероятные для того времени деньги, $6,9 млрд, за небольшую компанию-производителя оптоволоконных сетей Cerent. Этим корпорация защитила себя от наступающих на пятки конкурентов и законно приобрела передовые технологии. Правда, некоторые историки утверждают, что это одна из тех сделок, благодаря которым был раздут “пузырь интернет-компаний”.
Соучредителем стартапа, основанного в 1996-м, был Винод Хосла, инженер, пионер Кремниевой Долины и венчурный капиталист – партнер одного из старейших и авторитетных фондов Kleiner Perkins Caufield & Byers. Именно он проанализировал рынок, понял, что очень скоро понадобятся сети, способные проводить огромное количество интернет-трафика, и подал идею предпринимателю Раджу Сингху, с которым уже работал как инвестор.
В 1996-м Kleiner Perkins вложил в Cerent $8 млн в обмен на 30,8% компании. Вслед за ним в течение двух лет инвесторы, среди которых Norwest Venture, Integral Capital и другие, провели еще три раунда финансирования. Корпорация Cisco изначально тоже выступила как инвестор, вложив $13 млн, но вскоре передумала и сделала предложение о покупке. В результате сделки $8 млн, вложенные Kleiner Perkins, вернулись в виде $2,1 млрд, что по калькулятору окупаемости – 26 150%. Это произвело фурор, сделка со временем стала легендарной и входит во все исследования венчурных инвестиций.
№5 – Snap Inc.
“Мы ищем предпринимателей, которые хотят изменить мир. У Эвана и Бобби, безусловно, есть такие амбиции. Мы считаем, что Snapchat может стать одной из самых важных компаний в мире.” (с) Митч Ласки
Ключом к своему успеху амбициозные венчурные капиталисты из Benchmark часто называют способность видеть прорыв там, где другие видят причуду. Яркий тому пример – результаты работы партнеров со Snap Inc., точнее, Snapchat. В 2013 году приложение почти всеми считалось глупой затеей избалованного наследника огромного состояния, студента факультета промышленного дизайна Стэнфорда, члена элитного студенческого братства, любителя девушек и вечеринок Эвана Шпигеля.
Хотя стартап уже получил первые $480 тыс. от LightSpeed Ventures, другие инвесторы не спешили – стоит ли вкладывать средства в студенческий чат по обмену фотографиями, сделанными телефоном на вечеринках и еще неизвестно где, которые через какое-то время вообще исчезают? Сомнительная затея. Митч Ласки, партнер Benchmark, думал иначе. Он прошерстил социальные сети и понял, что молодежи приложение очень даже нравится, не меньше, чем Twitter, Instagram** и больше, чем Facebook**. А разузнав побольше о компании и самом Эване окончательно убедился, что напал на “золотую жилу”.
В 2013-м Митч Ласки и Мэтт Кольер инвестировали в Snapchat $13,5 млн и были единственными в серии “А”, которая является самой выгодной, обычно собирает много участников, готовых рискнуть, но небольшой суммой. Митч на долгое время стал наставником и советником Шпигеля, воспользовавшись его разногласиями с Джереми Лью из LightSpeed. Единоличные инвестиции дали Benchmark огромное преимущество перед остальными фондами, которые пришли в следующих раундах, и LightSpeed, сумма инвестиций которого в стартап, несмотря на трения с основателем, в итоге выросла до $8 млн. В ходе публичного размещения Snap Inc. получил оценку в $25 млрд.
Доля ценных бумаг, принадлежащая Benchmark, поднялась в цене до $3,2 млрд. Успех фонда в очередной раз показал миру венчурного капитала, что вредно быть закостенелыми и стоит внимательнее присматриваться к проектам, которые на первый взгляд кажутся странными, но несут прорывные и прибыльные идеи.
** – социальная сеть, запрещенная на территории РФ
Читайте также:
Спасибо за 👍👍👍 и подписку, заходите к нам еще. А если вам нравится, что мы пишем – установите мессенджер Gem4me, там еще много интересных каналов, которые ведут наши пользователи!