Биография Винода Хослы – миллиардера, основателя Sun Microsystems, владельца и руководителя Khosla Ventures
“Я не смотрю на степень завершенности продукта стартапа. Я не смотрю на бизнес-план. Я ищу великие технические идеи и великих основателей.” (с) Винод Хосла
“Я не называю себя венчурным капиталистом и большинство моих коллег это раздражает. Я не люблю гольф, вечеринки, морские путешествия, звездные тусовки. Я люблю создавать, люблю вкладывать деньги и силы в молодые предприятия и прорывные технологии.” Так говорит о себе один из самых успешных бизнесменов США, смелый, в чем-то спорный, противоречивый, но рисковый и очень успешный инвестор. Селф-мейд миллиардер, эмигрант из Индии – Винод Хосла.
Мечта стать предпринимателем
“Я потомственный военный и мне была прямая дорога в армию. Отец был офицером, его друзья были офицерами, вся жизнь семьи крутилась вокруг армии. А я хотел стать предпринимателем и настоял на своем.” (с) Винод Хосла
28 января 1955-го в центральном районе столицы Индии, Нью-Дели, родился Винод Хосла. Его отец был офицером индийской армии и надеялся, что сын продолжит семейную традицию. Но мальчик рос и вместо солдатиков и подготовки в военную академию постоянно рассказывал родителям о каких-то “высоких технологиях”, про которые вычитал в книгах и любимом журнале Electronic Engineering Times.
Они только пожимали плечами – чтобы установить дома обычный телефон, в Дели нужно было стоять в очереди 7 лет. А тут компьютеры, микросхемы, языки программирования. Но Винод не сдавался. Его юношеским героем был сооснователь и руководитель Intel Эндрю Гроув, эмигрант из Венгрии, сделавший блистательную карьеру в Кремниевой Долине. Мысль о том, что человек с хорошей идеей может получить финансирование и запустить компанию, поражала воображение. Мальчик из Индии и не мечтал, что спустя пару десятков лет познакомится и даже подружится со своим кумиром.
Воля индийских родителей – закон для ребенка, и они могли бы заставить его отказаться от мечты. Но отец и мать Винода позволили ему в 1976-м поступить в IIT – Индийский Технологический Институт на факультет электротехники. В институте юноша организовал первый компьютерный клуб и даже управлял компьютерным центром ВУЗа во время очередной забастовки персонала. Будучи студентом, он не только программировал, но и писал технические статьи, которые публиковали. Особенно его интересовали высокие технологии в области биомедицины.
Стоит сказать, что в 70-е в стране не только телефона ждали годами – обычный холодильник для средней семьи был роскошью. Продукты быстро портились, особенно молочные. На последнем курсе Хосла в возрасте 20 лет основал свою первую компанию по производству и продвижению соевого молока. Но, к сожалению, у него ничего не вышло. Молодой человек понял, что в родной стране в текущем её технологическом состоянии многого добиться не получится. А он планировал к 30-ти стать миллионером.
Эмиграция в США
“Все остальные боятся потерпеть неудачу, а мне всё равно. Потому что когда я терплю неудачу, я пробую что-то новое.” (с) Винод Хосла
Конечно, он мечтал о Кремниевой Долине, аспирантуре в Стэнфордском университете, о которых столько читал и знал, подал документы, но получил отказ из-за отсутствия опыта работы. Молодого эмигранта принял университет Карнеги-Меллон, Пенсильвания, на кафедру биомедицинской инженерии и даже выделил стипендию. Тем не менее, чтобы получить такой нужный опыт, Хосла параллельно работал на двух работах, не забывая чуть ли не еженедельно бомбить звонками приемную комиссию Университета Мечты. Винод получил степень магистра через два года и все-таки добился – поступил в бизнес-школу Стэнфорда. По словам коллеги и друга Хослы Джона Дорра: ”Чтобы заставить Винода свернуть горы, надо просто сказать, что он не сможет этого сделать.”
Он получил степень MBA в 1980-м, на достижение заветной цели – стать миллионером – оставалось каких-то пять лет. Винод мог бы, как 99% выпускников своего курса, пойти работать в инвестиционный банк или юридическую фирму. Но он выбрал рискованный путь предпринимателя. “Человек должен следовать собственным убеждениям и не обязан делать что-то для того, чтобы выглядеть “прилично” в глазах других. Ведь никто не знает ваших планов и стратегии лучше вас.”
Неудачные опыты
“Опыт в нашем бизнесе важен, но опыт — это предвзятость. Но что важнее опыта, так это скорость обучения.” (с) Винод Хосла
Примерный бизнес-план первого стартапа Daisy Systems Corp. Винод написал на последнем году обучения в бизнес-школе. В 1981-м вместе с партнерами он рискнул его осуществить. Компания специализировалась на создании ПО и оборудования для автоматизации электронного проектирования (EDA) и в своей области была весьма новаторской и даже где-то первой. Хосла участвовал как сооснователь, инженер, программист, но проработал в Daisy чуть больше года.
Он считал, что концентрируясь в большей степени на программном обеспечении, фирма идет неверным путем. Компания какое-то время удачно развивалась, открыла филиалы в Германии и Израиле, вышла на IPO, но в результате принятия нескольких ошибочных финансовых решений в 1990-м была объявлена банкротом.
В голове у Винода прокручивалась идея – создание рабочих станций для разработчиков программного обеспечения. Вместе с однокурсником по Стэнфорду и соседом по комнате в общежитии Скоттом Макнили, который тогда, по собственным словам, был скорее специалистом по гольфу, чем по компьютерам, Хосла запустил новый стартап The Data Dump и партнеры даже нашли инвесторов. Но фирма просуществовала всего несколько месяцев, и сейчас они называют проект не иначе как “огромная катастрофа”. Хотя что-то в них было, потому что те же инвесторы рискнули с ребятами дважды. И на этот раз не проиграли.
Восход Sun Microsystems
“Когда вы работаете достаточно долго, вы слишком хорошо знаете, как всё должно быть устроено и забываете, что могут быть изобретены новые вещи. Самая большая опасность – слушать экспертов. Сначала вы должны отвергнуть все общепринятые представления.” (с) Винод Хосла
Когда Винод Хосла впервые увидел рабочую станцию SUN (Stanford University Network), которую собрал аспирант Энди Бехтольшайм, он понял, что это именно то, что нужно, и стал уговаривать молодого инженера присоединиться к нему и Скотту и создать новую компанию. Дата основания Sun Microsystems – 24 февраля 1982 года. Чуть позже к трем главным партнерам присоединился Билл Джой, талантливый разработчик из университета Беркли.
Sun специализировалась на создании и продаже компьютеров, разработке и продаже ПО, например, создала язык JAVA, и оказывала различные услуги в области IT. Любопытно, что сейчас в офисе Sun располагается Facebook. Среди первых работников были Эрик Шмидт (будущий директор Google), Кэрол Барц (руководитель Autodesk и Yahoo!), Ларри Гарлик (Remedy). Кадровый потенциал был потрясающий. Все работали не жалея себя, иногда уходя домой в 3 часа ночи и возвращаясь на работу в 4 утра. Компания начала приносить прибыль уже во втором квартале.
Конечно, были и проблемы, и иногда Sun стоял на грани разорения, как в случае с поставкой мониторов Phillips с дефектом, которые регулярно, раз в 30 дней, выходили из строя. Но, в целом, репутация компании была отличной, прибыль росла из года в год. В 1986-м Sun вышла на IPO, а в 2009-м ее приобрела корпорация Oracle за $7,4 млрд. Но эта славная история происходила уже без нашего героя. Винод Хосла проработал в собственной компании всего 2 года и ушел, сохранив, как и в случае с Daisy свою долю в фирме. Ему было почти 30 и он был миллионером, как планировал в юности.
Он уволился не столько по собственному желанию, сколько под давлением правления. Дело в том, что бизнесу очень мешала его въедливость и перфекционизм. Хосла мог прийти в цех и остановить сборочную линию, если ему что-то не нравилось. Такое случалось не один раз и сводило коллег с ума. Надо сказать, это в его характере: он изучил курс оптической физики – когда интересовался сетями, с репетитором прошел заново курс алгебры, а прежде, чем заказать архитектору проект дома, прочитал, по его словам, не меньше 100 книг по архитектуре и дизайну.
Работа на “неполный” день
“Я испытываю большое неуважение к авторитетам и общепринятым мнениям, а также к мнениям экспертов.” (с) Винод Хосла
Хосла заработал достаточно, чтобы жить в свое удовольствие. Он начал строительство поместья на океанском берегу и целые дни предавался любимому хобби – проектированию и изготовлению мебели. Однако, отпуск продлился недолго. Друг Винода, Джон Дорр, уговорил его попробовать себя в качестве венчурного инвестора – поработать неполный рабочий день в фонде Kleiner Perkins. Он не собирался надолго задерживаться на новой работе, но неожиданно его затянуло – на 18 лет.
Виноду понравилось общаться с начинающими предпринимателями, знакомиться с новаторскими идеями, и он загорелся желанием помочь некоторым из них запустить бизнес, как когда-то ему помогли запустить Sun. Он стал скорее “венчурным помощником”, чем венчурным капиталистом. Смыслом работы стало создание новых компаний, а не получение прибыли – финансовые вопросы Хослу почти не интересовали.
Он не участвовал в крупных сделках с Amazon или Google, но на его счету сотни успешных инвестиций на самой ранней стадии: Azera, Dynabook, BroadBand Office, Vian. Два года бизнесмен проработал в индийском представительстве Kleiner Perkins и инвестировал в микрофинансовую компанию SKS, которая предоставляет небольшие кредиты женщинам из бедных аграрных районов страны. Хосла участвовал в основании союза предпринимателей Индии TiE.
Мудрые, смелые и рискованные вложения принесли Виноду славу удачливого и прозорливого инвестора. В 1996-м он финансировал запуск производителя оптоволоконных сетей Cerent, вложив $8 млн в обмен на 30% акций. В 1999-м стартап приобрела компания Cisco и $8 млн превратились в $2 млрд. А своей лучшей сделкой в Kleiner Perkins он считает работу с Juniper Networks. Хосла инвестировал в $5 млн и помог ее запустить. Через несколько лет $5 млн стали $7 млрд. Имея в портфеле таких клиентов, инвестор может сколь угодно совершать ошибки и не волноваться ни за репутацию, ни за финансовое благополучие. За все время работы в фонде он инвестировал $50 млн и получил $15 млрд.
Khosla Ventures
“Большинство людей, у которых все хорошо, могут потратить 100 миллионов долларов на покупку яхты. И я знаю многих людей, которые так и сделали. Моя яхта – это 100 маленьких стартапов стоимостью 1 миллион долларов. Это намного веселее, поддерживать 100 молодых предпринимателей, чем покупать яхту и плавать на ней раз в неделю. Эти стартапы и есть моя яхта.” (с) Винод Хосла
В 2004-м Винод Хосла стал миллиардером и основал собственный венчурный фонд Khosla Ventures. Его главной целью было финансирование стартапов и научных экспериментов в области “зеленых технологий”, биомедицины и робототехники. Бизнесмену уже не надо было думать о прибылях и можно было просто получать удовольствие от “взращивания” интересных ему инноваций. Он открыл офис в Меноло Парке и наконец дал разгуляться перфекционизму: сам спроектировал столы, дверные ручки, держатели для туалетной бумаги, лично выбрал сорт газонной травы и указал, какие именно пальмы посадить вокруг здания.
Первые инвестиции он осуществил на собственные средства и только после этого пригласил в фонд сторонних участников. Всего Khosla Ventures управляет $15 млрд, большую часть из которых инвестирует в традиционные компании на ранней стадии роста, а $250 млн выделены в отдельный фонд Khosla Seeds для самых рискованных вложений. Винода зачастую не пугают и 90%-е прогнозы провала стартапа.
В 2010-м к фонду в качестве советника присоединился бывший премьер-министр Великобритании Тони Блэр. С его помощью, связями и деньгами Khosla Ventures Винод продвигает идею экологически чистых технологий. Компания инвестирует в заводы по переработке пластика, ветряные и солнечные батареи, двигатели, аккумуляторы, биоинженерию и сельское хозяйство.
Портфель “традиционных” инвестиций возглавляют Stripe с оценкой в $95 млрд, OpenDoor (оценка $1 млрд), DoorDash (оценка $59 млрд), Upstart (оценка $1,2 млрд), Affirm (оценка $24 млрд). До недавнего времени им управлял Кит Рабуа, знаменитый предприниматель и инвестор.
В портфеле “рисков” такие интересные стартапы как Popgun – программа, пытающаяся с помощью ИИ генерировать качественную поп-музыку; Impossible Foods – производство растительного мяса и молока; Spyce Kitchen – создатели роботов-поваров для заведений фаст-фуда; Hermeus, создающий гиперзвуковой двигатель для самолета, который доставит пассажиров из Нью-Йорка в Париж за полтора часа.
Признание и критика
"Свобода потерпеть неудачу – ключевой компонент успеха. Попробуйте и потерпите неудачу, но не бойтесь пробовать. Только те, кто осмелился потерпеть неудачу, имеют шанс добиться успеха.” (с)
Яркий, харизматичный, сложный, неуступчивый – один из богатейших людей Америки вызывает своими неоднозначными поступками у кого-то восхищение, а у кого-то порицание. За вклад в развитие IT-индустрии в 1999-м он получил премию World Technology Award, несколько раз был выбран Global Indian of the Year, стал Entrepreneur of the Year-2007, в 2009-м получил награду Lifetime Achievement Award за приверженность инновациям от Калифорнийского университета. Винод – активный сторонник “Предложения 87”, инициативы по внедрению в Калифорнии только “чистых” технологий, пожертвовал $500 тыс. фонду Wikimedia.
Ярый приверженец экологичности, он критикует солнечные панели на крышах, утверждая, что если их покрасить в белый цвет, пользы будет больше. Не меньший гнев у него вызывают гибридные автомобили – он считает, что эта глупая мода отбирает инвестиции у действительно стоящих проектов по сохранению природы. Но самое громкое обсуждение сопровождает тянущийся уже более 10 лет судебный процесс между Винодом Хослой и штатом Калифорния. Дело в том, что бизнесмену принадлежит небольшой кемпинг из нескольких коттеджей и магазинчика на берегу Тихого океана, в популярном у серферов местечке Martin’s Beach. По закону доступ к пляжу должен быть свободным, но бизнесмен его перекрыл и открывать не собирается, предпочитая бесконечный судебный процесс. Причем сам лично он там ни разу не был. Что это, если не легендарное упрямство?
Семейный человек
“Когда родилась моя младшая дочь, я поставил на стол прозрачную банку с маленькими драже и съедал по одной каждый понедельник. В банке оставалось ровно столько драже, сколько у нас выходных до тех пор, пока она не уедет в колледж.” (с) Винод Хосла
Состояние бизнесмена $7 млрд, да, у него нет яхты, но есть личный самолет, который он называет “вторым офисом”. Винод много времени проводит в деловых поездках, но у него есть правило – больше половины вечеров в месяц обязательно ужинать дома с семьей. За этим следит специальный помощник. Он много лет женат на своей однокласснице Ниру. У пары четверо детей: Нина, Ану, Вани и Нил. Они уже взрослые, сложившиеся люди. Нил – основатель и владелец стартапа Curai Health и вошел в список “30 under 30” в области медицины журнала Forbes.
Ниру Хосла тоже не обычная жена миллиардера. Она приехала в США в 25 лет и получила образование молекулярного биолога в университете Сан-Хосе, работала в Стэнфордском институте исследований рака. После рождения детей возглавила совет элитной школы Nueva School, а в 50 снова села на студенческую скамью и получила педагогическое образование. Она возглавляет НКО СК-12, которая разрабатывает бесплатные учебные курсы и интерактивные материалы соответствующие школьной программе. Супруг является соучредителем СК-12 и поддерживает Ниру во всех начинаниях.
Подводя итог: Винод Хосла – миллиардер, не стремящийся к наживе, а использующий деньги для помощи другим. Занятой бизнесмен, старающийся проводить большую часть времени с семьей. Американец, не забывший о родной стране – Индии. Кстати, даже в национальностях он, похоже, путается. Потому что "зеленые технологии" – это забота обо всём мире. Да, он не Илон, глядящий в космос, он – Винод, остающийся на старушке Земле, о которой он должен позаботиться, как и полагается благочестивому индуисту, любящему сыну, преданному мужу и доброму отцу. В этом его миссия.
Еще почитать:
- Питер Фентон: инвестор Twitter, Yelp и Elastic
Спасибо за 👍👍👍 и подписку, заходите к нам еще.