История компании Volocopter (E-Volo) – крупнейшего европейского разработчика и производителя электрического городского аэротакси
“Мы воплощаем мечту об электрическом полете в реальность, создаем доступные решения для перевозки грузов и людей. Без вредных выбросов, без шума – более экологичным и эффективным способом, чем когда-либо прежде. Мы проектируем и строим экосистему, которая открывает совершенной новый взгляд на городское пространство. Соединяя транспортные узлы, мы помогаем развитию городов.” – миссия Volocopter
Мир будущего – это мир мегаполисов. Но, помимо удобства, у жизни в большом городе есть и отрицательные стороны: перегруженность автотранспортом, вредные выбросы, шум – все это повышает уровень стресса и плохо сказывается на здоровье людей. Правительства многих стран, особенно тех, где основная жизнь сосредоточена в урбанистическом мире, все больше задумываются об экологически чистом современном транспорте – практически бесшумные трамваи, монорельсы, легкое метро, электробусы и электромобили.
Но инженерная мысль и человеческая фантазия не стоят на месте. Вот уже несколько лет энтузиасты и конструкторы трудятся над созданием воздушного беспилотного электрического городского транспорта. Одна из таких компаний, получившая поддержку правительств сразу нескольких стран из разных частей света и оценку финансистов в $1,87 млрд – Volocopter, о которой мы хотим сегодня рассказать.
От вирусного видео до стартапа
“Когда мы только начинали разработку Volocopter, мы были абсолютными пионерами. Никто до нас не додумался использовать мяч для йоги подобным образом.” (с) Алекс Зосель, сооснователь Volocopter
28 октября 2011-го года в интернете появился забавный ролик, который быстро набрал миллионы просмотров и стал “вирусным”. На видео трое молодых людей из немецкого города Карлсруэ собирали конструкцию из пропеллеров, трубок и … надувного фитнес-мяча. Далее этот летательный аппарат, пилотируемый одним из участников съемок, вертикально поднялся вверх, пролетел несколько метров и также вертикально плавно опустился на землю. Полет длился полторы минуты.
Уже через пару дней телефоны разрывались от звонков журналистов, которые разыскали контакты молодых людей и желали взять интервью. Кто-то просто хотел посмеяться над “доморощенными авиаторами”, а кое-кого идея изобретателей заинтересовала. Они получили небольшое финансирование и спустя два года, в 2013-м, представили следующий рабочий проект – двухместный беспилотный вертолет VC200.
Корпус летательного аппарата был сделан из карбонового волокна, мог передвигаться со средней скоростью 100 км/ч, подниматься на высоту 2 тыс. метров, его максимальный взлетный вес составлял 450 кг и он мог находиться в воздухе 20 минут. Недолго. Тем не менее, беспилотник произвел впечатление. После его представления, на одной из краудфандинговых платформ стартап собрал €1,2 млн за несколько дней (только за первые 2 часа €500 тыс.) – это европейский рекорд.
Федеральное министерство транспорта Германии выделило на дальнейшее развитие проекта еще €2 млн. Также оно приняло решение о проведении серии испытательных полетов под контролем специальной комиссии для того, чтобы создать новую авиационную категорию и правила эксплуатации для совершенно нового вида перевозчиков.
Кто создал Volocopter?
“Когда мы начинали, то даже не думали, что этот тип транспортных средств когда-нибудь будет сертифицирован. Теперь для нас создана новая особая категория.” (с) Флориан Рейтер, Генеральный директор Volocopter
Основатели Volocopter Александр Зосель и Стивен Вульф познакомились в 80-х. Они оба увлекались скейтбордом, а Алекс еще школьникам участвовал в создании первой в Германии half pipe – трубы для выполнения опасных трюков. Позже Зосель получил диплом инженера-строителя, но предпочел заняться предпринимательством: пробовал себя в шоу-бизнесе (руководил сетью дискотек), полиграфии, работал инструктором по парапланеризму.
Стефан все это время строил карьеру штатного программиста. Сначала в фирме SysKonnect, затем в Siemens. Именно его разработки лежат в основе ПО всех продуктов Volocopter. На идею создать дрон, который сможет перевозить людей, его натолкнули детские игрушки-беспилотники, которые недавно появились на рынке. Стефан связался со старым другом, Александром, инженером и бизнесменом. Они вместе основали E-Volo и сконструировали первые прототипы.
Когда после успешного начала небольшой стартап из 15 человек обрел огромные деньги, армию поклонников, Александр и Стефан поняли, что им не удается полноценно отдавать себя работе над продуктом, маркетингу, стратегии, контролировать растущий штат. В 2015-м они наняли генерального директора – Флориана Рейтера, который сумел не только справиться с текущими проблемами, но и внести ряд важных изменений. В первую очередь это казалось языка. Он распорядился перевести всю документацию на английский и сделал его языком общения внутри фирмы, что сыграло огромную роль в налаживании зарубежных контактов и выходе Volocopter на международный рынок.
Что такое Volocopter и чем он отличается от вертолета?
Volocopter представляет собой нечто среднее между дроном и вертолетом. Его кабина сделана из карбонового волокна, поэтому внутри тихо и почти не чувствуется вибрация. Летательный аппарат работает от аккумуляторных батарей. Он снабжен анализаторами окружающей среды: дождь, град, снег, сила ветра, турбулентность. Датчики передают информацию в систему управления, а та в свою очередь передает ее двигателям. Процесс занимает миллисекунды, поэтому движение коптера очень плавное. Его поднимают вверх 18 роторов и если 2 или 3 из них откажут, беспилотник продолжит полет, только с меньшей скоростью. Благодаря безопасности полетов Volocopter пока единственная компания в своей нише, которая получила одобрение от Европейского управления авиационной безопасности и разрешение на полеты от правительства Германии.
Чем Volocopter отличается от вертолета:
- уровень его токсичных выбросов в атмосферу практически равен нулю;
- уровень шума, производимого беспилотником, в разы ниже и сопоставим с гудением пчелиного улья;
- стоимость производства и обслуживания ниже на 40%;
- так как Volocopter работает тише и более безопасен – он может летать там, куда обычным вертолетам доступ закрыт, например, на Манхэттене;
- процесс посадки и высадки пассажиров проще и безопаснее, так как роторы в это время не работают.
История Volocopter
“Двумя ключевыми факторами, убедившими инвесторов, были наша старательная приверженность безопасности и то, что, будучи пионерами в этой области, мы примерно на три года опережаем большинство проектов, касающихся тестирования и сбора данных. Этот опыт позволил нам постоянно совершенствоваться. И будьте уверены: Intel и Daimler тщательно проверяют и технологии и команду, прежде чем вкладывать миллионы евро в какую-либо компанию.” (с) Александр Зосель, сооснователь Volocopter
Первый полет с пассажирами на борту VC200 совершил 30 марта 2016 года. А в следующем году E-Volo сделала огромный шаг вперед на пути к доминированию на мировом рынке – провела испытания своего автономного летательного аппарата (кстати, некоторые называют его летающим автомобилем) в Дубае. Это был первый публичный полет в городских условиях.
Ему предшествовали несколько недель испытаний на полигоне и он прошел блестяще. Volocopter пролетел 500 метров за 8 минут на высоте 60 метров. На мероприятии присутствовал сам шейх Мохаммед бен Рашид Аль Мактум, эмир Дубая и премьер-министр ОАЭ, который поддерживает план перевода 25% всех пассажирских перевозок в городе на беспилотный транспорт приблизительно к 2030-му году.
В 2019-м Volocopter произвел фурор в Сингапуре, пролетев над заливом Марина-Бей с пассажирами на борту. БПЛА пролетел 1,5 км за 2 минуты на высоте 40 метров. Это событие послужило началом экспансии на азиатский рынок. Компания заключила договор на поставку 20 воздушных такси в округ Марина-Бей и будет летать не только в городе, но и по популярным туристическим направлениям Индонезии и Малайзии. Уже разработана карта маршрутов, представлен план VoloPort – станции посадки пассажиров и сети VoloHub – пунктов пересадки и зарядки батарей, идет процесс согласования коридоров.
Также в 2019-м воздушное такси Volocopter совершило удачный пробный рейс в международном аэропорту Хельсинки, причем он был полностью интегрирован в систему управления воздушным движением.
Осенью того же года компания представила новый продукт VoloDrone – беспилотник, рассчитанный на перевозку грузов весом до 200 кг на расстояние до 40 км. Volocopter заявляет, что совместно с Geely Automobile Holding (стратегическим партнером и инвестором) планирует развернуть в городе Чэнду с населением более 20 млн человек полноценную службу доставки посылок и оказывать услуги беспилотного такси.
Одним из кульминационных представлений Volocopter в 2019-м стал пролет над музеем Mercedes в Штутгарте, за которым наблюдали сотни зрителей. Интересно, что главные партнеры E-Volo не авиационные, а именно автомобильные компании: Daimler, Mercedes, Geely.
Volocopter сейчас
“Для нас это необыкновенный момент. Взлет VoloConnect в небо знаменует достижение одной из наших ключевых вех в развитии и демонстрирует, что мы способны создать за короткое время и в соответствии с общей стратегией компании.” (с) главный инженер VoloConnect Себастьян Морес
За 11 лет компания прошла большой путь – знаменитый VoloCity претерпел множество изменений и уже представлен в пятой, кардинально улучшенной версии. Наряду с ним, летом этого года на выставке в Аризоне Volocopter представил на суд широкой публики новинку – четырехместный электрический беспилотник VoloConnect. Это машина с увеличенной дальностью полета – до 96 км, максимальной скоростью до 160 км в час и полезной нагрузкой 300-400 кг. Она предназначена для частных и бизнес-вояжей из центра в пригороды. Большая часть летных характеристик уже опробована испытателями и в настоящее время идет проверка работоспособности беспилотника в условиях, соответствующих его заявленным характеристикам.
В последнем инвестиционном раунде серии “Е”, который прошел в марте этого года, Volocopter привлек еще $182 млн финансирования и в данный момент оценивается в $1,87 млрд. Среди его партнеров и инвесторов: Intel Capital, BlackRock, WP Investments, Tokyo Century и уже упомянутые ранее автомобильные гиганты Geely, Daimler и Mercedes Group. Сейчас в компании работает 500 человек и она произвела уже более 1 тыс. испытательных полетов как на полигонах, так и в “полевых”, а точнее городских условиях.
Планы на будущее
“В ближайшие несколько лет мы увидим первые прямые маршруты Volocopter. Это, скорее всего, произойдет в городах, где мобильности можно добавить только в небе, потому что места для строительства дорог, тоннелей или мостов больше нет. Через 15 лет волокоптеры будут доступны в качестве транспорта в большинстве мегаполисов. В любом случае необходима инфраструктура с местами для взлета и посадки, а также для зарядки сменных аккумуляторов. Эту инфраструктуру можно построить за несколько месяцев, гораздо быстрее и с меньшими затратами, чем улицы. Появятся автономные воздушные такси, и гораздо быстрее, чем вы думаете.” (с) Александр Зосель, сооснователь Volocopter
Главная цель Volocopter – успеть запустить коммерческие рейсы к Олимпийским играм в Париже, которые состоятся в 2024-м. Тренировочные полеты в столице Франции были проведены еще в 2021-м. В это же время стартап планирует запустить беспилотные авиатакси в Сингапуре, Сеуле и Риме. Компания подала заявку в Федеральное управление гражданской авиации США и ожидает получить разрешение, чтобы в ближайшие три года начать работу в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе и Вашингтоне.
E-Volo твердо уверены, что службы автономного аэротакси уже в ближайшее время интегрируются в общую систему городского транспорта и предоставят клиентам альтернативный способ передвижения, особенно в часы пик и по самым загруженным маршрутам, например, из аэропорта в центр или из центра на стадион. Что ж, у нас есть прекрасная возможность посмотреть, как будущее мегаполисов, знакомое нам по фантастическим фильмам, станет привычной реальностью.
Читайте также:
- Rocket Lab – от мечты к орбите
Спасибо за 👍👍👍 и подписку, заходите к нам еще. А если вам нравится, что мы пишем – установите мессенджер Gem4me, там еще много интересных каналов, которые ведут наши пользователи!