Недавно я рассказал о том, как двое судей из Краснодарского края, получив от участников процесса конверты с изображением картины «Казнь неправедного судьи Сисамна» (есть у нее и второе название – «Сдирание кожи с неправедного судьи»), начали проверки, целью которых было установить, не хотели ли авторы документов оскорбить судью в каждом случае.
Об итогах той проверки можно прочитать в моем более раннем посте. Но сегодня я хочу рассказать о произведении, которое так взбудоражило судей.
«Казнь неправедного судьи Сисамна», наряду с картиной «Арест неправедного судьи Сисамна», является частью диптиха под названием «Суд Камбиса».
Диптих «Суд Камбиса» был написан в 1498 г. художником Герардом Давидом для зала судебных заседаний в ратуше Брюгге. За основу сюжета взята информация, рассказанная Геродотом в его произведении «История».
Камбис – царь Ахменидской державы (Первой Персидской империи) правил в 530—522 годах до н. э.
Согласно Геродоту «…Сисамн был одним из царских судей. За то, что этот Сисамн, подкупленный деньгами, вынес несправедливый приговор, царь Камбис велел его казнить и содрать кожу. Кожу эту царь приказал выдубить, нарезать из неё ремней и затем обтянуть ими судейское кресло…». Затем Камбис назначил судьей Отана – сына Сисамна. При назначении судьей, царь велел Отану «помнить, на каком кресле он восседая, судит».
Диптих, как и многие составные художественные произведения того времени, показывает всю историю, которую описал Герадот.
На картине «Арест неправедного судьи Сисамна», слева вверху изображен момент получения судьей подношения;
по центру царь Камбис объявляет судье, сидящему в черном судейском кресле, его прегрешения;
рядом с охранником, схватившим судью за руку, стоит сын Сисамна Отан;
На картине «Казнь неправедного судьи Сисамна» на переднем плане изображена казнь Сисамна, на казни присутствует сам царь, следящий за исполнением приговора;
на заднем плане справа художник изобразил Отана, сидящего в судейском кресле своего отца, покрытым кожей, снятой с казненного судьи Сисамна.
Это художественное произведение призвано как раньше, так и сейчас напоминать судьям, что независимо от положения, кара за неправедное поведение всегда настигнет преступника.