Найти тему
ARTПатруль

Знаменитые художницы часть 4

Оглавление

А мы продолжаем знакомить наших читателей со знаменитыми женщинами художницами! В истории искусства было немало талантливых героинь, оставивших след в живописи, графике и скульптуре.

Марианна Владимировна Верёвкина

Русская художница, представительница экспрессионистского течения в живописи. Марианна начала рисовать спонтанно в 14-летнем возрасте, во время болезни – первые работы девушки отражали видения, вызванные высокой температурой. Занятия рисованием поощряла мать, о которой Веревкина впоследствии не раз вспоминала в своем дневнике «Письма к неизвестному».

Переезды, связанные с военной службой отца семейства, определили вехи становления таланта будущей художницы. Она занималась живописью сначала в Москве у Иллариона Прянишникова, позже в Санкт-Петербурге в мастерской Ильи Репина. Репин, кстати, высоко ценил способности своей ученицы, сравнивал ее с Рембрандтом и, вероятно, чтобы подстегнуть самолюбие молодой художницы говорил, что завидует ей.

В мастерской Репина Марианна познакомилась с офицером Алексеем Явленским, который был на четыре года младше ее. Случилось так, что Алексей стал другом и спутником Марианны на долгие годы.

В середине 1900-х в Мюнхене Веревкина и Явленский сблизились с Василием Кандинским, Паулем Клее, Францем Марком, Габриэлой Мюнтер, которые вошли в «Новое объединение художников Мюнхена». Позднее несмотря на то, что Веревкина и Явленский не вошли в организованный Кандинским «Синий всадник» ("BlaueReiter"), они участвовали в выставках этого объединения. Экспрессионистская поэтесса Эльза Ласкер-Шулер в 1913 году наградила Марианну Владимировну еще одним почетным титулом – «амазонка Синего всадника».

Вера Мухина

-2

Советский, российский скульптор-монументалист, педагог. Академик АХ СССР. Народный художник СССР. Лауреат пяти Сталинских премий.

Вера Мухина училась в частной художественной студии Константина Юона и Ивана Дудина (1908-1911), работала в скульптурной мастерской Нины Синицыной (1911). Затем перешла в студию живописца Ильи Машкова, одного из лидеров группы художников-новаторов "Бубновый валет".

В 1912-1914 гг. продолжила образование в Париже (Франция) в частной художественной школе Филиппо Коларосси. Также посещала академию Гранд-Шомьер, где училась у скульптора-монументалиста Эмиля-Антуана Бурделя. В 1914 г. совершила поездку по Италии, где изучала искусство эпохи Ренессанса.

По возвращению в Москву Вера Мухина будет вести преподавательскую деятельность в Российских вузах. В 1937 г. на Всемирной выставке в Париже за монументальную композицию "Рабочий и колхозница" Вера Мухина была награждена золотой медалью Гран-при. Скульптура венчала советский павильон, спроектированный архитектором Борисом Иофаном (1891-1976). В 1939 г. монумент был установлен в Москве недалеко от северного входа на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку (ВДНХ). С 1947 г. скульптура "Рабочий и колхозница" является эмблемой киностудии "Мосфильм".

В 1943 г. Вере Мухиной было присвоено звание народного художника СССР. В 1947 г. она стала действительным членом Академии художеств СССР, в 1947-1953 гг. входила в состав президиума данной организации.

Трэйси Эмин

-3

Представительница течения Молодых Британских Художников, обладательница премии Тернера (1999), в своем творчестве также как и Луиз Буржуа открыто выражает сексуальный контекст и феминистские настроения. Славу ей принесла телепрограмма, посвященная премии Тернера, на которую Трэйси завалилась в усмерть пьяная. Эпатаж, должно быть, занимает важное место в ее творчестве – секс и мастурбация в рисунках, использованные презервативы и женские тампоны в инсталляциях. Все это вызывало шквал негодования в Британии и во всем мире, однако, судя по всему, для художницы это всего лишь способ обратить внимание на несправедливую со стороны природы и мужчин женскую долю.

Франсуаза Жило

-4

Француаза Жило была юной художницей, позирующей всемирно известному маэстро Пабло Пикассо и берущей у него частные уроки. Через полгода их занятия переросли в бурный роман. Новые эмоции, конечно же, отображались в творчестве Пикассо. В 1946 году художник написал картину «Женщина-цветок», навеянную женственностью и непокорностью его возлюбленной.

В работах Франсуазы чувствуется большое влияние Пабло Пикассо, однако присутствует и ее фирменный авторский стиль. Одна из центральных тем ее творчества – тема материнства и семьи.

Мария Константиновна Башкирцева

-5

Русская художница, автор знаменитого дневника, как и многие художники того времени Мария провела большую часть жизни во Франции.

В 1877 году Башкирцева впервые отправляется в поездку в Париж, где поступает в Академию Р. Жюлиана, и уже через 11 месяцев ее показывают на Салоне среди ученических работ и награждают золотой медалью. Карьера художницы продлилась весьма недолго. Спустя год после поездки в Париж, Мария заболевает туберкулезом, и трагично умирает в возрасте 25 лет.

В 1908 году мать Башкирцевой передала в музей Александра III большую коллекцию работ Марии (сто сорок одну работу; среди них рисунки, эскизы, полотна, пастели, скульптурные этюды). В 1930 году из этой коллекции в Днепропетровский художественный музей было передано две картины Башкирцевой, в 1932 году по запросу Наркомпроса УССР Русский музей передал на Украину сто двадцать семь работ Башкирцевой. Несколько работ было передано в 1929 году в Красноярск. В Русском музее осталось восемь живописных полотен и тринадцать рисунков Марии Башкирцевой.

Команда ARTПатруль благодарит вас за активное участие в жизни нашего бога. Оставляйте комментарии с именами художниц, про которых слушали вы. Мы хотим сделать нашу рубрику регулярной и дополнять ее все новыми и новыми именами!

Автор статьи: Елизавета Маслова