Что касается стартапов и личных инициатив, у меня как у эксперта-практика есть достаточно четкая позиция есть в этом направлении.
Если вы уже побывали в крупном бизнесе, если вы в нем выжили, набрали какую-то экспертизу, запускать стартап без стратегии отстройки от крупного бизнеса - это проигрыш в конкуренции на рынке стартапов.
- Стартапы болеют тем, что они не умеют работать с активами, капитализацией и цепочками создания ценности.
Стартап зачастую очень автономно себя ведет.
- И крупный бизнес толком не может «прикрутить» к себе стартапы.
Сложно найти успешный акселератор в РФ, в СНГ, который бы научился на конвейере «прикручивать» к себе инновации.
Причина в том – что между стартапом и крупным бизнесом огромная пропасть, связанная с бизнес-моделью, фреймворком, «продактами», стратегией, которые имеются в бизнесе.
Для крупного бизнеса стартап - тот же продукт, инициатива, которая принципиально может запускаться вне контура, и то зачастую это большая ошибка, потому что большинство стартапов сначала надо запустить как внутренние продукты, спокойно протестировать за счет бизнеса все гипотезы и уже после этого тратить свои деньги, чтобы запускаться на рынке.
Если вы, являясь сотрудником корпорации, хотите запускать свой бизнес, то работая в ней, вы должны вынести экспертизу, которую вы потом сможете "разменять" на конкуренцию на рынке стартапов.
Помимо денег, которые мы уже как хозяева своего бизнеса вкладываем в стартап, мы можем вкладывать в активы - например, к этому имеет отношение клиентская база, которая была у крупного бизнеса, но которой не было у стартапа; бренд (лояльность), который был у крупного бизнеса, но которого не было у стартапа.
Стартап - это не только привлечение инвестиций. Это привлечение активов.
Есть даже понятие smart investing - когда опытный инвестор вместо денег дает стартаперам, например, консалтинг эксперта из своего бизнеса.
Он говорит: «Я в тебя инвестирую, денег я тебе дам всего 300 тысяч, но зато я тебе выделю трекера, своего deputy CIO, который будет тебя трекать по информационной платформе и архитектуре».
И поверьте, это намного большая, важная инвестиция, чем деньги.
Стратегическая ошибка - запускать стартап сразу на рынке, потому что там вы вынуждены конкурировать с другими цифровыми решениями.
Лучше сначала, находясь в корпорации, разобраться с возможностями в контуре крупного бизнеса, а потом приземляться на свободную форму.
Если взять область вашей экспертизы, то это тоже важно.
Допустим, вы сейчас работаете в банкинге, значит, вы в себе несете экспертизу, наработанную в банкинге. Это ваш собственный актив, как у экспертов.
Это экспертиза, наработанная в предыдущей компании.
Это знакомства или нетворкинг - это тоже актив, помимо денег, помимо вашего времени. Этот актив тоже надо уметь инвестировать.
Мы всегда на связи: Telegram, сайт, info@neuromap.tech.