Найти тему

Югория. Первый снег – Егор Сорин рассказал о роли коммерческих чемпионатов в России.

Егор Сорин специально для Югории рассказал о прошедшем сезоне или почему российские лыжники никогда не будут тренироваться как норвежцы, о выгорании и мотивации, о том, что важнее: талант или труд, о коммерческих чемпионатах, о личной жизни и многом другом.

Егор Сорин
Егор Сорин

Егор Сорин – российский лыжник, мастер спорта международного класса, тренер молодежного состава сборной России. Прежде чем он пришел на тренерскую работу, несколько лет работал аналитиком у немца Маркуса Крамера. В 2019 году женился на Татьяне Алешиной (сегодня Сориной), которая спустя два принесла России серебряную медаль на Чемпионате мира.

Югория: Егор Владимирович, многих будущих чемпионов в спорт приводят родители. Затем многие годы контролируют и даже заставляют ходить на тренировки. Ваша встреча с лыжами состоялась тоже с родительской подачи?

Егор Сорин: У меня немного другая история. Родители водили меня во все имеющиеся секции, кроме лыжной)) Но меня ничего не цепляло. Однажды на урок физкультуры пришел новый преподаватель (заменял нашего учителя) и пригласил на секцию лыжных гонок. Сходил, мне понравилось, потом сильно затянуло)) Тогда я сразу променял улицу на лыжные гонки. Кстати, для детского возраста лыжные гонки — разнообразный вид спорта. Мы и бегали, и плавали, и в походы ходили, и играли, летом на роликах катались. Лыжная секция стала для меня домом.

Ю: Сколько было Вам лет? Как часто проходили тренировки?

Е: Мне было тогда 9 лет. Тренировались по 6 раз в неделю. У нас тренер фанатом своего дела был. Были, конечно, те, кто ходил три-четыре раза в неделю, но я тренировался каждый день.

Егор Сорин
Егор Сорин

Ю: И вас родители не заставляли?

Е: Нет, вообще не заставляли. Отец занимался спортом, но не лыжными гонками. Просто вел здоровый образ жизни. Но в профессиональном плане не заставлял, не было такого, что я что-то должен. Это был мой осознанный выбор. Причем, как только я начал заниматься лыжными гонками, учеба «пошла в гору». В начальных классах я учился достаточно плохо. С 5 класса успеваемость только улучшалась, в 8 классе у меня была уже одна четверка.

Ю: А с чем Вы связываете это?

Е: С сильной мотивацией. Мотивацией показывать хорошие результаты и быть лучшим не только в спорте, но и в учебе.

Ю: Когда решили стать профессиональным спортсменом?

Е: Осознанно решил встать на путь профессионального спортсмена лет в 16. С тренерским призванием определился в 26 лет, когда начал интересоваться методикой спорта, консультировать в тренировочном процессе, читать научные статьи, знакомиться с методикой разных тренеров. В 29 лет устроился аналитиком, помощником тренера.

Ю: Расскажите о роли аналитика в тренировочном процессе?

Е: На самом деле аналитик – традиционная должность в сборной команде еще со времен Советского Союза. В советские времена были «КНГэшные группы» (комплексно-научные группы), а также аналитики, прикрепленные к команде. Основной их задачей было собирать данные тренировочного процесса, отправлять их в центр, где происходил анализ контрольных тренировок, соревнований, видео лыжного хода. По итогам аналитический отдел дает рекомендации тренерскому штабу. Это очень важная роль. Сейчас и в моей команде аналитиком работает Теплова Алена Игоревна. Ее работа очень важна и ценна.

Егор Сорин и Александр Легков на тренировке в 2015 году.
Егор Сорин и Александр Легков на тренировке в 2015 году.

Ю: В одном из интервью Вы сказали, что решили стать тренером, потому что не могли найти ответы на свои вопросы. Какие это были вопросы?

Е: Вопросы - почему нет желаемого результата, когда, казалось бы, делаешь все правильно. Хотелось от тренера получить ответ, что нужно поменять в тренировочном процессе, чтобы переломить ситуацию. Возможно неправильно, что я эту ответственность на тренера переносил. Позже стал сам копаться, проводить работу над ошибками.

Спорт с каждым годом развивается. Значимые изменения были в 2000 годах, когда пришли силовые развивающие тренировки. Все знали, что можно добиваться успехов не только за счет максимального ускорения, но и благодаря классической работе по канонам.

Наука тренировочного процесса на самом деле захватывает.

Ю: Были этапы выгорания?

Е: Конечно. Как только начался этап выгорания, я закончил бегать. Последние два года, когда бегал, уже понимал, что нет той мотивации показывать результат, что мне не приносит удовольствие постоянное нахождение на сборах. Тогда решил, что в 2014 году завершу профессиональную карьеру и буду тренировать. Появился смысл. И это не деньги. Сомневаюсь, что кто-то в нашей стране, из тех кто профессионально занимается лыжами, делает это ради денег. В основном тренируются, выкладываются по полной, где-то иногда жертвуя семьей. Спортсмены очень замотивированы на результат.

Ю: А что сегодня Вас мотивирует?

Е: Может банально прозвучит, но это результат спортсменов, их развитие. Я должен видеть, что даже если спортсмен в этом сезоне показал невысокий результат, но он двигается в верном направлении, а значит обязательно выстрелит через год, два, три. Так как я тренирую сборную команду России, у меня представлены лучшие спортсмены своего возраста в нашей стране, поэтому хочу, чтобы они все могли выйти на уровень Кубка мира, Чемпионатов мира, Олимпийских игр.

Второе, что мотивирует - совершенствование личной методики, поиск новых путей совершенствования. Скажу, что лично для меня тренерская работа — кладезь мотивации, здесь я нахожу гораздо больше вдохновения, чем когда просто бегал сам.

Егор Сорин
Егор Сорин

Ю: Вы закончили Московский педагогический университет, а спортивное образование у Вас есть?

Е: Да, Когда я работал аналитиком мне было достаточно педагогического образования. Когда я уже начал работать непосредственно тренером понял, что требуется еще учиться, поэтому закончил магистратуру.

Ю: За последние годы в России резко возрос интерес к лыжным гонкам. С чем вы это связываете?

Е: Да, на самом деле видно, что телевидение интересуется нашим видом спорта. Снова, к примеру, будут транслироваться Кубки мира. Конечно же, это в первую очередь связано с результатами наших спортсменов, которые вдохновляют. Это здорово, что вид спорта становится популярнее не благодаря каким-то медиа-ходам, а именно благодаря высоким результатам спортсменов. В спорте так и должно быть. Даже себя вспоминаю, почему меня лыжные гонки заинтересовали?

Первый свой осознанный Чемпионат мира по лыжным гонкам я посмотрел по центральному телевидению в 97 году, тогда в первой же гонке золотую медаль выиграл Алексей Прокуроров, потом Елена Вяльбе выиграла все 5 золотых медалей. И это послужило толчком еще больше тренироваться, отдавать себя этому виду спорта. Потрясающая мотивация. Сильнейшая мотивация уйти с улицы, когда многие росли без родительского контроля. Слава Богу, что меня так заманил спорт. И еще раз повторюсь, это все было благодаря результатам лыжников того поколения. И сегодня есть лыжники и примеры, которые нас вдохновляют. Считаю, это должно быть самой большой пропагандой.

Ю: Вы сказали, что российские спортсмены не будут никогда тренироваться, как норвежцы, что вы имели ввиду?

Е: Потому что Норвегия и Россия – две абсолютно разные страны, с разными культурами, с разными системами подготовки. Имею в виду не только подготовку сборных команд, но и развития детского спорта. Невозможно просто взять и скопировать систему страны, причем страны ментально неблизкой к нам. Мы никогда не пойдем по одному пути. Я бы не хотел работать тренером в Норвегии.

Ю: Почему?

Е: Тренер в Норвегии не играет такую большую роль, как в России. В Норвегии очень самостоятельные спортсмены, тренер больше выступает в роли консультанта, которому иногда нельзя даже вмешиваться в какие-то процессы. К примеру, самая актуальная проблема — вес. Он составляющая результата. В Норвегии сложно представить, чтобы тренер что-нибудь сказал спортсмену в этом плане и это замечание не было воспринято, как оскорбление. У нас в России с этим все нормально (смеётся).

Ю: Жену контролируете по весу?

Е: Она сама себя контролирует. Я вмешиваюсь только в части правильного питания (смеётся). У нас с ней были расхождения как раз по боевому весу. Она говорила, что ее вес меньший боевой, я ей наоборот говорил, что нужно чуть больше вес для лучшего результата.

Егор и Татьяна Сорины с дочерью.
Егор и Татьяна Сорины с дочерью.

Ю: Егор, вы хотели бы, чтобы Ваша дочь профессионально занималась лыжными гонками?

Е: Я не буду против, если ей понравятся лыжные гонки. Надеюсь, что будет как у меня, она сама выберет, какой вид спорта ей по душе, а мы с супругой ее поддержим. Лыжные гонки на самом деле непростой вид спорта в том плане, что не везде есть возможность профессионально тренироваться. Мало регионов, где созданы условия для тренировок. Например, в Тюмени, Ханты-Мансийске можно учиться и тренироваться одновременно. В других регионах, например, где я рос в Саратове, нужно было постоянно куда-то выезжать на сборы в другие регионы, более снежные, это плохо сказывалось на учебе.

Еще один важный аспект. Понять, на что ты способен в лыжных гонках, на какой результат можешь рассчитывать, можно только к 20-ти годам. Т.е. когда ты уже совсем взрослый человек. В отличие, например, от фигурного катания или гимнастики.

Ю: Что для спортсмена важнее — талант или трудолюбие?

Е: Талант очень важен в юношеском, юниорском спорте. После 20 лет ситуация меняется. Статистика говорит о том, что среди талантливых спортсменов побеждает и развивается тот, кто любит трудиться, отдавать себя этому виду спорта, следит за восстановлением, за питанием. У меня много примеров как раз спортсменов, которые не обладали какими-то талантами - Никита Крюков, Александр Легков.

С Крюковым мы практически одного возраста, в юниорах я был гораздо талантливее, чем он. Но потом Никита своим стремлением и трудом добился звания олимпийского чемпиона. Наш вид спорта достаточно возрастной, некоторые спортсмены только после 25 лет раскрываются. Тот же самый пример Татьяны Сориной (Алёшиной). Она только-только сейчас раскрылась.

Егор и Татьяна Сорины.
Егор и Татьяна Сорины.

Ю: О развитии лыжного спорта в России. Какую роль в этой истории играют коммерческие соревнования?

Е: В России лыжные гонки могут и должны быть массовыми. Это самый доступный вид спорта в России, которым могут заниматься люди любого возраста на свежем воздухе. Снега у нас много(смеётся). Безусловно мы должны развивать лыжные гонки не только в традиционной системе, где выделяет деньги государство, но также надо заинтересовывать частные компании, повышать массовость. Здесь как раз можно поучиться у норвежцев, где спорт зависит от частного бизнеса. Хороший пример - открытая тренировка «Югория. Первый снег», которая второй год проходит в Ханты-Мансийске. Хотелось бы, чтобы таких турниров было больше в разных регионах страны.

Ю: Как вы отдыхаете? На лыжах или на море?

Е: Лыж нам хватает(смеётся). Мы практически с октября по апрель на них катаемся. Еще летом можем покататься где-нибудь в туннеле, а после завершения сезона предпочитаем отдых на море.

Ю: Какие любимые лыжные курорты в России?

Е: На самом деле не так много мест у нас в России. Парадокс: снега много, но мало трасс, где любители могли бы покататься. Я бы порекомендовал съездить на Камчатку в конце апреля. Там превосходно. Есть большой 20-ти километровый круг.

Центр спорта и отдыха «Дёмино» – тоже очень хорошее место.

Нам нравится проводить много времени в Европе, потому что помимо соревновательного круга, есть легкий рельеф, долина, куда ты можешь просто уйти на круг 30-40 километров. Бывают места, где вообще можно одним кругом 100 километров проехать. Надеюсь, и у нас, в России, появятся такие лыжные трассы лыжные. На Красной поляне тоже можно хорошо отдохнуть, но туда надо уже подготовленными ехать.

Ю: В чем секрет успешной личности?

Е: Важно уметь поставить цель, найти мотивацию. Второе – это трудолюбие. Мир быстро развивается, ты должен все успевать делать. Только трудолюбивые люди реально смогут пойти дальше.

Обратите внимание, сейчас все занимаются любительским спортом, все понимают, что спорт дает энергию. Это новые впечатления, возможность переключиться с основной совей деятельности. Именно спортивные люди достигают успехов в любой деятельности. Это такой тренд.

Ю: Ваша ближайшая цель?

Е: Олимпийские игры.

-7