Найти тему
Сервисный бардачок

Какие моменты при покупке б/у компьютера должны насторожить ещё на этапе просмотра объявлений

"Помогите с покупкой б/у компьютера" - такую просьбу в последнее время я слышу всё чаще. Кто же решается на такое приобретение в наше время? Попробую представить типичные варианты:

1. Родители покупают компьютер ребенку для обучения (среднего или ниже среднего уровня)

2. Сотрудник или работодатель приобретает компьютер для удалённой работы (средний или ниже среднего уровень)

3. Покупается компьютер взамен вышедшего из строя или устаревшего старого компьютера (средний или выше среднего уровень)

4. Покупается игровой компьютер с б/у видеокартой по причине высокой цены на новую (уровень выше среднего)

5. Покупается б/у компьютер домой или в офис (достаточно производительный) с целью сэкономить относительно цены нового компьютера (средний или выше среднего уровень)

Покупается б/у компьютер обычно в ту сумму, которая есть на руках, поэтому на сайте или в приложении (Авито, Юла) ставится фильтр по цене. Что дальше? На что обратить внимание, какие предложения следует рассмотреть подробнее, а какие обойти стороной? Давайте разбираться.

Вопрос первый. "Авито" или "Юла"?

Если подходить к процессу выбора ответственно, то просмотреть придётся оба сервиса объявлений. Часть продавцов дублируют объявления на обеих площадках. Юла интересна привязкой к конкретному месту на карте и возможности просмотра предложений относительно этой точки. Это бывает удобно, когда предпочтительно купить в определённом районе или пешей доступности. Нужно понимать , что размещая объявление, люди иногда ставят совсем не то место, где реально находится товар, поэтому если вопрос локации важен, уточните его в общении одним из первых.

Долгое время Юла была больше сервисом частных продавцов, однако сейчас там, также как и на Авито, появилось множество предложений от организаций. В обоих сервисах есть встроенный мессенджер. Сервисами доставки товара я бы не пользовался, но в нашей задаче покупки компьютера в своем регионе он нам и не должен понадобиться. В Юле есть функции резерва и оплаты товара (с карты на карту), однако продавец может подключить эту функцию по неосмотрительности, а зарезервировав товар, вы с удивлением узнаете, что он уже продан (или за ним уже кто-то едет). Никаких преимуществ резерв Вам не даёт, поэтому при появлении интересного Вам предложения, сразу связывайтесь с продавцом, не полагаясь на автоматические сервисы.

Вопрос второй. Частное лицо или организация

Смотреть нужно все возможные варианты. Бывают случаи, когда организация продаёт дешевле частного продавца, при этом некоторые продают официально с документами и гарантией. Поведение продавцов может быть очень различным: кто-то подходит ответственно, даёт честное и развёрнутое описание, выставляет адекватную цену и отвечает на вопросы через мессенджер, а кто-то размещает объявление с непонятной целью и общается так, что не понятно, есть ли вообще цель это продать. Организации часто размещают объявления - приманки, компьютеры с красивыми корпусами, адекватной ценой, которых по факту у них нет в наличии. Клиент, потративший свое время и приехавший за покупкой будет обработан продавцом, который предложит другой компьютер с менее актуальной ценой.

Очень часто в имени профиля продавца пишут "Частное лицо". Скорее всего, так пишет человек с большим количеством сделок, который продаёт купленное для перепродажи.

Вопрос третий. Продаёт своё или купленное на продажу?

Организации и частные лица могут продавать свою технику (достаточно малый процент объявлений), а могут заниматься перепродажей подержанной техники, это тоже нужно учитывать. В профиле продавца можно посмотреть его предыдущие продажи, однако, продавец может удалять или менять объявления. Количество (и качество) отзывов тоже хороший индикатор продавца, если продаж мало, а отзывов много - делайте выводы. Количество и содержание текущих объявлений тоже нужно проанализировать: если в списке много компьютерной техники, то это перепродавец.

Вопрос четвертый. Адекватность цены предложения

Назначать цену "от фонаря" или "на дурака" - типичный случай для размещающего объявление человека. Затем, в зависимости от реакции, цена корректируется. Не раз сталкивался со случаем, когда добавляя объявление в избранное (чтобы следить за уменьшением цены), получал уведомление "продавец повысил цену". Самое печальное, когда это происходит уже на месте, такие случаи у меня были, когда происходит своеобразная переоценка в реальном времени. Некоторые люди адекватно относятся к аргументу, что цена завышена и легко соглашаются понизить цену даже в 2 раза, а некоторые упираются и отмахиваются фразами "купите там, где дешевле". По сути, они правы, никто никого не заставляет покупать, но подобное качество общения может привести особо чувствительных покупателей в состояние грусти.

Вопрос пятый. Анализ объявления (текста, фотографий).

Внимательность к деталям - это всегда важно. И так, Вы проанализировали профиль продавца, посмотрели его текущие и прошлые продажи, почитали отзывы покупателей. Теперь нужно внимательно и детально посмотреть текущее объявление. На фотографиях всегда пытаются показать товар лучшей стороной, поэтому если что-то на фотографиях вызывает вопросы - отметьте это для уточнения при общении. В тексте написано 8Гб оперативной памяти? А какими модулями набран этот объем? Запишите уточняющие вопросы. Есть фото системного блока с открытой боковой крышкой? Увеличивайте, смотрите подробности! Какой блок питания, какая материнская плата, сколько занято слотов памяти, какая установлена видеокарта, сколько жестких дисков, почему нет задней планки материнской платы в корпусе - всё это важно и должно соответствовать указанному в объявлении. Обычная ситуация - приезжаешь забирать блок, а внутри нет видеокарты, продавец показывает его работоспособность, подключив к встроенной. На вопрос, где же видеокарта, легко следует ответ: "не думали же вы, что я продаю за эти деньги с видеокартой!" Потеря времени? Конечно, нужно было уточнить все вопросы заранее!

Вопрос шестой. Удалённость и удобство покупки

Любая указанная в объявлении информация требует уточнения. Иногда человек едет в транспорте, размещает объявление и даже не обращает внимание на то, что сервис подставляет его текущую локацию. Я всегда начинаю поиск с ближайшего радиуса, потому что научен опытом: любой товар или продавец при личном общении может вызвать желание прервать сделку, так пусть лучше это произойдет рядом.

Не стесняйтесь предлагать удобные Вам условия встречи. Бывает так, что человек постоянно за рулём и ему удобнее самому заехать к Вам, чем назначить время и встретиться на его территории.

Вопрос седьмой. Мошенники

Мои правила простые. Я не пользуюсь доставками от сервисов объявлений. Я не перехожу на общение в ватсап и т.д. оставаясь на территории мессенджера сервиса. Я не перевожу деньги без товара (предоплаты, хитрые схемы). Я не встречаюсь ночью в подворотне с целью купить ноутбук. Я не покупаю дорогую технику без возможности проверки, что заранее оговариваю при дистанционном общении. Если заранее сказать, что Вы будете покупать технику с разбирающимся человеком, и проверка займет от 10 минут времени, то большая часть мошенников отсеется заранее.

Самая стандартная схема мошенников, которую невозможно предусмотреть, это создание определённых условий и ситуаций, в которых ваши действия заранее не подготовлены и импульсивны. Если что-то пошло не так, правильным решением будет отказаться или перенести сделку. Спешка, внезапные происшествия и прочее, когда нужно отойти от заранее оговоренного сценария и пойти на какие-то уступки, значение которых Вы оперативно не можете оценить, являются чётким сигналом к прерыванию сделки.

Вопрос восьмой. Общение и звонки

Часто слышу мнение, что если в объявлении отключены звонки, то это гарантированно мошенник. Вынужден не согласиться. Размещая объявление, не особо будешь рад звонкам в неудобное время или ночью, кроме этого есть люди с ограничениями, для которых такой способ связи неудобен. Плохо, когда человек оставляет только способ связи через мессенджер и не заходит в приложение неделями. С другой стороны, слишком общительные люди (звоните - договоримся, звоните - всё расскажу) тоже не вызывают у меня особого доверия. Много лишних слов и текста не по теме продажи - и Вы уже забыли, что хотели узнать. Следуйте намеченному курсу общения, задавайте нужные вопросы и не давайте себя отвлечь.

Вопрос девятый. Старое или свежее объявление

Это один из моментов, которые косвенно влияют на вероятность удачной сделки, однако у меня есть не один пример, когда именно старое объявление оказывалось успешным (как с точки зрения продавца, так и покупателя). Старое объявление со временем становится "невидимым" для перекупов. Действительно, много объявлений людей, совершающих разовые продажи на Авито, остаются активными после сделки, пока не истечет срок размещения. Среди таких кажущихся забытыми объявлений встречаются ещё вполне живые и на другом конце линии человек (продавец) может быть готов предоставить скидку, ведь звонков уже почти нет.

Обращайте внимание на количество просмотров объявления и количество добавлений в избранное. Многие следят за интересным предложением и ждут снижения продавцом цены, это тоже пункт в копилку информации для удачной сделки.

Вопрос десятый. Адекватность общения, возрастной момент.

По объявлениям в профиле можно кое-что сказать о продавце. Посмотрите историю продаж, текущие предложения, запрошенные цены - всё это поможет составить своё мнение. Например, случай из недавнего прошлого. На Авито у продавца выставлен компьютер по достаточно низкой цене (для своей конфигурации), перед общением я хочу понять причину указания цены ниже рынка. Анализирую профиль, вижу другие объявления с похожими продающимися конфигурациями, значит, человек перепродаёт технику. Почему же тогда его предложение по цене ниже рынка? Ответ помогают найти другие его объявления, в которых есть компьютеры с конфигурацией попроще, но стоят дороже. В тексте этого объявления: "проверка и любые тесты на месте, затем претензии не принимаются", а в других объявлениях такого текста нет. Вывод - есть техническая проблема, временно устраненная, но которая обязательно проявится в будущем.

Важный вопрос - адекватность и возраст продавца. Один раз я попал в довольно неприятную ситуацию, когда договорился о покупке принтера, приехал его забирать, а оказалось, что парень выносит и продаёт по-тихому технику из дома родителей. Также осторожным нужно быть при общении с несовершеннолетними.

Примеры:

1. Компьютер, который продаёт частное лицо

Скудное описание в тексте, но много фотографий, в том числе с конфигурацией ПК - плюс продавцу Текст "компьютер в сборе" и наличие на фото периферии (2 монитора, мышь, клавиатура) - оставляет поле для домыслов, нужно уточнять. Список продаж продавца подтверждает, что человек не занимается перепродажей техники:

-2

Вердикт: человек продаёт своё, постарался по максимуму дать информацию, цену скорее всего поставил "от балды" до ровного. Из важного, непонятно что за мониторы и сколько их.

2. Своё или куплено на продажу?

-3

Еще один "игровой" компьютер, смотрим профиль:

-4

Периодические продажи компьютерной техники есть, но их не очень много. Скорее всего, человек занимается техникой не "на потоке", но рассматривать его как частного продавца я бы не стал.

3. Перепродавец, но и не скрывает

-5

Вариант, который по сути всего лишь реклама, а не реальный компьютер. Описание е даёт точного представления, что получаешь за 39 000. Формулировки в тексте:

-6

Вывод: это не частное лицо, а представитель магазина. Реальная цена, конфигурация и наличие может быть абсолютно другим, такие объявления нужно рассматривать просто как рекламу.

В заключение хочу повторить истину, которую пишу в каждой статье о продаже и покупке техники на Авито и Юле. Не надейтесь на возможность откатить сделку, вернуть назад купленный товар. Принимайте решение так, как будто Вы точно никогда больше не увидите продавца. Ничего не мешает ему не отвечать на Ваши звонки в дальнейшем.

Спасибо за внимание! Стабильной работы Вашей технике!

#компьютер #ноутбук #покупка компьютера #выбор компьютера #покупка с рук