Оккупация гитлеровскими войсками Польши и встречный ввод советских войск в Западную Украину и Западную Белоруссию проходили в условиях тесных консультаций сторон. Договорённости, линии разграничения были. Но без военного столкновения между русскими и немцами всё-таки не обошлось. Оно произошло 19 сентября 1939 года в районе Львова.
К главному городу Западной Украины немцы подступили ещё 12 сентября. Польский гарнизон Львова был сильным и многочисленным, и сдавать город поляки не спешили – даже несмотря на то, что война для них развивалась уже чрезвычайно неблагоприятно.
Бой с польскими артиллеристами
Около 2-х часов ночи 19 сентября сводный мотоотряд 2-го кавалерийского корпуса и 24-й танковой бригады РККА с 35 танками и бронеавтомобилями подошёл ко Львову с другой (восточной) стороны.
Бронегруппой командовал командир 24-й бригады полковник Пётр Фотченков. На подступах к городу советские танки были встречены артиллерийским огнём. Однако головной разведывательный дозор, состоявший из шести танков, дошёл до центра города и там был остановлен – огнём батареи, стоявшей у костёла.
Первый танк она подбила. Ответным огнём из танкового орудия командир разведывательной роты старший лейтенант Чуфаров уничтожил орудие у костёла, а также поджёг складированные рядом снаряды. Остальные танки, обстреливаемые из казарм и домов ружейно-пулеметным огнём, били по оружейным вспышкам и вскоре подавили это сопротивление поляков. Орудийная прислуга разбежалась.
В 4:20 Фотченков, находившийся в танке во Львове, получил приказ командарма 2 ранга тов. Городовикова: остановиться у Злочув и ждать дальнейших распоряжений. Хотя ранее был приказ – занять Львов.
Переговоры о сдаче и неожиданное вмешательство немцев
В 4:30 огонь прекратился, а в 5 часов утра командир бригады приказал разведбатальону, оставаясь в городе, перекрыть выходы восточной окраины Львова. Остальным танкам – оставаться на восточной окраине Винники (окрестности Львова). Начальнику 2-й части капитану Шуренкову – установить связь с польским штабом и вызвать начальника гарнизона Львова на переговоры о сдаче города.
В 6 часов утра красноармейцы начали обезоруживать польских солдат в окрестностях города и в самом Львове.
В 6:30 к командиру бригады прибыли 2 польских майора для переговоров. Фотченков с ними разговаривать отказался, приказывая явиться начальнику польского гарнизона или начальнику штаба.
В 7:00 прибыл полковник и два других майора, с которыми советский командир также отказался вести переговоры.
Тогда в 7:40 к нему приехал начальник штаба гарнизона полковник Бронислав Раковский, с группой офицеров. Фотченков предложил ему сдать город. Начальник штаба гарнизона ответил: нужно время, так как он не имеет полномочий и должен получить указание свыше. Ему было дано 2 часа.
Но 8:30 на штурм города неожиданно пошли немцы – на западной и южной окраинах Львова. При этом танки и бронемашины разведбатальона попали под обстрел и немцев, и поляков. Они пытались флажками сигнализировать немцам: прекратите огонь! Но обстрел не прекращался.
Тогда советские бронемашины и танки открыли ответный огонь. При этом у немцев было уничтожено 3 противотанковых орудия, убиты 3 человека, ранено 9 солдат. У советского разведбата было подбито 2 бронемашины и 1 танк, убиты 3 человека и 4 человека ранены. Вскоре огонь прекратился. На бронемашине прибыл командир 137-го полка горной немецкой дивизии полковник фон Шляммер, с которым инцидент был улажен. Советские солдаты забрали своих раненых и убитых, а немцы – своих.
Однако стороны потребовали друг от друга отвести войска от города и не мешать его штурму. Лишь на следующий день немцам поступил приказ сверху – отвести войска от Львова, и они отступили на запад.
Интересно, что на поле боя в расположении советских войск остались два подбитых поляками немецких танка – Т-II и Т-III. В дальнейшем их изучали. Т-II довели в Кубинке до ходового состояния и прогнали по полному объёму испытаний. Сильнее поврежденный Т-III подвергли на полигоне испытанию обстрелом.
Кстати, в Западной Белоруссии стычка между германскими и советскими войсками тоже произошла. 23 сентября возле Видомли (ныне Каменецкий район Брестской области) танки 10-й танковой дивизии вермахта обстреляли разъезд разведбатальона 8-й стрелковой дивизии. 2 человека погибли и ещё двоих ранили. Ответным огнём из бронемашин разведбатальона был уничтожен один немецкий танк.
Спасибо за прочтение статьи! У меня есть 👉 Телеграм , 👉 сайт , 👉 Одноклассники, и канал 📍YouTube. Пишите своё мнение!
Как Вы считаете, было ли боестолкновение спланировано немцами, или это просто недоразумение?
Первые дни вторжения в СССР- мнение генерала Вермахта. «Где же враг, о котором твердила пропаганда?»