Найти тему
Тетка Настасья

Ковши, чарки и немного истории.

Ковш, к сожалению, у большинства из нас ассоциируется с удобным предметом кухонного обихода... Эти пластиковые или металлические друзья хозяек, конечно, достойны всяческого уважения, но сегодня речь не о них, а о их благородных предках, которые были и предметами обихода, и мерами объема, и наградами, и украшением дома.

Итак, ковш, наверное, самая древняя форма посуды, дошедшая до нашего времени. Самый древний деревянный ковш, найденный на территории нашей страны в Горбуновском торфянике, датируется II тысячелетием до н.э. Ковш действительно был мерой объема. Согласно принятой в 1660 г. метрической системе, он равнялся 1/2 кружки или 1/16 ведра.

Все мы знаем, что форма ковша напоминает птицу - утицу с отчетливо обозначенной "головкой", плавными линиями невысоких бортиков и ручкой - хвостиком.

Ковш, Конец XVII века, Москва. Серебро, ковка, литье, золочение.
Ковш, Конец XVII века, Москва. Серебро, ковка, литье, золочение.

Из них пили или ими разливали традиционные напитки - брагу, квас, мед. Со временем стали появляться серебряные ковши, служившие парадной посудой и скоро ставшие наградными. Ковшами могли жаловать за особые заслуги, как на военном поприще, так и за "гражданскую" службу.

Конечно, такие ковши с памятными надписями, часто украшенные драгоценными камнями или жемчугом уже не имели утилитарного назначения - это были предметы гордости, предназначенные только для демонстрации. Таких наградных ковшей сохранилось немного, в основном они датируются XVII веком, когда на подобные предметы существовала определенная мода.

В Петровскую эпоху наградная система меняется, на смену дарованным предметам приходит система орденов, но ковши сохраняют свою роль до начала XIX века. Правда, им приходится немного потесниться, поскольку наряду с ковшами, часто в качестве наград или памятных вещей используются чарки.

Чарка.1706 г. Москва.
Чарка.1706 г. Москва.

Если мы посмотрим в словарь, то узнаем, что чарка - это сосуд для питья крепких напитков. А также это русская единица измерения объёма жидкости, иначе называвшаяся соткой. 1 чарка = 1/100 ведра = 2 шкаликам. В пересчёте на метрическую систему 1 чарка = 0,12299 литра. Пара чарок составляют четушку (чекушку). А я-то думала, откуда появилось такое забавное слово....)))

Так вот, чарки, гораздо меньшие по объему, по сравнению с ковшом, жаловались в честь коронаций, годовщин восшествия на престол и прочих памятных событий на высочайшем уровне. Изготавливались они в больших количествах и часто на дне этих сосудов впаивался жетон с памятной надписью и портретом императора, а точнее, императрицы, поскольку большинство чарок изготавливалось в XVIII веке.

Вот такая изящная чашечка. 1724 г. В дно чарки впаян жетон, отчеканенный по случаю коронации Екатерины I. На аверсе жетона надпись "Екатерина iмператрица коронована в Москвъ 1724 году". На реверсе - "от бога и императора  - на память - общая радость".
Вот такая изящная чашечка. 1724 г. В дно чарки впаян жетон, отчеканенный по случаю коронации Екатерины I. На аверсе жетона надпись "Екатерина iмператрица коронована в Москвъ 1724 году". На реверсе - "от бога и императора - на память - общая радость".
Чарка. Фрол Прокопьев. 1738 г. На дне с внешней стороны надпись: "богомъ. родом...сими коронована в Москве дня 28 апреля 1730 г.
Чарка. Фрол Прокопьев. 1738 г. На дне с внешней стороны надпись: "богомъ. родом...сими коронована в Москве дня 28 апреля 1730 г.

То, что коронация происходила в 1730 году, а чарка с памятным жетоном изготовлена в 1738 году, в общем-то нормально, поскольку заказчик мог соединить два памятных предмета - саму чарку, знак пожалования, и памятный жетон. Ко второй половине века процедура пожалования сильно упростилась... Если В XVII веке это была торжественная церемония, то к концу XVIII века награжденному могли просто вручить сумму денег, а ковш он уже заказывал сам, на свой вкус, но и тут случались курьезы...

Например, видимо, незадолго до смерти Екатерины II таким образом был пожалован некий атаман Илецкой станицы, Борис Алексеевич сын Декав. Ковш был заказан роскошный, с портретом императрицы, ее вензелем, орнаментами в стиле модного тогда классицизма с золочением и чернением по серебру, также модным в конце века.

Ковш наградной. По борту надпись: Божию милостию Екатерина II императрица и самодержица всеросийская пожалован симъ Ковшемъ войска донскаго старшине Илецкой станицы атаману Борису Алексеевичу сыну Декаву.
Ковш наградной. По борту надпись: Божию милостию Екатерина II императрица и самодержица всеросийская пожалован симъ Ковшемъ войска донскаго старшине Илецкой станицы атаману Борису Алексеевичу сыну Декаву.

Но пока его делали, а все подобные предметы должны были еще получить клеймо и пройти пробирование, что тоже заняло довольно длительное время, императрица скончалась. Ковш датирован уже 1800-м годом, когда на престоле, уже, возможно, сидел внук Екатерины Великой.

Еще одна чарка...т 1783 г.
Еще одна чарка...т 1783 г.

В начале XIX века ковши и чарки на некоторое время отступают в тень, уступая место более модным вещицам, но забвение было недолгим...

Ко второй половине столетия, сначала на волне эклектики, а затем уже на подъеме интереса к национальной культуре, провозглашенном эпохой модерна, ковши вновь становятся актуальны. Теперь, правда, это уже не высочайшее пожалование, а частные или торжественные подарки по самым разным поводам. Художники рубежа веков с удовольствием обыгрывают разные формы ковшей от лаконичных до причудливых.

Чара памятная.  1908-1910 гг. Фирма "Братья Грачевы". По борту гравированная надпись: Не боюсь, если путь мой протянется/ Изъ родимых полей въ край чужой/ Одинокое сердце оглянется/ И забъется знакомой тоской. На дне идет посвятительная надпись.
Чара памятная. 1908-1910 гг. Фирма "Братья Грачевы". По борту гравированная надпись: Не боюсь, если путь мой протянется/ Изъ родимых полей въ край чужой/ Одинокое сердце оглянется/ И забъется знакомой тоской. На дне идет посвятительная надпись.

Традиционным материалом остается серебро, но его могут комбинировать с самыми разными материалами: самоцветами, поделочными камнями и, конечно же, с эмалями.

Искусство эмальерной техники, возрожденное мастерами, работавшими в русском стиле, было доведено до совершенства. Используя множество оттенков цветов эмалей, тончайшую работу, соединение с традиционными техниками зерни или скани ювелиры создавали удивительные произведения искусства.

Ковш - утица. Михаил Чирков. Великий Устюг. 1908 - 1917 гг.
Ковш - утица. Михаил Чирков. Великий Устюг. 1908 - 1917 гг.

После 1917 года ковши, как памятные подарки, ушли в прошлое вместе с другими приметами той эпохи... Теперь, видимо, уже навсегда, хотя не будем загадывать...