Ковш, к сожалению, у большинства из нас ассоциируется с удобным предметом кухонного обихода... Эти пластиковые или металлические друзья хозяек, конечно, достойны всяческого уважения, но сегодня речь не о них, а о их благородных предках, которые были и предметами обихода, и мерами объема, и наградами, и украшением дома.
Итак, ковш, наверное, самая древняя форма посуды, дошедшая до нашего времени. Самый древний деревянный ковш, найденный на территории нашей страны в Горбуновском торфянике, датируется II тысячелетием до н.э. Ковш действительно был мерой объема. Согласно принятой в 1660 г. метрической системе, он равнялся 1/2 кружки или 1/16 ведра.
Все мы знаем, что форма ковша напоминает птицу - утицу с отчетливо обозначенной "головкой", плавными линиями невысоких бортиков и ручкой - хвостиком.
Из них пили или ими разливали традиционные напитки - брагу, квас, мед. Со временем стали появляться серебряные ковши, служившие парадной посудой и скоро ставшие наградными. Ковшами могли жаловать за особые заслуги, как на военном поприще, так и за "гражданскую" службу.
Конечно, такие ковши с памятными надписями, часто украшенные драгоценными камнями или жемчугом уже не имели утилитарного назначения - это были предметы гордости, предназначенные только для демонстрации. Таких наградных ковшей сохранилось немного, в основном они датируются XVII веком, когда на подобные предметы существовала определенная мода.
В Петровскую эпоху наградная система меняется, на смену дарованным предметам приходит система орденов, но ковши сохраняют свою роль до начала XIX века. Правда, им приходится немного потесниться, поскольку наряду с ковшами, часто в качестве наград или памятных вещей используются чарки.
Если мы посмотрим в словарь, то узнаем, что чарка - это сосуд для питья крепких напитков. А также это русская единица измерения объёма жидкости, иначе называвшаяся соткой. 1 чарка = 1/100 ведра = 2 шкаликам. В пересчёте на метрическую систему 1 чарка = 0,12299 литра. Пара чарок составляют четушку (чекушку). А я-то думала, откуда появилось такое забавное слово....)))
Так вот, чарки, гораздо меньшие по объему, по сравнению с ковшом, жаловались в честь коронаций, годовщин восшествия на престол и прочих памятных событий на высочайшем уровне. Изготавливались они в больших количествах и часто на дне этих сосудов впаивался жетон с памятной надписью и портретом императора, а точнее, императрицы, поскольку большинство чарок изготавливалось в XVIII веке.
То, что коронация происходила в 1730 году, а чарка с памятным жетоном изготовлена в 1738 году, в общем-то нормально, поскольку заказчик мог соединить два памятных предмета - саму чарку, знак пожалования, и памятный жетон. Ко второй половине века процедура пожалования сильно упростилась... Если В XVII веке это была торжественная церемония, то к концу XVIII века награжденному могли просто вручить сумму денег, а ковш он уже заказывал сам, на свой вкус, но и тут случались курьезы...
Например, видимо, незадолго до смерти Екатерины II таким образом был пожалован некий атаман Илецкой станицы, Борис Алексеевич сын Декав. Ковш был заказан роскошный, с портретом императрицы, ее вензелем, орнаментами в стиле модного тогда классицизма с золочением и чернением по серебру, также модным в конце века.
Но пока его делали, а все подобные предметы должны были еще получить клеймо и пройти пробирование, что тоже заняло довольно длительное время, императрица скончалась. Ковш датирован уже 1800-м годом, когда на престоле, уже, возможно, сидел внук Екатерины Великой.
В начале XIX века ковши и чарки на некоторое время отступают в тень, уступая место более модным вещицам, но забвение было недолгим...
Ко второй половине столетия, сначала на волне эклектики, а затем уже на подъеме интереса к национальной культуре, провозглашенном эпохой модерна, ковши вновь становятся актуальны. Теперь, правда, это уже не высочайшее пожалование, а частные или торжественные подарки по самым разным поводам. Художники рубежа веков с удовольствием обыгрывают разные формы ковшей от лаконичных до причудливых.
Традиционным материалом остается серебро, но его могут комбинировать с самыми разными материалами: самоцветами, поделочными камнями и, конечно же, с эмалями.
Искусство эмальерной техники, возрожденное мастерами, работавшими в русском стиле, было доведено до совершенства. Используя множество оттенков цветов эмалей, тончайшую работу, соединение с традиционными техниками зерни или скани ювелиры создавали удивительные произведения искусства.
После 1917 года ковши, как памятные подарки, ушли в прошлое вместе с другими приметами той эпохи... Теперь, видимо, уже навсегда, хотя не будем загадывать...