("Восьмерка за серебро", Eight for Silver, 2021, Великобритания и др.)
И снова тот показательный случай, когда адаптировать название заграничного фильма для российского зрителя попросту необходимо. В любое понятное и уместное здесь обыгрывание слова "серебро", например. Ибо оригинальное название взято из контекста сюжета и цитирует французскую детскую игру-считалочку, которую подавляющее большинство из нас банально не знает. И явно не поймет, при чем здесь какая-то "восьмерка" - в самом сюжетном действии эта цифра абсолютно нигде не фигурирует.
"Серебро" же, как раз наоборот, лежит в основе этого исторического хоррора и сразу намекает: ага, кажись, нам снова впаривают историю про оборотней! Верно?
И да, и нет. Тема оборотничества и "серебряных пуль" в картине режиссера/ сценариста/ оператора/ продюсера (спасибо, что хоть не актера) Шона Эллиса затрагивается. Но - по-своему, без ...дцатой перепевки классики вроде "Воя", "Серебряной пули" или "Американского оборотня в Лондоне". Либо, если вдруг эти названия с афиш советских видеосалонов вам ни о чем не говорят - тогда "Псов-воинов" или "Человека-волка".
Иначе говоря, Эллис и впрямь снял в меру уникальный пужастик, да еще в антураже конца 19 века. Лента, которую можно было бы, скорее, поставить в ряд с "Сонной лощиной" и "Братством волка", кабы Шон ворочал такими же сочными бюджетами.
И пусть его работа тоже выглядит не копеечной, а как честное крепенькое B-movie, все равно, тягаться с Тимом Бертоном и Кристофом Гансом ему не по зубам. Что, конечно, еще не повод любителям жанра игнорировать "Eight for Silver". Ведь и просто добротные хорроры по нынешним временам редкость, а хорроры с историческим колоритом - тем более.
Итак, после странного вступления с кратким экскурсом в окопы Первой мировой (1917-й), действие фильма внезапно отбрасывается аж на 35 лет назад. В сельскую Францию, на земли некоего барона Шеймуса Лорана, почтенного богатого аристократа и чопорного семьянина.
А у того внезапно возникает крайне специфическая проблема - в его владения нагрянули цыгане. Которые не просто оккупировали пасторальную лужайку для своего табора и начали распевать днями и ночами своё "ай, да ну да ну давай!", но еще и явились к барону с какими-то поддельными айфонами алюминиевыми биткоинами бумагами и ультиматумом:
- Слышь, мсье! Это наша земля, а вот на нее документ с печатью. Так что, молодой и красивый, ты это того... "да ну да ну давай", пакуй манатки и катись отседова. Кибитку тебе и гитару, чтоб в дороге не заскучал, так уж и быть, одолжим.
Кочевые цыгане-землевладельцы, да еще с не нарисованными дядькой Будулаем на коленке документами - уже звучало парадоксально, особенно в ту пору. И будь на месте Шеймуса "барин" михалковского типа, он бы, конечно, покутил с цыганами недельку да тупо проиграл бы им в карты и землю, и деньги. Однако Шеймус от такой новости не на шутку напрягся. И, покумекав с другими местными шишками, нанял отряд вооруженных головорезов. А те всего за десять минут избавили его от вторженцев, попросту стерев настырный табор с лица земли. Начисто. И следы его замели, как будто никого тут и не кочевало.
Одного не учли аристократы-мокрушники - видимо, не читали "Худеющий" Стивена Кинга: одна цыганка успела-таки наложить на них, а также их детей своё проклятье. Довольно странное и витиеватое, связанное вдобавок с библейскими "тридцатью сребрениками", оказавшимися в "загашнике" у табора - короче, та ещё многоходовочка. После чего сюжет и вовсе лихо пристыковался к той самой легенде о Жеводанском звере и как бы продолжил ее спустя сто с лишним лет. Естественно, в своей интерпретации, а не по версии "Братства волка". Хотя и у Эллиса не обошлось без заезжего детектива-охотника-любителя поработать скальпелем (Бойд Холбрук).
***
В общем, получилось очень даже неплохо. Пусть скромно и без размаха, зато стильно, мрачно, жестко и с душераздирающей натуралистичностью, уместной для столь "зверской" истории. Если, конечно, перед ее просмотром вы сделаете поправку на то, что это второй опыт Шона снять хоррор, тогда как первый был довольно давно - аж 13 лет назад ("Отражение" с Линой Хиди).
Заодно отрадно видеть, что Бойд Холбрук ("В тени Луны", "Хищник", "Логан", "Из пекла", сериалы "Хэтфилды и Маккои", "Narcos") наконец-то вымахал в по-настоящему достойного актера. Который даже в таких не самых передовых картинах играет мастерски и драматично. Как, впрочем, и другие участники "Eight for Silver", заслуживающие не меньшей похвалы.