(1999, США)
Не страшно, но страшно стильно. Примерно так можно охарактеризовать это и другое "тёмное фэнтези" от Тима Бёртона ("Битлджус", "Эдвард руки-ножницы", "Мрачные тени"). Который и не ставит перед собой цель вас напугать, даже используя в своём творчестве уйму элементов классического хоррора. А вот насмешить - это Тим запросто. Не до слёз, разумеется, а более спокойным юмором, но неизбежно чёрным и костюмированным. И хоть в "Сонной Лощине" его фирменной иронии меньше, чем обычно, всё равно, даже обезглавливание людей (а это случается где-то раз в пять минут) здесь преподнесено так, что порой зрителю трудно удержаться от мрачной ухмылки. Не говоря про ужимки бёртоновского любимчика Джонни Деппа, чей главный герой так часто падает в обморок, что воспринимать это всерьез тоже при всём желании не получается.
Сюжет фильма о бесчинстве в американской глубинке конца 18 века демонического Всадника-без-Головы кое в чём напоминает знаменитый роман Майн Рида, с успехом экранизированный в СССР в 1973 году. Однако в действительности основой картины Бёртона послужила совсем другая история - рассказ Вашингтона Ирвинга "Легенда о Сонной Лощине", написанный почти на полвека раньше майн-ридовской классики. Хотя и её нельзя счесть плагиатом, поскольку фантазия Ирвинга тоже не являлась здесь точкой отсчета - он всего-навсего пересказал одну из сказок нью-йоркских первопоселенцев. А они привезли в Америку свои легенды, которые Рид имел такое же право эксплуатировать в собственном творчестве. Тем более, что в его романе на поверку не оказывается никакой мистики, тогда как Ирвинг, а следом за ним Бёртон чихают на реализм и насилуют "демоническую" фишку не хуже какого-нибудь страшно-сказочника Гоголя.
Итак, на дворе у нас 1799 год - не слишком удачный год для нью-йоркского констебля Икабода Крейна (Депп). Законник он чересчур дотошный и вдобавок технически продвинутый, за что консервативное начальство его на дух не переносит. И как только выпадает удобный случай, оно тут же сплавляет Крейна с глаз долой - в глухое захолустье под названием Сонная Лощина, расследовать череду странных убийств. А именно - искать маньяка, который обезглавил в том местечке нескольких человек и до сих пор не был пойман.
Делать нечего, и вот дилижанс привозит Икабода в такую глухомань, где на него с его детективными гаджетами все и подавно смотрят, как на беглого пациента дурдома. Да ещё втирают ему в уши такое, о чём начальство констебля вообще понятия не имело. Самая загадочная из этих историй: ни одну из отрубленных голов до сих пор не нашли, в связи с чем местные сделали вывод, что в Сонной Лощине куражится дух некоего головореза (Кристофер Уокен), покрывшего себя здесь грязной славой во время недавней Войны за Независимость. Злыдня этого в итоге поймали и обезглавили, но что-то вдруг заставило его спустя два десятка лет восстать из ада, причем вместе со своей лошадью, и начать геноцидить жителей Лощины. После чего бедолаг приходилось хоронить в усеченном виде, что, конечно, не портило бизнес гробовщику, зато крайне удручало родню покойных.
Икабод, само собой, в эти байки поначалу не верил и смеялся над суеверной деревенщиной. Тем более, что она тоже не отказывала себе в удовольствии потроллить нахального горожанина в отместку за то, что он приглянулся главной сонно-лощинской красотке - дочке местного банкира Катрине (Кристина Риччи). Но вот, когда в одну далеко не тихую ночь безбашенный в прямом смысле слова кавалерист предстал перед Крейном во всей своей инфернальной красе, тут-то поджилки нашего скептика и затряслись. И всё же, надо отдать ему должное, никуда он из этого проклятого места не сбежал. И продолжил следствие, даже несмотря на то, что теперь падал в обморок в два раза чаще, а головопад в деревне стал еженощным.
***
В общем, не столько мистическая, сколько просто красиво "нарисованная" история, не зря получившая свой Оскар "За лучшие декорации". Или, ещё короче говоря: Тим Бёртон и Джонни Депп в своих коронных амплуа. "Сонная Лощина" может разочаровать лишь тех, кому не по нраву в кино антураж 18 века с его париками и камзолами или же слишком частое отрубание человеческих голов, да ещё крупным планом. Но если эти два обстоятельства вас не напрягают, то иных противопоказаний к знакомству с этим фильмом я не вижу, и ему придётся сильно постараться, чтобы вогнать вас в уныние.