39,3K подписчиков

Сонная Лощина

1,5K прочитали

(1999, США)

Если наутро после новогоднего застолья вы ощущаете себя вот этим персонажем, значит вчерашний праздник явно удался.
Если наутро после новогоднего застолья вы ощущаете себя вот этим персонажем, значит вчерашний праздник явно удался.

Не страшно, но страшно стильно. Примерно так можно охарактеризовать это и другое "тёмное фэнтези" от Тима Бёртона ("Битлджус", "Эдвард руки-ножницы", "Мрачные тени"). Который и не ставит перед собой цель вас напугать, даже используя в своём творчестве уйму элементов классического хоррора. А вот насмешить - это Тим запросто. Не до слёз, разумеется, а более спокойным юмором, но неизбежно чёрным и костюмированным. И хоть в "Сонной Лощине" его фирменной иронии меньше, чем обычно, всё равно, даже обезглавливание людей (а это случается где-то раз в пять минут) здесь преподнесено так, что порой зрителю трудно удержаться от мрачной ухмылки. Не говоря про ужимки бёртоновского любимчика Джонни Деппа, чей главный герой так часто падает в обморок, что воспринимать это всерьез тоже при всём желании не получается.

В то время Джонни Депп был, конечно, не такой звездный, как сегодня, но в конце 90-х ему уже не требовались мощные линзы, чтобы разглядеть собственные гонорары.
В то время Джонни Депп был, конечно, не такой звездный, как сегодня, но в конце 90-х ему уже не требовались мощные линзы, чтобы разглядеть собственные гонорары.

Сюжет фильма о бесчинстве в американской глубинке конца 18 века демонического Всадника-без-Головы кое в чём напоминает знаменитый роман Майн Рида, с успехом экранизированный в СССР в 1973 году. Однако в действительности основой картины Бёртона послужила совсем другая история - рассказ Вашингтона Ирвинга "Легенда о Сонной Лощине", написанный почти на полвека раньше майн-ридовской классики. Хотя и её нельзя счесть плагиатом, поскольку фантазия Ирвинга тоже не являлась здесь точкой отсчета - он всего-навсего пересказал одну из сказок нью-йоркских первопоселенцев. А они привезли в Америку свои легенды, которые Рид имел такое же право эксплуатировать в собственном творчестве. Тем более, что в его романе на поверку не оказывается никакой мистики, тогда как Ирвинг, а следом за ним Бёртон чихают на реализм и насилуют "демоническую" фишку не хуже какого-нибудь страшно-сказочника Гоголя.
Итак, на дворе у нас 1799 год - не слишком удачный год для нью-йоркского констебля Икабода Крейна (Депп). Законник он чересчур дотошный и вдобавок технически продвинутый, за что консервативное начальство его на дух не переносит. И как только выпадает удобный случай, оно тут же сплавляет Крейна с глаз долой - в глухое захолустье под названием Сонная Лощина, расследовать череду странных убийств. А именно - искать маньяка, который обезглавил в том местечке нескольких человек и до сих пор не был пойман.

Пушкинский дуб с того самого лукоморья  - в американской глубинке? Хм-м... Факт, не менее любопытный, чем здешние безголовые призраки.
Пушкинский дуб с того самого лукоморья - в американской глубинке? Хм-м... Факт, не менее любопытный, чем здешние безголовые призраки.

Делать нечего, и вот дилижанс привозит Икабода в такую глухомань, где на него с его детективными гаджетами все и подавно смотрят, как на беглого пациента дурдома. Да ещё втирают ему в уши такое, о чём начальство констебля вообще понятия не имело. Самая загадочная из этих историй: ни одну из отрубленных голов до сих пор не нашли, в связи с чем местные сделали вывод, что в Сонной Лощине куражится дух некоего головореза (Кристофер Уокен), покрывшего себя здесь грязной славой во время недавней Войны за Независимость. Злыдня этого в итоге поймали и обезглавили, но что-то вдруг заставило его спустя два десятка лет восстать из ада, причем вместе со своей лошадью, и начать геноцидить жителей Лощины. После чего бедолаг приходилось хоронить в усеченном виде, что, конечно, не портило бизнес гробовщику, зато крайне удручало родню покойных.
Икабод, само собой, в эти байки поначалу не верил и смеялся над суеверной деревенщиной. Тем более, что она тоже не отказывала себе в удовольствии потроллить нахального горожанина в отместку за то, что он приглянулся главной сонно-лощинской красотке - дочке местного банкира Катрине (Кристина Риччи). Но вот, когда в одну далеко не тихую ночь безбашенный в прямом смысле слова кавалерист предстал перед Крейном во всей своей инфернальной красе, тут-то поджилки нашего скептика и затряслись. И всё же, надо отдать ему должное, никуда он из этого проклятого места не сбежал. И продолжил следствие, даже несмотря на то, что теперь падал в обморок в два раза чаще, а головопад в деревне стал еженощным.

Похоже, с головами в этом кино у всех что-то не в порядке.
Похоже, с головами в этом кино у всех что-то не в порядке.

***

В общем, не столько мистическая, сколько просто красиво "нарисованная" история, не зря получившая свой Оскар "За лучшие декорации". Или, ещё короче говоря: Тим Бёртон и Джонни Депп в своих коронных амплуа. "Сонная Лощина" может разочаровать лишь тех, кому не по нраву в кино антураж 18 века с его париками и камзолами или же слишком частое отрубание человеческих голов, да ещё крупным планом. Но если эти два обстоятельства вас не напрягают, то иных противопоказаний к знакомству с этим фильмом я не вижу, и ему придётся сильно постараться, чтобы вогнать вас в уныние.