Во время написания статьи о золоте скифов, которое, с большой долей вероятности, не вернется в Крым в ближайшей перспективе, после выставки в Голландии, я наткнулся на интересную информацию, касающуюся очень похожей ситуации, только произошедшей ровно 100 лет назад. Просто дежа-вю какое-то.
Событие это называлось "Балтийская выставка в Мальме в 1914 году". На удивление "русская" Википедия ничего об этом не знает, а английская выдает достаточно скупую информацию:
Первая мировая война прервала выставку после того, как Германия и Россия вступили в конфликт на противоположных сторонах. После войны России больше не существовало, и часть российских художественных произведений, выставленных в Мальме, осталась там и со временем была включена в городские собрания
Стало интересно узнать подробности и сравнить.
Май 1914 года, совсем скоро разразиться Первая Мировая, а пока ее нет, в шведском Мальме, страны Балтики (Швеция, Дания, Россия и Германия) участвуют в промышленной выставке, здесь же выставляются и произведения искусства.
Ранее, в 1903 году в России создается Союз (Товарищество) русских художников, которое и организует первую в этом веке выставку русских творцов за границей. Все экспонаты, принимавшие участие в выставки от России были из частных коллекций и галерей.
Обратите внимание на имена, чьи картины были выставлены в Мальме: Валентин Серов, Василий Кандинский, Николай Рерих, Кузьма Петров-Водкин.
В Мальме, без преувеличения, выставлялись настоящие шедевры русского изобразительного искусства.
Немного цифр.
Валентин Серов – 39 произведений (Похищение Европы, Портрет С.Ю. Витте)
Василий Кандинский – 5 картин
Петров-Водкин – 7 произведений
Николай Рерих – 28 картин.
В июле начинается война. Так как в выставке принимают участие воюющие страны, то она прекращает свою деятельность, не до выставок становится, но… произведения русских художников остаются в Швеции и в Россию уже не возвращаются и более того, на сегодняшний день не совсем понятно, где, вообще, находится большинство картин?
Со скифским золотом хотя бы понятно, оно сейчас в Голландии, но скоро его передадут Украине, а тут…?
В 2002 году посольство России в Швеции сообщало в Департамент по сохранению культурных ценностей Министерства культуры РФ следующую информацию – из 39 произведений Серова в Швеции остались только… 3. Кандинского не сохранилось ни одной картины. Петрова-Водкина – только одна («Рабочий»), еще одну («Купание красного коня») неизвестно какими усилиями, правдами и неправдами вдове художника удалось вернуть в Россию только в 1950 году и сегодня она демонстрируется в Третьяковской галерее…
Сегодня только 26 картин находятся в запасниках шведского музея, после той выставки они не демонстрировались публике – чего опасаются шведы, почему не выставляют и где остальные картины? Ведь их было около 250… наверное, чует кошка чье мясо съела.
Сегодня стоимость картин могла бы составлять десятки миллионов евро.
Как заявил директор музея Йоран Кристенсон – Россия не может требовать возвращения картин, потому что «Местонахождение произведений искусства не определяется границами государства»… Честно, я два раза перечитал и не понял эту размытую формулировку.
https://www.gazeta.ru/culture/2006/03/30/n_574473.shtml
То обстоятельство, что участие в выставке представителей России было организовано не самим государством, а выше упоминаемым Союзом русских художников, позволило позже шведам отказать в возврате картин, якобы, ведь не государство их передавало, а частные лица.. вот и все. Может поэтому и неизвестно местонахождение большинства, потому что опасаются претензий потомков.
Нужно отметить, что некоторые художники самостоятельно забирали свои картины, шведы были не против, но не у всех была такая возможность. Кстати, Рерих свои 28 картин смог забрать, но позже, в 1918 году.
Опыт показывает, что России нужно с большой опаской, а может и вообще не нужно, вывозить предметы своего художественного искусства на выставки за рубеж. Есть желание познакомиться с нашим богатейшим наследием? Добро пожаловать на нашу территорию. Третьяковская галерея, Эрмитаж – все открыты для гостей. Понятно, что искусство это один из видов «мягкой силы», но такими темпами они все наше национально достояние конфискуют прикрываясь абсолютно любыми предлогами!
Два практически одинаковых случая – это уже тенденция. Очевидно, что без каких-либо радикальных, политических изменений в мире, эти предметы на Родину не вернутся, ни крымские сокровища скифов, ни картины русских художников.