Совсем недавно, в апреле 2021 года, на большие экраны страны, вышел новый военно-исторический фильм " Девятаев". Он повествует о подвиге советского летчика во время Великой Отечественной войны, который попав в плен к немцам, смог выжить в концентрационном лагере и совершить уникальный побег вместе с товарищами, угнав немецкий бомбардировщик.
Кинофильм довольно динамичен и неплохо снят. Режиссер ленты- Тимур Бекмамбетов, постарался передать все ужасы плена в немецких лагерях и показал настоящих советских героев, которые, даже попав в лапы врага, не оставляют надежды на спасение. Советского летчика, Михаила Девятаева сыграл характерный актер Павел Прилучный, хотя изначально на главную роль в киноленте был утвержден Данила Козловский.
Самое любопытное, что такая невероятная история побега из немецкого концлагеря произошла на самом деле. Именно на реальных исторических событиях и был основан сюжет данного фильма.
Сегодня мы с Вами узнаем настоящую историю подвига советского летчика Михаила Девятаева, который в феврале 1945 года, угнав немецкий самолет, сбежал из плена.
Михаил Девятаев родился 8 июля 1917 года в селе Торбеево Спасского уезда. Он был 13-м по счету ребенком в семье крестьянина. В 1933 году, после окончания семи классов, совершил противоправный поступок, хищение колхозной собственности. Как утверждал сам Михаил:"... на него завели уголовное дело за воровство ржаных колосьев на колхозном поле".
Опасаясь сурового наказания и преследования он, в августе 1934 года, бежит в город Казань, где поступает в Казанский речной техникум и после его окончания в 1938 году, устраивается на работу помощником капитана баркаса на реке Волге.
В 1938 году Михаила призывают в ряды Красной Армии, где он в 1940 году оканчивает Первое Чкаловское военное авиационное училище летчиков. С самого начала Великой Отечественной войны Михаил Девятаев участвует в боевых вылетах пилотируя самолет Як-1 и уже 24 июня 1941 года под Минском сбивает свой первый немецкий самолет, им оказался пикирующий бомбардировщик Junkers Ju 87, за этот бой его награждают орденом Красного Знамени.
23 сентября 1941 года, в небе над городом Киев, произошел бой с немецкими истребителями. В этом бою Михал был тяжело ранен, но смог на поврежденном самолете добраться до своего аэродрома.
Проведя в госпитале несколько месяцев, медицинская комиссия признает Михала непригодным к полетам на истребителях. Однако, Девятаев продолжает служить в авиации и пилотирует почти два года санитарные, тихоходные самолеты У-2.
В начале 1944 года Михаил подает рапорт на возвращение его в боевую часть истребительной авиации. Есть мнение, что Девятаев встретился со своим бывшим командиром, который замолвил за него словечко перед самим Покрышкиным. В итоге, уже с весны 1944 года, он вновь попадает в боевую часть 104 гвардейского истребительного авиационного полка, второй воздушной армии, 1-го Украинского фронта.
13 июля 1944 года истребитель старшего лейтенанта Девятаева Airacobra в очередном воздушном бою в районе города Львов был подбит, хотя и сам летчик успел поджечь очередной, 10-й по счету, самолет противника.
Не сумев дотянуть до родного аэродрома Михаил выпрыгнул из горящей машины с парашютом. Как утверждал сам летчик, во время покидания самолета он сильно ударился о стабилизатор и приземлившись на вражескую территорию потерял сознание. Именно по этой причине его захватили в плен немецкие солдаты.
После допроса Девятаев попадает в Лодзинский лагерь для военнопленных, откуда уже 13 августа 1944 года, вместе с группой военнопленных, совершает попытку побега. Однако, все они были пойманы, объявлены смертниками и отправлены в концентрационный лагерь Заксенхаузен.
Здесь Михалу, с помощью советского заключенного, который работал парикмахером в лагере, удается подменить свой порядковый номер и даже обзавестись документами на имя Никитенко Степана Григорьевича. Это спасает Девятаеву жизнь и из статуса смертника он попадает в " штрафники"и уже через несколько месяцев его отправляют в концлагерь на острове Узедом в Балтийском море, где в ракетном центре Пенемюнде велись разработки нового оружия Третьего рейха, крылатых ракет "Фау-1".
Концлагерь Карлсхаген, куда был направлен Девятаев, располагался недалеко от засекреченного полигона Пенемюнде и его заключенные обслуживали местный, военный аэродром, который использовался для доставки на полигон секретного оборудования.
Мысль о побеге не оставляла Михаила. Он, подговорив еще девятерых заключенных, в течении месяца изучал устройство и названия органов управления немецкого бомбардировщика Heinkel He111, который постоянно приземлялся на местный аэродром.
По утверждениям самого Девятаева, рядом с бараками находился остов разбитого немецкого бомбардировщика, с которого он с товарищами незаметно смогли сорвать все таблички органов управления на немецком языке, что позволило ему перевести и запомнить их названия.
8-го февраля 1945 года, выждав удачный момент, Девятаев и его девять верных товарищей, забрались в немецкий бомбардировщик, ударив железной трубой единственного охранника, который оставался сторожить самолет в ангаре. Сумев завести самолет, они выкатились на взлетную полосу военного аэродрома.
Кстати, взлететь команде угонщиков удалось не сразу. Военный бомбардировщик был очень сложен в управлении и для того чтобы поднять его в воздух необходимо было быть физически крепким пилотом. Истощенные работой в концлагере, Девятаев и его товарищи, только со второй попытки смогли взлететь, выжав жесткий штурвал управления самолетом и совершили побег из лагеря на острове Узедом.
Опомнившись, немцы выслали в погоню истребитель, но найти и догнать угнанный Heinkel летчик не смог. Передав по рации о побеге всем немецким авиачастям, угнанный самолет был обнаружен, возвращающимся с задания немецким асом полковником Вальтером Далем, но выполнить приказ" сбить одинокий " Heinkel" он не смог, так как у него закончился весь боекомплект.
Однако, пересекая линию фронта угнанный самолет, который пилотировал Михаил Девятаев, подвергся обстрелу советской зенитной артиллерии. Бомбардировщик был поврежден и совершил вынужденную посадку в районе Голина на территории нынешней Польши.
Все десять человек совершивших побег из концлагеря остались живы. Пролетев почти 300 километров, Девятаев, совершив настоящий подвиг, доставил стратегически важные сведения о засекреченном объекте на острове Узедом, где проводились испытания реактивной ракеты " Фау".
В такой неимоверный побег на вражеском самолете из плена НКВД конечно поверить не могло. Девятаев, как офицер Красной армии, был помещен в фильтрационный лагерь для проверки всех обстоятельств, пленения и побега.
Семеро из участников того побега, уже в конце марта 1945 года, после всех проверок, были зачислены в одну из рот 3-го стрелкового батальона 447-го стрелкового Пинского полка и отправлены на фронт. В итоге к маю 1945 года из всей команды, которая совершила дерзкий угон немецкого самолета, в живых осталось только четверо, трое офицеров: Девятаев, Кривоногов и Емец и один рядовой, находящийся по ранению в госпитале- Федор Адамов.
После всех проверок Михаил Девятаев в ноябре 1945 года был уволен в запас. В начале 1950 года вернулся в Казань и устроился на работу в Казанский речной порт. Прошел обучение на капитана-механика и уже с 1952 года стал капитаном баркаса " Огонек". В 1955 году капитану Девятаеву было поручено испытание " Ракеты" одного из первых советских судов на подводных крыльях.
Больше десяти лет, с момента побега из лагеря на острове Узедом, про подвиг Михаила Девятаева и его товарищей советские люди и не догадывались. Только в 1957 году первый рассказ о его героическом поступке был опубликован в газете " Советская Татария".
15 августа 1957 года, подвиг Михаила Девятаева оценили и присвоили ему звание Героя Советского Союза. С 1959 года Михаил Петрович вступает в ряды КПСС и продолжает жить и работать в своем любимом городе Казань
Михаил Девятаев в 1988 году издает свою автобиографическую книгу" Побег из ада" в которой подробно описывает все, что происходило с ним и его товарищами в застенках немецкого концлагеря и как им удалось совершить невозможное, угнать немецкий бомбардировщик.
В 2002 году, во время съемок документального фильма о его подвиге, Михаил Петрович приезжает в Пенемюнде, где возложил венок на памятном камне и встретился с немецким пилотом Хобомом, который вылетал на поиски беглецов, но не смог их найти.
Михаил Петрович Девятаев ушел из жизни 24 ноября 2002 года в Казани ему было 85 лет. Похоронен на Арском кладбище в городе Казань, где ему установили монумент и до сих пор почитают его подвиг и помнят героев прошедшей войны.
СТАТЬИ НА ПОХОЖИЕ ТЕМЫ ЧИТАЙТЕ, ПЕРЕЙДЯ ПО ССЫЛКАМ НИЖЕ.
" Красная королева"- сериал и история. Жизнь и непростая судьба первой модели СССР Регины Збарской.