Найти в Дзене
ТехноИнфо

Невидимые самолеты. «Стелс»: мифы, легенды, сказки

Оглавление
Американский самолет F-117 летит над Сьерра-Невадой в штате Калифорния, 2002 год © Usaf/Getty Images
Американский самолет F-117 летит над Сьерра-Невадой в штате Калифорния, 2002 год © Usaf/Getty Images

Основное заблуждение в отношении стелс-технологий заключается в том, что этот термин по мнению некоторых людей означает невидимость в буквальном смысле этого слова. Более “подкованные” в военном деле считают, что “стелс” — это невидимость для радиоволн.

Невидимка F-22 при определенных условиях теряет невидимость и становиться мишенью для Су-35С
Невидимка F-22 при определенных условиях теряет невидимость и становиться мишенью для Су-35С

В идеальном случае при достижении таких параметров объект становится невидимым для радаров, но при всем желании достичь этого невозможно. Осознавая и понимая это разработчики военных технологий и не стремятся достижению этой цели.

Их задача заключается в том, чтобы:

  • сократить дальность, на которой цель будет обнаружена;
  • ввести в заблуждение противника о размерах объекта;
  • затруднить наведение средств поражения.

Стелс — это американское изобретение

Приверженцы этого мифа считают, что фокус заключен в самом названии технологии (stealth — обман, хитрость). По их мнению стелс — это глобальная операция США, направленная на то, чтобы подтолкнуть СССР к новому витку гонки вооружений, и тем самым, заставить сжигать колоссальные средства.

В поздних проектах Су-24БМ (Т-6БМ) просматриваются черты будущего Су-34
В поздних проектах Су-24БМ (Т-6БМ) просматриваются черты будущего Су-34

Однако уже и Советского Союза нет, а ассигнации продолжают выделяться на развитие этого направления, причем не только в России, но и в других странах.

Стелс — это необычные формы

Глядя на первые самолеты, созданных с использованием технологии стелс, можно подумать, что это порождение разума художника-кубиста. Этот образ прочно засел в головы людей, хотя в настоящее время необычные формы имеют только морские корабли, а самолеты выглядят очень элегантно. Начиная с В-2 самолеты стали приобретать привычные очертания, а F-22 и F-35 имеют форму обычных самолетов.

Американский бомбардировщик B-2 Spirit над Калифорнией, 2009 год © EPA/Semantic Designs
Американский бомбардировщик B-2 Spirit над Калифорнией, 2009 год © EPA/Semantic Designs

Необычная форма самолетов — это результат слабых вычислительных мощностей, без которых выполнить сложные расчеты невозможно. Что касается кораблей, то это довольно крупные объекты, поэтому они принимают ломаные очертания.

Стелс — советское изобретение

Миф создан, как это не удивительно, американцем Беном Ричем, который вычитал в переводе книги советского профессора Петра Уфимцева «Метод краевых волн в физической теории дифракции» 1962 года издания. По его мнению, программа ECHO-1, использовавшаяся впоследствии в F-117, основана на этой работе.

Один из вариантов самолета «Мясищев» М-67
Один из вариантов самолета «Мясищев» М-67

Становится обидно от того, что Уфимцев эмигрировал в США и там продолжил свою деятельность, а на родине его работе не придали должного внимания.

Стелс — немецкое изобретение

Фанаты Третьего рейха упорно считают, что все технические достижения, которыми мы сейчас пользуемся — это результат напряженной работы умов немецких ученых. У них имеется аргумент — братья Хортен работали в свое время над “летающим крылом”, правда даже немцам не было известно об этом.

"Летающее крыло" Но-229 братьев Хортен
"Летающее крыло" Но-229 братьев Хортен

После войны Реймар Хортен перебрался в Аргентину, и уже задолго после появления американских самолетов-невидимок, начал рассказывать, что его самолеты радары не видели.

Стелс должен быть плазменным или деревянным

Плазменный самолет-невидимка — миф, который родился в 1990-х. Приверженцы идеи утверждают, что созданное вокруг самолета плазменное облако поглощает радиоволны.

Самолет-разведчик А-12, для которого  разрабатывали возможность создания экранов из ионизированного воздуха перед воздухозаборниками
Самолет-разведчик А-12, для которого разрабатывали возможность создания экранов из ионизированного воздуха перед воздухозаборниками

Создать пламенное облако вокруг самолета невозможно в принципе. В этом случае мы говорим об ионизации воздуха, а не о настоящей плазме. Даже если бы это было возможно, то и плазма и ионизированный воздух не обеспечат эффект невидимости, так как они будут отражать радиоволны.

Цельнодеревянный многоцелевой британский самолет De Havilland Mosquito
Цельнодеревянный многоцелевой британский самолет De Havilland Mosquito

Приходили мысли о создании фанерных самолетов, типа По-2 или британских “Москито”, но при этом забывали, что абсолютно все детали должны быть из фанеры, в том числе несущие конструкции, бак и вооружение. Умные американцы подумывали о создании пластикового самолета — до них не сразу дошло, что толстый пластик виден для радаров.