Найти тему

Лучше – изменить всю систему детских учреждений целиком, чем открывать новые детские дома.

фото из архива организации
фото из архива организации

Моя приятельница, недавно ставшая мамой в свои 34 года, рассказала мне, что в будущем они с мужем видят себя приемными родителями. И что она давно изучает эту тему, потому что ей безумно жаль малышей, от которых отказались их родные родители.

Вдохновленная таким прекрасным порывом, я стала с увлечением читать материалы об этом и нашла личные истории родителей на просторах интернета. В первых же откровенных рассказах я заметила один похожий «сюжет»: малыши до 3 лет отставали в развитии, несмотря на то, что не имели специфических медицинских заболеваний.

Из рассказов приёмных родителей о своих приёмных детях, взятых из учреждений для сирот (из постов в фейсбуке):

«Забирали Катю в год. Вес 6 кг, состояние – овощ. Первый год был ад. Проблемы до сих пор».

«1,5 года, вес 6 кило, развитие – на полгода. Бытовые навыки не сформированы, кричала, все рвала, качалась, сосала палец и до сих пор сосет…».

«Забирали дочь в 3 года. Маугли. Развитие месяцев на 8. Крик на любые раздражители, истерики без счета. В семье 8 лет. До сих пор задержка речи, проблемы с контролем, и куча других психологических проблем».

«Никаких эмоций. Радость или огорчение только возгласами. Долго сосала палец. При засыпании крутила головой, укачивая себя. Глазки на солнышке щурила, как крот. С такими малышами не гуляли, дети не видели солнца, неба. Очень здорово запасала еду. Радовалась при виде хлеба и макарон. Бурно реагировала на количество еды в магазине».

«Забирали чуть больше года назад в возрасте почти 4 лет. С рождения в системе. Несмотря на реформу в сфере условий пребывания детей в учреждениях, ребенок разговаривал нечленораздельным лепетом. Ни логопеды, ни дефектологи с ним не занимались. Ребенок не умел выражать свои эмоции: плакать, если больно, страшно, обидно. Не понимал личные границы: подходил к чужим, мог забрать еду, начать разговаривать».

«Не умел жевать твердую пищу, давился. Не умел играть со сверстниками, не знал, как налаживать коммуникации. Не выражал привязанность: не понимал, зачем его обнимают и целуют».

Чтобы понять, отчего многие дети «оттуда» такие, я обратилась за комментариями к специалистам.

Диана Зевина, советник по общественно-правовым вопросам благотворительной организации «Детские деревни SOS»:

Несмотря на то, что с 2015 года постановлением 481 реализуется реформа детских учреждений по такому типу, чтобы они напоминали семью, проблема остается. Пребывание в учреждениях вредно для детей. И нужно сделать все возможное, чтобы как можно скорее помещать ребенка в семью.

Если мы говорим про маленьких детей до 3 лет, то для них крайне важно, чтобы рядом был личный постоянный взрослый, который о нем забоится. Такой постоянный контакт маленький ребенок может установить только с одним и тем же человеком. Этот контакт формирует привязанность, способность выстраивать отношения, и ребенок развивается нормативно. Он развивает свой потенциал: интеллектуальный, эмоциональный, физический.

Но в детских домах взрослые меняются, они по-разному разговаривают и пахнут, по-разному берут на руки. У малыша не происходит привязанности к кому-то одному. Это влияет на все дальнейшее развитие. Ребенок живет в постоянном стрессе. У него включается программа замирания, чтобы выжить. Он боится двигаться, познавать мир, изучать, что происходит вокруг. Если он это и делает, то гораздо меньше, чем его сверстники в обычной среде. Тормозится все развитие.

Очень важно отметить, что материальные условия для ребенка до 3 лет не играют ключевой роли, на что обычно и обращают внимание органы опеки. Ему достаточно питания, одежды по сезону, комфортной температуры в помещении. Главное – чтобы рядом с ним находился значимый для него человек.

То есть основное для детского развития – это удовлетворение его эмоциональных потребностей через контакт со значимым взрослым.

Юлия Бернова, директор по развитию программ благотворительной организации «Детские деревни SOS»:

Действительно, система материальных ценностей очень сильно влияет на людей, принимающих решения. В нашем обществе это имеет приоритетное значение. Но ребенку важно другое.

И чтобы решить эту проблему требуется комплексный подход. Необходимо развивать систему социальных услуг, направленных на помощь кровным семьям, чтобы дети оставались дома. Нужно специализированно готовить приемных родителей и продумывать меры сопровождения семей. Таким образом, комплексная мера услуг поможет детям либо оставаться в семьях, либо попадать в замещающие.

Нужна политическая воля, чтобы перенаправить финансовый поток с содержания детских учреждений на развитие такой системы. Чтобы была поддержка для всех семей: и кровных, и приемных, и замещающих. Чтобы ребенок не попадал бы в детское учреждение. И начинать надо с домов ребенка, потому что там – самая травмирующая ситуация.