Петербург по праву считается морской столицей России. Его уни-кальное географическое положение соединяет европейские столицы с российской столицей благодаря водным путям, связывающим Евро-пу и Азию, моря Балтийское и Черное, российскую столицу и столицы Европы. Богатая история города оставила на его территории мно-гочисленные объекты морского наследия — национального достоя-ния России: достопримечательные места, связанные с морской исто-рией и морской славой; фортификационные сооружения Кронштад-та, маяки на берегах Финского залива, памятные мемориальные ком-плексы и морские храмы.
Также в Петербурге находится единственный в своем роде памятник исто-рического прошлого Отечества — крейсер «Аврора». Созданный на рубе-же XX столетия, крейсер во многом сосредоточил при строительстве мировой опыт создания кораблей парового бро-неносного флота. Прогрессивные технические решения, применен-ные на «Авроре»: электрификация корабельной техники, первые ша-ги в использовании беспроволочного телеграфа, централизация управления артиллерийским огнем и многие другие — свидетельст-вуют о мастерстве русских рабочих и инженеров.
Сегодня крейсер «Аврора» — одна из доминант туристического Пе-тербурга, представляющая интерес как интерактивный музей эпохи бронепалубного флота и как уникальный памятник истории мирового и отечественного кораблестроения
ГЛАВА 1.
МОРСКИЕ РЕЛИКВИИ
Считается, что история судостроения и судоходства насчитывает 6000 лет. Древние мореплаватели, чтобы преодолеть страх перед морской стихией, наделяли мистическими качествами свои примитивные суда; их модели, имевшие религиозное, культовое значение, клали в гробницы усопших, помещали в храмы, посвящая богам и выполняя обеты в благодарность
за спасение от гибели в море.
Первая попытка сбережения корабля в качестве исторической реликвии была предпринята в Испании в 1522 году. В королевском арсенале в Се-вилье до 1570 года сохранялась каравелла «Виктория», которая была единственным судном, вернувшимся на родину из кругосветного плава-ния, начатого Магелланом. В 1580 году, вероятно впервые в истории мо-реходства, статус корабля-памятника получил от английской королевы Елизаветы I галеон пирата Френсиса Дрейка «Золотая лань», который, однако, уже через 80 лет разрушился в доке.
Сегодня корабли-памятники в 23 странах мира сохраняются либо на бе-регу, либо на плаву. В любом варианте принцип восстановления истори-ческой достоверности был преобладающим при выборе способа сбере-жения.
В первом случае — на берегу — памятник истории может содержаться
в закрытом павильоне («Фрам», Норвегия), в открытом сухом доке
(«Виктори», «Af-al-pi-chen», Израиль) или помещенным по ватерлинию
в железобетонный монолит («Микаса», Япония). Больше всего кораблей-памятников, обычно небольшого водоизмещения — торпедные катера
и подводные лодки, сохраняется на открытых обзорных площадках («Дерзкий», Болгария; Д‑2 «Народоволец», С‑56, Россия). Наиболее рас-пространенным является способ сохранения на плаву, как лучший с точки зрения сохранения архитектурно-исторического облика памятника. Более всего памятников на плаву — около 200 — в США. Это авианосцы, линей-ные корабли, крейсеры, эсминцы, лайнеры, гражданские суда и корабли меньшего водоизмещения. Только в штате Калифорния представлено 17 кораблей.
Энтузиасты морской истории образовали в 1966 году в США некоммер-ческую общественную организацию «Ассоциация исторических кораб-лей» — HISTORIC NAVAL SHIPS ASSOCIATION (HNSA). Входящие в Ассо-циацию 157 кораблей и судов из 13 стран мира за их разнообразие по ти-пам и времени создания называют «флотом мира». HNSA предъявляет
к своим членам строгие требования. Корабль должен держаться на плаву и пропагандировать исторические традиции национального флота. Кроме того, на борт судна должны допускаться экскурсанты и посетители. Боль-шинство кораблей-памятников, известных всему миру, сохраняется имен-но так. На плаву, без каких-либо поддерживающих сооружений сберега-ется и крейсер «Аврора» — флагман исторического флота России.
Среди мировых морских исторических реликвий легендарный корабль имеет двух ровесников. Это американский крейсер «Olympia» (спущен
на воду в 1893 г.) и японский броненосец «Мikasa» (спущен на воду
в 1902 г.). В Греции бережно сохраняется броненосец «Аverof» (спущен
на воду в 1910 г.).
В июле 1984 года крейсер «Аврора», как памятник союзного значения, получил реестровый номер 779/46. Сегодня крейсер «Аврора», являясь памятником федерального значения, числится в Петербургском город-ском комитете градостроительства, в отделе ландшафтной архитектуры
и гидротехнических сооружений, как «объект у дома № 4 на Петроград-ской набережной».
ГЛАВА 2.
ФЛАГМАН ИСТОРИЧЕСКОГО ФЛОТА РОССИИ
В России находится на плаву 16 исторических судов и кораблей. В Ново-российске на «вечной» стоянке находится крейсер «Михаил Кутузов»,
в Мурманске — атомный ледокол «Ленин», в Иркутске — старейший рос-сийский ледокол «Ангара», а во Владивостоке — сторожевой корабль «Красный вымпел». В Калининграде у причала музея Мирового океана пришвартованы научно-исследовательские суда «Витязь» и «Космонавт Виктор Пацаев», траулер СРТ‑129 и подводная лодка Б‑413. В Архангель-ске и Красноярске—пароходы: буксир «Прокатчик» и «Святитель Нико-лай» — памятники речному судостроению и судоходству. На Химкинском водохранилище в Москве на плаву содержатся сторожевой корабль «Дружный» и дизельная подводная лодка Б‑396 «Новосибирский комсо-молец». В 2018 году в Кронштадте поставили на музейную стоянку эсми-нец «Беспокойный». В Санкт-Петербурге на «вечной» музейной стоянке находятся ледокол «Красин» (бывший «Святогор»), подводная лодка С‑189 и долгожитель отечественного флота — крейсер «Аврора», спущенный
на воду 120 лет назад.
Трудные времена для крейсера начались с 90-х годов XX века. Несмотря на введение Указом Президента РФ от 21.07.1992 г. № 798 на кораблях ВМФ РФ орденских флагов, на кормовом военно-морском Андреевском флаге «Авроры», поднятом 26 июля 1992 года, исчезли заслуженные на-грады крейсера, а с 1 декабря 2010 года решением Министерства оборо-ны РФ «Аврору» лишили звания «Корабль ВМФ РФ № 1». В августе 2012 года крейсер был выведен из состава ВМФ РФ, получил статус военного городка и был переведен под управление Центрального военно-морского музея с обслуживанием ОАО «Славянка». Однако, 6 февраля 2013 года Министр обороны РФ С. К. Шойгу принял решение о ремонте крейсера «Аврора» как стационарного корабля-музея. С 1 июля 2013 года корабль-музей вновь вошел в состав Военно-морского флота Российской Феде-рации.
Заложенный 123 года назад, 23 мая (по старому стилю) 1897 года, крей-сер «Аврора» стал третьим бронепалубным крейсером 1 ранга в рамках выполнения кораблестроительной программы 1895 года, согласно кото-рой основной задачей крейсеров оставалась, как и прежде, война на ком-муникациях. В условиях заказа на проектирование крейсера, в частности, содержались главные требования: водоизмещение—4 300 т, скорость пол-ного хода— 20 узлов и возможно большая дальность плавания.
В начале 1896 года разработанный на Балтийском заводе под руковод-ством К. К. Ратника проект крейсера, «…подлежащего к немедленной
постройке», был утвержден, и петербургская верфь «Галерный островок» получила наряд на постройку двух кораблей, получивших наименования «Паллада» (первый) и «Диана». Затем Ново-Адмиралтейская верфь полу-чила заказ на третий однотипный бронепалубный крейсер, названный Николаем II «Авророй».
Несостоявшиеся рейдеры, из-за неудачно выбранных обводов корпуса, недобирали заданной скорости хода. «Три богини» или «три сестры», как крейсеры называли на флоте, не стали шедеврами кораблестроения. Судьбы «Паллады», «Дианы» и «Авроры» сложились по-разному.
«Паллада» была потоплена в Порт-Артуре в 1904 году, затем, поднятая японцами, прослужила в их флоте под наименованием «Цугару» до 1924 г.
«Диана» после боя в Желтом море была интернирована в Сайгоне и после возвращения на Балтику вступила в череду продолжительных ремонтов
и недолгих плаваний с воспитанниками различных учебных отрядов.
В 1912 году крейсер «Диана» зачислили в вооруженный резерв. Устарев-ший крейсер вместе с «Авророй» ограниченно участвовал в Первой миро-вой войне — в обороне Рижского залива и в Моонзундской операции,
а в 1922 году был продан на слом.
Крейсеру же, вступившему в 1903 году в строй Императорского флота под наименованием «Аврора», предстояла нелегкая, долгая служба Отечеству. Корабль прошел более 100 тысяч миль, являлся участником трех войн, претерпел неоднократные переоборудования и в общей сложности 14 ре-монтов, 4 из которых являлись капитальными, с постановкой в док и мо-дернизацией. После восстановительного ремонта, проведенного к 70-ти летию Великой Октябрьской революции в период 1984–1987 годов, когда изношенную подводную часть корпуса полностью заменили на аутентич-ную, с новой закладной доской, легендарный корабль пережил, единст-венный в мире, второе рождение. Построечные габаритные размеры крейсера «Аврора» составляли 126,8 м в длину и 16,8 м в ширину. Эти же характеристики корабль имеет и сейчас.
Главным «действующим лицом» на крейсере считается корабельный музей, который начал создаваться в 1950 году по инициативе офицеров, уже ставшего учебным, крейсера «Аврора»...
Согласно директиве главнокомандующего ВМФ СССР С. Г. Горшкова,
5 июля 1956 года он был преобразован в филиал Центрального военно-морского музея. Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 авгу-ста 1960 года крейсер был включен в число памятников, охраняемых го-сударством.
По заданию Центрального военно-морского музея в период восстанови-тельного ремонта 1984- 1987 гг. Ленинградской организацией Художе-ственного фонда РСФСР под руководством Заслуженного художника РСФСР А. М. Яковлева был разработан архитектурно-художественный проект обновленной экспозиции музея. Ленинградский Комбинат деко-ративно-прикладного искусства и скульптуры, с участием судостроитель-ного завода им. А. А. Жданова, реализовал проект на крейсере.
На площади, увеличенной по сравнению с прежней на 110 кв. м, распола-галась историко-революционная экспозиция, отражающая жизнь крей-сера «Аврора», роль партии большевиков в период революционного подъема в России и участие авроровцев в переломных этапах истори-ческого прошлого России.
В результате последнего ремонта крейсера «Аврора», проведенного
на Кронштадтском морском заводе в период 2014–2016 годов, сегодня
в девяти залах музея демонстрируется обновленная экспозиция.
Из собрания ЦВММ представлено 286 подлинных музейных предметов, 217 фотодокументов, в числе которых впервые показываются уникальные экспонаты, рассказывающие об отечественном кораблестроении в начале ХХ века. Созданы новые залы, посвященные истории флотской медицины. Предметный ряд экспонатов открывает уникальная модель крейсера в ма-сштабе 1:50, выполненная в модельной мастерской Центрального военно-морского музея в 1953 году с привлечением для консультаций Л. А. Поле-нова — командира корабля в период 1922–1928 годов.
Также реэкспозиция музея включает в себя многоплановые интерактив-ные изображения и современную мультимедийную составляющую.
К настоящему времени крейсер посетило около 31 миллиона человек
из 160 стран мира, в том числе государственные делегации высокого уровня...
Продолжение читайте в книге С. И. Овсянникова "Крейсер "Аврора". Памятник кораблестроения".
© С. И. Овсянников
Перед Вами фрагмент из книги "Крейсер "Аврора". Памятник кораблестроения".
Ещё больше интересной информации и сами книги у нас в группе https://vk.com/ipkgangut
Друзья, если статья вам понравилась - поддержите нас лайком и/или репостом, напишите комментарий. Наш канал - молодой, нам очень важно ваше мнение и поддержка!