Найти в Дзене
Алиса Гареева

Как открыть образовательный центр для детей и подростков

Учебный центр для детей и подростков, возможно, не самая оригинальная бизнес-идея, однако она заслуживает пристального внимания. Спрос на дополнительное образование есть всегда, но особенно он высокий сейчас, когда многих родителей не устраивает уровень школьного образования и они ищут дополнительные возможности для развития своих детей и повышения их знаний. У начинающих предпринимателей вызывает удивление тот факт, что конкуренция среди образовательных центров, которые ориентируются на детей школьного возраста, а не на подростков, относительно невелика.

Впрочем, ничего удивительного в этом нет. Как показывают различные исследования и наблюдения самих владельцев различных развивающих, психологических и тренинговых центров, родители готовы вкладывать больше средств и сил в обучение детей дошкольного возраста в надежде, что последним будет легче в дальнейшем учиться в школе. Кроме того, немаловажное значение имеет и вопрос наличия желания посещать занятия у самого ребенка. Дошкольники, как правило, ориентированы на получение новых знаний, с удовольствием ходят в различные секции и слушают педагогов. В младших классах общий настрой у ребенка сохраняется, но родители в целях снижения нагрузки на новоиспеченного школьника ограничивают количество дополнительных занятий, оставляя лишь те, которые не имеют непосредственного отношения к учебному процессу (например, спортивные секции или творческие занятия в студиях). К средней школе постепенно возрастает объективная необходимость дополнительного обучения (дети не справляются с программой или, наоборот, получают недостаточно знаний), но при этом значительно снижается мотивация ребенка.

Наиболее востребованы услуги учебных заведений дополнительного образования для старшеклассников, которым предстоит сдавать ГИА и ЕГЭ. Но здесь и родители, и педагоги зачастую сталкиваются с трудностями в работе с подростками, которые не хотят учиться, нередко саботируют занятия, отказываясь их посещать или работать с преподавателем.

Однако эксперты все же считают это направление работы прибыльным и перспективным. Высокий спрос на образовательные услуги, относительно небольшие расходы на старте (от $15 тыс.) и неплохая рентабельность (30-40 %) делают такой бизнес привлекательным для начинающих и опытных предпринимателей.

Для начала рассмотрим его основные преимущества. Образовательные услуги довольно многообразны и не ограничиваются только лишь традиционными предметами преподавания. Если у вас есть опыт работы в образовании, собственные наработки и практика, вы сможете разработать авторские курсы, которые пользуются большей популярностью, нежели привычные программы обучения. Кроме того, вы можете постоянно расширять и дополнять перечень предлагаемых вами услуг, ориентируясь на запросы ваших клиентов. Например, можно проводить психологические тренинги, устраивать различные мастер-классы, вводить дополнительные курсы и даже выпускать собственную обучающую литературу. Возможности для расширения и развития вашего бизнеса здесь ограничены лишь вашим воображением и умением находить ресурсы для реализации своих идей.

Юридические вопросы организации учебного центра в 2014-2015 гг.

Отдельного внимания заслуживает вопрос юридического оформления вашей деятельности. С 1 сентября 2013 года вступил в силу Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, регулирующий образовательную деятельность. Изменения в законе коснулись организационно-правовой формы организаций, имеющих право проводить обучение. Так, если ранее такое право было только у некоммерческих организаций (ЧОУ (бывшее НОУ) и АНО), то теперь ООО, ЗАО и ОАО также могут осуществлять образовательную деятельность на основании лицензии.

На самом деле, процедура получения лицензии на право ведения образовательной деятельности достаточно сложная и длительная. Имейте в виду, что осуществление образовательной деятельности без лицензии чревато серьезными последствиями вплоть до уголовной ответственности. Впрочем, есть и вполне законные основания избежать необходимости оформления лицензии. Она не требуется для проведения разовых лекций, семинаров, тренингов, организации выставок, оказания консультаций и т. д., но лишь в том случае, если по окончании этих мероприятий не проводится итоговая аттестация и слушателям не выдаются документы о полученном образовании или присвоенной квалификации. К таким документам относятся дипломы, аттестаты, свидетельства, справки и пр. Кроме того, не лицензируется индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, в том числе и в области профессиональной подготовки.

Существуют следующие виды образовательных учреждений: дошкольные, общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования), учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования; учреждения дополнительного образования взрослых; специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей); учреждения дополнительного образования детей; другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Согласно Положению о лицензировании образовательной деятельности № 277 от 31.03.09, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении образовательной деятельности являются:

а) ведение лицензиатом или заявление к лицензированию соискателем лицензии образовательной деятельности по образовательным программам, предусмотренным для соответствующего типа образовательных учреждений или для научных организаций в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике»;

б) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, необходимых для осуществления образовательной деятельности по образовательным программам заявленного уровня и направленности (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, помещения для работы медицинских работников, питания обучающихся и воспитанников) и отвечающих установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям;

в) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) учебно-методической документации, предусмотренной пунктами 6, 6.1 и 8 статьи 9 Закона Российской Федерации «Об образовании», а также учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса, необходимых для реализации образовательных программ заявленного уровня и направленности в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (федеральными государственными требованиями) и отвечающих установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании требованиям;

г) наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, численность и образовательный ценз которых обеспечивают реализацию образовательных программ заявленного уровня и направленности и отвечают установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании требованиям;

д) соблюдение лицензиатом установленных законодательством Российской Федерации об образовании требований к организации образовательного процесса, а также прав участников образовательного процесса, в том числе требований к максимальному объему учебной нагрузки обучающихся, установленных для образовательных программ соответствующего уровня и направленности;

е) соблюдение лицензиатом предусмотренной лицензией предельной численности обучающихся и воспитанников;

ж) соблюдение лицензиатом Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2001 г. N 505.

Образовательное учреждение, как и любое юридическое лицо, подлежит обязательной государственное регистрации. После регистрации нужно будет стать на налоговый учет с обязательным присвоением идентификационного номера налогоплательщика, а также стать на учет во внебюджетных фондах (Пенсионном фонде, Фонде обязательного медицинского страхования, Фонде социального страхования и в органе государственной статистики (с получением статистических кодов – ОКВЭД, ОКПО и т. п.). Подходящие коды ОКВЭД для такой деятельности (актуальны на 2015 год):

80.10.3 Дополнительное образование детей

Эта группировка включает:

- дополнительное образование для детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет, основными задачами которого является обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей, осуществляемое:

  • во внешкольных учреждениях (детских музыкальных школах, художественных школах, школах искусств, домах детского творчества и др.);
  • в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования.

80.22.23 Обучение на подготовительных курсах для поступления в образовательные учреждения среднего профессионального образования.

Для регистрации образовательного учреждения необходимо:

  • уплатить государственную пошлину (7500 рублей с 1 января 2015 года);
  • подготовить и представить регистрирующему органу учредительные документы создаваемой организации (в зависимости от организационно-правовой формы протокол или решение о создании организации, Устав, возможно, учредительный договор, а также ряд иных документов в случае регистрации общественного объединения), сведения об учредителях, сведения о местонахождении постоянно действующего исполнительного органа;
  • заверить у нотариуса подпись на заявлении о регистрации юридического лица установленной формы (заявителем должен выступить кто-либо из учредителей) и представить заявление регистрирующему органу.

Когда организация будет зарегистрирована, то перед тем, как приступить к практической деятельности по оказанию услуг в области образования, она должна получить лицензию. Порядок лицензирования образовательной деятельности определяется Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 «О лицензировании образовательной деятельности». Лицензирование образовательной деятельности осуществляют Министерство образования Российской Федерации, государственные органы управления образованием субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, наделенные в соответствии с законодательством соответствующими полномочиями.

Для получения лицензии в лицензирующий орган нужно будет представить следующие документы:

а) заявление о выдаче лицензии (далее - заявление), согласованное с учредителем, в котором указываются:

  • полное и сокращенное (при наличии) наименования, организационно-правовая форма соискателя лицензии в соответствии с его уставом, место его нахождения, адреса мест осуществления образовательной деятельности, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц;
  • идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;
  • перечень образовательных программ, по которым соискатель лицензии намерен вести образовательную деятельность, с указанием их уровня и направленности;
  • срок действия лицензии;
  • сведения о планируемой численности обучающихся и воспитанников, в том числе по заявленным к лицензированию образовательным программам;

б) копии учредительных документов (с предъявлением оригиналов, если копии не заверены нотариусом). Научной организацией или иной организацией, имеющей образовательное подразделение, ведущее профессиональную подготовку, дополнительно представляется копия утвержденного в установленном порядке положения об указанном подразделении;

в) заверенные руководителем соискателя лицензии копии штатного расписания и иных документов, подтверждающих наличие в штате соискателя лицензии или привлечение им на иных законных основаниях к ведению образовательного процесса по заявленным к лицензированию образовательным программам педагогических работников, численность и образовательный ценз которых обеспечивают реализацию образовательных программ заявленного уровня и направленности и отвечают установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям, а также справка о кадровом обеспечении образовательного процесса и укомплектованности штатов, подписанная руководителем соискателя лицензии;

г) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, в том числе объекты физической культуры и спорта, условия обеспечения обучающихся, воспитанников и работников питанием и медицинским обслуживанием на заявленный срок действия лицензии (с предъявлением оригиналов, если копии не заверены нотариусом), а также справка о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам, подписанная руководителем соискателя лицензии.

Соискатель лицензии, арендующий помещения для организации учебного процесса в государственном или муниципальном учреждении, являющемся объектом социальной инфраструктуры для детей, представляет заверенную в установленном порядке копию документа, подтверждающего проведение учредителем государственного или муниципального учреждения в соответствии с пунктом 4 статьи 13 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» экспертной оценки последствий договора аренды для обеспечения образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, социальной защиты и социального обслуживания детей;

д) заключения, выданные в установленном порядке органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, государственный пожарный надзор, о соответствии зданий, строений, сооружений и помещений, заявленных соискателем лицензии для ведения образовательной деятельности, установленным законодательством Российской Федерации требованиям.

е) учебный план по каждой заявленной к лицензированию образовательной программе (перечень дисциплин (предметов), входящих в каждую заявленную образовательную программу) с указанием объемов учебной нагрузки (для образовательных учреждений профессионального образования - аудиторной и внеаудиторной) по этим дисциплинам (предметам).

ж) справка о наличии учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса, необходимых для реализации заявленных к лицензированию образовательных программ, подписанная руководителем соискателя лицензии.

Соискатель лицензии, имеющий намерение реализовывать образовательные программы с использованием частично или в полном объеме дистанционных образовательных технологий, представляет сведения и копии документов, подтверждающих наличие соответствующего методического и ресурсного обеспечения, заменяющего частично или в полном объеме традиционные образовательные ресурсы;

з) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение заявления;

и) опись документов, представленных для получения лицензии.

Формы представления сведений, предусмотренных подпунктами «а», «в», «г» и «ж» пункта, утверждаются Министерством образования и науки Российской Федерации.

Учебный центр как бизнес

Начинать организацию собственного образовательного центра для детей и подростков следует с подробного составления бизнес-плана. Заранее продумайте, что вы можете предложить своей целевой аудитории, разработайте программы обучения, определите, сколько и какие преподаватели вам нужны. Старайтесь максимально расширить целевую аудиторию: это могут быть как дети дошкольного возраста, так и младшие школьники и старшеклассники. Вы сможете не только привлечь больше клиентов, но и организовать работу своего центра в несколько смен, чтобы избежать простоев. Так, например, дошкольники занимаются обычно в утренние часы, ученики начальных классов – днем, а подростки – в вечернее время.

Для выхода на месячный оборот, сопоставимый с первоначальными расходами на открытие вашего центра, необходимо набрать хотя бы сто слушателей и проводить минимум 40 часов занятий. Стоимость обучения зависит от курса и начинается от 2000-2500 рублей в месяц, в зависимости от периодичности. Делайте ставку на краткосрочные образовательные курсы и программы интенсивной подготовки к сдаче экзаменов, которые пользуются наибольшим успехом.

Для проведения занятий вам потребуются просторные помещения. По нормам СЭС для образовательных учреждений на каждого ученика должно приходиться не менее 5 кв. метров площади. То есть если ваша группа состоит из десяти учащихся, для их размещения потребуется класс площадью не менее 50 кв. метров. Хотя это требование соблюдается не столь уж строго. Арендовать помещение хотя бы в первое время лучше всего на базе муниципального образовательного учреждения. Стоимость такой аренды составляет от 300 рублей за квадратный метр. Фиксированная стоимость аренды – от 35 тысяч рублей. По мере развития вашего центра и его расширения стоит задуматься об аренде отдельных помещений и оборудовании учебных классов. Для учебного центра потребуются парты или столы и стулья (если вы арендуете помещение в учебном заведении, то на мебели можно сэкономить), компьютеры или ноутбуки, если вы планируете использовать их в образовательном процессе, оргтехника (копировальный аппарат, сканер, проектор), обучающие материалы и учебные пособия. Общая стоимость такого оборудования оценивается в $10000.

Главное условие успеха вашего образовательного центра – качественный преподавательский состав. Найти хороших педагогов несложно, но будьте готовы предложить им достойную оплату их труда. Для работы в небольшом центре потребуется минимум 4-5 специалистов первой и высшей категории. При подборе сотрудников обращайте внимание на их опыт. В идеале желательно посмотреть, как они работают с детьми. Обратите внимание, умеет ли педагог объяснить своим ученикам непонятные моменты, уделяет ли он внимание получению обратной связи или же учебный процесс проходит «в одностороннем порядке». Кроме преподавателей, вам потребуется также администратор и бухгалтер (последний может быть приходящим). По мере расширения списка предлагаемых вами услуг, штат ваших работников также будет увеличиваться. К примеру, для проведения тренингов и консультирования вам потребуется психолог, для творческих занятий (рисование, лепка и т. д.) – отдельный преподаватель с соответствующим образованием.

Не забывайте о вложениях в рекламу вашего заведения. Расходы на рекламу составляют примерно 10-15 % от первоначальных вложений. Рекламировать свои услуги лучше всего в интернете – на различных региональных сайтах и форумах (особенно форумах для родителей). Не обходите своим вниманием социальные сети, ведь именно там больше всего времени проводит ваша целевая аудитория. Неплохо срабатывает и наружная реклама, но ее размещение обходится намного дороже продвижения в интернете (при грамотном подходе). Со временем новые клиенты будут приходить в ваш центр по «сарафанному радио» - по рекомендации друзей и знакомых, дети которых уже обучаются у вас.

Дополнительную прибыль (пусть и небольшую) может принести издание обучающей литературы, пособий и методических материалов. Совсем необязательно издавать их самостоятельно. Можно предложить сотрудничество книжному издательству, которое специализируется на учебной литературе.

Бизнес в сфере образования отличается высокой рентабельностью. Однако пока к нему наблюдается некоторое недоверие со стороны предпринимателей. Между тем, спрос на образовательные услуги велик. При относительно небольших вложениях вы получите хорошую прибыль, а главное, любимое и интересное дело.