10 ноября на конференции о людях и технологиях в образовании YaC/E выступила автор книги о секретах обучения и запоминания «Думай как математик» Барбара Окли с лекцией «Как взрослому научиться учиться и найти подход к собственному мозгу».
Посмотреть видеозапись можно на сайте и сейчас.
Кто такая Барбара Окли
До того, как стать доктором наук в системной инженерии, Барбара Окли была обычным ребенком, который искренне не любил и не понимал математику. Она была из небогатой семьи, которая не могла позволить оплатить ей колледж. Поэтому, чтобы получить образование и профессию, она пошла служить в армию, работала переводчиком на траулерах в Беринговом море и написала об этом книгу. Была радистом на полярной станции в Антарктиде… А потом поняла, что никогда не поздно учиться чему-то новому, даже тому, что когда-то казалось невозможно сложным. Тогда Барбара решила бросить вызов себе и посмотреть, можно ли «переоснастить» ее мозг «гуманитария» для изучения математических предметов.
«Я сменила в жизни множество профессий и поняла одно — не важно, что у вас было в прошлом, всегда можно начать учиться, изменить свой образ мыслей и вырасти. Я всегда была открыта приключениям и мне нравилось смотреть на вещи с разных сторон. Поэтому, когда я вернулась из армии, то подумала: получится ли у меня изменить свой образ мысли, чтобы полюбить математику и естественные науки? И я поступила в университет. Училась медленно, точные науки давались мне сложно. Но у меня получалось», — рассказала она на конференции YaC/E.
В 31 год Барбара Окли получила степень бакалавра в области электротехники в Вашингтонском университете. А затем вместе с ученым-нейробиологом Терри Сейновски разработала курс «Как учиться: мощные умственные инструменты, помогающие освоить сложные предметы», который прошли уже более 1,2 млн студентов.
Ее главное убеждение: важно учиться на протяжении всей жизни.
Как работает мозг, когда мы учимся?
Шаг 1. Повторите, чтобы запомнить. Когда мы только сталкиваемся с информацией, она оказывается в кратковременной памяти. Если мы понимаем, что она не нужна в дальнейшем, то при смене деятельности (окончании чтения или разговора, после сна, если займемся любыми другими делами) мы ее забываем. Если мы воспроизводим ее еще раз — записываем, повторяем, то прокладывается первая тонкая цепочка нейронов в отделе мозга, отвечающем за долговременную память.
Шаг 2. Используйте чаще. У нас в долговременной памяти появилась информация, которую мы хотим надолго запомнить и быстро доставать из памяти, когда она понадобится. Не важно, что это — формулы по математике или физике, движения танца или слова иностранного языка. Механизм хранения и воспроизведения информации у мозга один и тот же.
Представим мозг как склад. Чем чаще нам что-то оттуда надо, тем ближе к выходу это будет лежать и тем натоптаннее будет к этому тропа, то есть, прочнее нейронные связи. Чем реже нам это надо, тем в большей глубине склада окажется информация. Со временем может оказаться, что доступ к этим знаниям завален кучей других, более актуальных на сегодняшний момент. Тогда быстро вспомнить без повторения из источника у нас уже не получится.
Поэтому основной совет: чем чаще вы что-то вспоминаете и используете, тем лучше вы это помните.
Шаг 3. Метод интервального повторения. Для правильной работы мозга над информацией ему нужно чередование двух режимов — сфокусированного и расфокусированного. Нам кажется, что если мы повторим что-то 20 раз за один вечер, то мы это запомним лучше, чем если сделаем те же 20 повторений за неделю. Это самая частая ошибка, которая мешает нам и запоминать, и решать сложные задачи. В книге «Думай как математик» Барбара Окли приводит пример строительства кирпичной стены.
Во время сфокусированной работы над информацией (вызубривания стихотворения, решения уравнения) мы загружаем в мозг информацию. Сравним это с покупкой кирпичей и доставкой их на стройку. Но чтобы стена возвелась, нужно перестать таскать кирпичи и позволить строителям — внутренним процессам мозга — сделать свою часть работы. Для этого нужно максимально отвлечься от того, над чем вы сейчас работали, выкинуть это из головы. Пойти погулять, посмотреть фильм, подремать. Мозг переведет процесс в фоновый режим, который мы не осознаем, но который и приводит нас к цели. Не зря народная мудрость учит нас с ранних лет: «Утро вечера мудренее».
Примеры из жизни
Если почитать биографии великих ученых и изобретателей, то мы обнаружим там подтверждение этого способа. Фридрих Август Кекуле увидел во сне формулу бензола. Нильс Бор также во сне понял строение атома. Дмитрий Менделеев существенно продвинулся в создании своей таблицы, когда от обдумывания его отвлекла необходимость срочно уезжать из Петербурга. Сбор вещей, дорожные хлопоты помогли расфокусировать мозг от проблемы систематизации химических элементов и именно тогда и произошла основная работа мозга. Все эти и многие другие случаи объединяет одно — ученые перешли из сфокусированной стадии работы с информацией в расфокусированную и дали мозгу спокойно разложить все по полочкам.
Для успеха потребуется совершить несколько смен этих этапов. Каждый из нас индивидуален, поэтому для каждого человека это будет свое количество повторений. Главное — чтобы паузы между ними были не слишком большими, иначе задача из мозга сбросится. Одного-двух дней перерыва будет достаточно.
Методы повторений
Чем чаще мы вспоминаем о чем-то, тем лучше мы это запоминаем и тем быстрее вспомним в нужный момент.
Для того, чтобы вспоминать, можно использовать любые методы.
- Это может быть чтение одного и того же конспекта или учебника с выделением главных мыслей яркими маркерами.
- Это могут быть мнемокарты – схемы, которые вы сами составляете при разборе любой темы. Лучше всего собирать или рисовать их вручную. Тогда информация запомнится еще лучше.
- Это могут быть флеш-карточки — бумажки, на которых записаны ключевые слова или тезисы, которые нам нужно выучить, с подсказками на обратной стороне.
- Это может быть объяснение того, что вы сейчас изучаете, кому-то другому. Многие используют именно этот способ, потому что, чтобы обучить других, вы должны сами не просто все вспомнить, но и грамотно и логично систематизировать информацию у себя в голове.
Директор Центра биологии и творчества Тенненбаума в Калифорнийском университете (ЛосАнджелес) Роберт Билдер считает, что лучше всего наш мозг работает, когда мы спорим с другими.
1. В этот момент мы активно задействуем воспоминания. 2. Пытаемся аргументировать свою точку зрения, что очень схоже с методом обучения других. 3. И получаем мгновенную обратную связь в виде такой же аргументированной, но альтернативной точки зрения, которую вынуждены обдумать и интегрировать в уже имеющиеся данные.
«Мы получаем уникальную точку зрения и способ взглянуть на работу по-иному, а также разработать план по созданию новой, исправленной и дополненной версии», — считает ученый.
Такой опыт, подкрепленный эмоциями и впечатлениями, лучше всего закрепляется у нас в голове, заодно заставляя нас запомнить информацию о предмете спора.
Именно поэтому многие педагоги считают одним из лучших способов помочь учащимся запомнить сложную и многогранную тему — организовать по ней дискуссию.
О том, как это сделать, подробно, с пошаговой инструкцией, рассказывают эксперты на бесплатном 16-часовом курсе «Как организовать дискуссию на уроке», который можно пройти в любое время.
Что еще стоит помнить?
Барбара Окли уверена: не надо гнаться за скоростью в обучении. Каждый из нас живет в своем ритме и это нужно учитывать. Не стоит ставить целью догонять тех, кто успевает сразу много дел, потому что это может демотивировать. Ваша цель — получить образование, а не доказать, что вы умеете это делать быстрее всех. Лучше больший акцент в обучении делать на закреплении знаний через практику.
В современной школе этому помогают индивидуальные траектории обучения, которые готовы предоставить столько заданий ученику, сколько ему нужно для понимания. К этому же пришли, значительно облегчив труд учителя, и цифровые образовательные сервисы. О них на той же конференции о людях и технологиях в образовании YaC/E хорошо рассказала Менеджер продукта в Яндекс.Учебнике Анна Харламова.
Узнать об этом больше можно в нашей статье «Как цифровые сервисы помогают экономить время учителя начальной школы».
Нужно помнить, что в итоге даже самые медленные все равно приходят к тому же уровню что и те, кто схватывает на лету. Просто им нужно чуть больше времени. Пример этому — часть нобелевских лауреатов. Отец современной нейробиологии Сантьяго Рамон-и-Кахаль в школе был настолько неуспешен, что его отчислили. Интересоваться науками он начал только к 20 годам, что не помешало ему стать профессором анатомии и получить Нобелевскую премию. И таких историй много.
Те, кто медленнее запоминают и усваивают материал, чаще всего делают это более вдумчиво, не боятся останавливаться, чтобы проанализировать ошибки и перепроверить результат. В этом залог их успеха и их сила.