Найти в Дзене
История транспорта

Междугородный автобусный транспорт Ставрополья с середины пятидесятых до начала семидесятых годов

Предисловие

С наступлением хрущевской оттепели в середине 50-х годов прошлого столетия, в СССР резко возрос спрос на междугородние пассажирские перевозки всеми видами транспорта: железнодорожным, воздушным и автобусным. Не миновала эта тенденция и Ставропольский край, который к началу 50-х гг. имел гораздо большую территорию, чем сейчас. Территория нынешних Республик Калмыкия и Карачаево - Черкесской Республики были в составе Ставропольского края соответственно до 1957 и до 1992 гг. Таким образом, это было обширное административно – территориальное образование, простирающееся на 400 километров с севера на юг и более, чем на 600 с востока на запад. Слабо развитая железнодорожная сеть, проходящая, в основном, по западной и юго-западной части края, давала простор для развития автомобильного транспорта. Кроме того, к началу 1956 года, Ставропольский край был связан прямым автобусным сообщением не только с соседними областями, но также и со столицами республик Закавказья: Ереваном и Тбилиси. Таким образом, ареал автобусного сообщения представлял собой круг диаметром почти в тысячу километров с центром в городе Ставрополе. Неудивительно, что в плане Управшосдора РСФСР обеспечения новыми комфортными междугородними автобусами, Ставропольский край стоял на одной из первых позиций.

Становление междугородных автобусных сообщений

На 1 января 1956 года междугородные автобусные перевозки осуществлялись автобусами ЗиС-8, ЗиС-155 и ПАЗ-651, которые были тихоходными, маловместительными и совершенно не комфортными для дальних путешествий. В 1956 году ситуация кардинально меняется: уже 19 марта 1956 года с завода имени Сталина в Ставропольскую автоколонну номер 32 поступают первые два автобуса ЗиС-127, которые получили государственные номерные знаки сг 61-06 и сг 61-07 и через несколько дней вышли на маршрут Ставрополь-Краснодар. Ещё один ЗиС-127 поступил Кисловодскую автоколонну № 94 27 марта 1956 года и стал работать на маршруте Кисловодск-Ростов на Дону. К концу 1956 года в автопредприятиях Ставрополья работало уже 10 автобусов ЗиС-127, из них три в Ставропольской а/к №32, четыре в Кисловодской а/к №94 и три – в Пятигорском Пассажирском Автохозяйстве (дата поступления - 17.10.1956 г.). Все эти машины связали Ставрополь, Кисловодск и Пятигорск, с Краснодаром и Ростовом на Дону.

Первый ЗиС-127 в Ставрополе. Фрагмент статьи в газете «Ставропольская Правда» от 20 марта 1956 года.
Первый ЗиС-127 в Ставрополе. Фрагмент статьи в газете «Ставропольская Правда» от 20 марта 1956 года.

В это же время в Советский Союз стали поступать междугородние автобусы венгерского производства Икарус-55. Первая партия из девяти машин поступила в ставропольскую автоколонну номер 32 11 августа 1956 года, получила номера сг 90-36 – сг 90-44 и уже 13 августа вышла на линии. В период с 24 августа по 6 сентября в город поступили ещё шестнадцать автобусов Икарус-55, таким образом, общее количество их стало 25, на тот момент – крупнейший в СССР парк автобусов этой модели.

Судьба этих автобусов была печальной. Ей посвящена моя отдельная статья вот здесь:

Все эти автобусы проработали недолго и были списаны по современным меркам в детском возрасте после двух-четырех лет эксплуатации.

Икарус-55 на улице Ленина города Ставрополя. Фрагмент статьи в газете «Ставропольская Правда» от 9 августа 1959 года.
Икарус-55 на улице Ленина города Ставрополя. Фрагмент статьи в газете «Ставропольская Правда» от 9 августа 1959 года.

Планом на 1957-1959 гг. было установлено получение автобусов отечественного производства. В 1957 году для междугородних автобусных перевозок край получил 13 автобусов ЗиЛ-127. Как и предыдущие, ЗиЛ-127 1957 года поставки были распределены в Ставрополь, Пятигорск и Кисловодск.

В 1956-1957 гг. автотранспортными предприятиями Кисловодска, Пятигорска, Георгиевска, Ставрополя, Благодарного, Александровского, Петровского, Клухори, Элисты было получено 17 автобусов РАФ-251, которые также вышли на пригородные и междугородные маршруты Петровское - Ставрополь, Благодарное - Ставрополь, Александровское – Ставрополь, Клухори (Карачаевск) – Черкесск на замену ЗиС-8 и ПАЗ-651. К сожалению, дерево-металлический кузов этого автобуса оказался слабым, и разваливался уже после трёх-пяти лет эксплуатации. Судьба всех автобусов РАФ-251 была одинакова: в период с 25.10.1960 по 18.06.1962 кузова их были списаны, а шасси отправлены на ремзавод для переделки в грузовой автомобиль ГАЗ-51А.

18 февраля 1958 года Ставропольский край получил первый автобус ЛАЗ-695. В течение 1958 года в предприятия городов Ессентуки, Георгиевск, Клухори (Карачаевск), Минеральные Воды, Невинномысск, Черкесск, Элиста и сёл Воронцово – Александровское, Ипатово, Петровское поступило в общей сложности 34 автобуса этой марки. Они начали работать, как на городских, так и междугородних маршрутах, в частности, Невинномысск – Ставрополь, Черкесск - Ставрополь и между городами Кавказских Минеральных Вод. В 1958 году край продолжал получать автобусы ЗиЛ-127, с июля по ноябрь этого года поступило три машины, из них в Кисловодскую а/к 94 – две и в Пятигорское ПАХ – одна.

17 марта 1959 года автохозяйства Ессентуков, Пятигорска и Железноводска получили первые автобусы ПАЗ-652. В большинстве своём они, как и автобусы ЗиЛ-158, работали на городских маршрутах, изредка подменяя на межгороде ПАЗ-651 и ЛАЗ-695. Последние два автобуса ЗиЛ-127 с конвейера завода получены Ставропольской а/к №32 27.07.1959 г. (заводской номер 722, номерной знак 03-40 ста) и Кисловодской а/к № 94 17.08.1959 г. (заводской номер 742, номерной знак 64-80 ста). После чего, чисто междугородние автобусы перестают поступать, в 1960-1961 край в большом количестве насыщается городскими типами: ЗиЛ-158, ЛАЗ-695Б и ПАЗ-652. Основные направления перевозок, типы автобусов и предприятия, обслуживающие маршрут, на конец 50-х годов приведены в таблице 1:

Таблица 1
Таблица 1

Период расцвета.

В июле – августе 1961 года в Ставропольскую автоколонну номер 32 поступило 14 автобусов Шкода-706 РТО производства ЧССР. Из них 4 было в городской модификации MEX и 10 в пригородной модификации KAR. Первые были с двумя двустворчатыми поворотными дверьми и вышли на городские маршруты. Модификация KARимела одну четырех створчатую дверь и использовалась на пригородных и ближних междугородних маршрутах. Отличалась отсутствием окон под трафарет впереди и сзади вверху (впереди стояла фара-прожектор), а трафарет небольшого размера квадратной формы крепился болтами над правой передней фарой, сзади внизу был буксирный прибор и лестница на крышу. Все ставропольские автобусы модификации KAR были окрашены белый верх и серо-горчичный низ. На редкость удачный и надёжный вид автобуса, очень понравившийся пассажирам. Большинство машин списано в 1972-1973 гг. в весьма почтенном для того времени возрасте.

Один из ставропольских автобусов Шкода-706 РТО после окончания пассажирской работы был переоборудован в передвижное кафе «Спутник».
Один из ставропольских автобусов Шкода-706 РТО после окончания пассажирской работы был переоборудован в передвижное кафе «Спутник».

Осенью 1962 года Ставропольский край второй раз в истории получил большую партию венгерских автобусов Икарус-55.13. К этому времени, все предыдущие Икарусы были уже списаны или переданы в другие города страны. В период с 7 сентября по 9 октября край получил в общей сложности тридцать автобусов Икарус-55.13, 20 из которых поступили в Ставропольскую автоколонну № 32 (госномера 00-24 ств – 00-43 ств), 10 – в Пятигорское Пассажирское автохозяйство (госномера 49-4* сте). По сравнению с самыми первыми Икарусами, дизайн модели 13 претерпел существенные изменения. В целях усиления кузова, со скатов крыши исчезло остекление. Изменилась форма пассажирских кресел. Исчез с крыши и багажник. Для пассажиров осталась только одна, передняя дверь. Число хромированных элементов отделки заметно уменьшилось в угоду простоте конструкции и ремонтопригодности. Машины 1962 года поставки приходили с завода, окрашенные в бежево-голубые и бежево-красные цвета.

Икарус-55.13 поставки 1962 года, принадлежавший Пятигорскому ПАТП-3 на автовокзале города Пятигорска. Фото Олега Штельмаха.
Икарус-55.13 поставки 1962 года, принадлежавший Пятигорскому ПАТП-3 на автовокзале города Пятигорска. Фото Олега Штельмаха.

Однако, и эти автобусы не были лишены конструкционных недостатков. Так, уже через несколько лет эксплуатации, глушители повсеместно сгорали, и двигатели начинали неимоверно реветь, чем доставляли беспокойство горожанам в ночное время. Вследствие вынесенного назад за общий объём кузова двигателя, со временем его задняя часть провисала, и поэтому почти все старые Икарусы 55-й модели имели согнутые крыши и замененные стекла на участке за задней осью.Но, тем не менее, к концу 60-х годов Икарус-Люкс занял практически все маршруты на дальнем межгороде из Ставрополя, Пятигорска и других городов края, особенно после ухода ЗиС-127.

Численность подвижного состава междугородного автобуса крупнейших автобусных хозяйств края в первой половине 60-х гг., приведена в таблице 2:

Таблица 2.
Таблица 2.

1963 год ознаменовался переменами в автобусном хозяйстве края. В этом году образовано Ставропольское краевое управление междугородных автомобильных сообщений «Главмежавтотранс», а 17 октября того же года образовано первое в крае специализированное автохозяйство междугородних сообщений на базе гаража №1 автоколонны №37 в городе Пятигорске. Для этого предприятия были переданы 25 автобусов из Пятигорского ПАХ, в том числе ЗиЛ-127 – 4 шт., Икарус-55.13 – 10 шт., ЛАЗ-697Е – 1 шт., ПАЗ-651 – 2 шт., 8 автобусов из Кисловодской автоколонны №94, в том числе ЗиЛ-127 – 4 шт. и ПАЗ-651 – 4 шт. За вновь образованным предприятием закрепили следующие маршруты:

- Кисловодск-Орджоникидзе

- Кисловодск-Ростов на Дону

- Кисловодск-Краснодар

- Кисловодск-Махачкала

- Кисловодск-Тбилиси

- Кисловодск-Ереван

- Пятигорск-Ростов на Дону

- Пятигорск-Нальчик

- Пятигорск-Тырныауз

- Пятигорск-Прохладный

- Пятигорск-Махачкала.

В 1963 году край получил автобусы ЛАЗ-697Е. 10 мая в Черкесское ПАХ прибыл первый автобус этого типа, заводской номер 0652. Летом этого года Черкесск получил ещё две аналогичные машины, начавшие работать на маршрутах в Ставрополь, Пятигорск и Минеральные Воды. В течение 1963-1967 гг. в край поступило свыше тридцати автобусов ЛАЗ-697Е.

ЛАЗ-697Е 39-73 сте Минераловодского ПАТП (справа) и ЛАЗ-695Б 07-08 стж Невинномысского ПАТП на автовокзале города Ставрополя.
ЛАЗ-697Е 39-73 сте Минераловодского ПАТП (справа) и ЛАЗ-695Б 07-08 стж Невинномысского ПАТП на автовокзале города Ставрополя.

В 1965 году из Прикумской автоколонны №92 выделяется самостоятельное Прикумское Пассажирское Автотранспортное Предприятие. И с этого момента ему поручается обслуживать междугородние маршруты Прикумск-Ставрополь, Нефтекумск-Ставрополь, Затеречный-Ставрополь, Левокумское-Ставрополь. Для этой цели, 10-12 апреля 1965 г. Прикумское ПАТП получило из Нальчика четыре автобуса ЗиЛ-127 и два ЗиЛ-127 из Ставрополя. После чего, число автотранспортных предприятий, эксплуатирующих данный автобус, стало четыре.

ЗиЛ-127 70-73 стж Прикумского ПАТП маршрута Ставрополь-Затеречный на автостанции города Нефтекумска. Фото Олега Штельмаха.
ЗиЛ-127 70-73 стж Прикумского ПАТП маршрута Ставрополь-Затеречный на автостанции города Нефтекумска. Фото Олега Штельмаха.

ЗиЛ-127 проявил себя, как очень надёжная, крепкая машина. Один автобус этой марки списан по головотяпству после капитального ремонта в 1964 году, остальные машины отработали по 14-16 лет. Последний ЗиЛ-127 списан в Прикумском (теперь уже Будённовском ПАТП) 19 декабря 1974 года. На судьбе одной из машин стоит остановиться подробнее. Ставропольской ЗиЛ-127 госномер ся 01-49 (с 05.1971 – 05-45 стр) проработав в общей сложности шестнадцать с половиной лет, благодаря грамотному уходу его бессменного водителя И.И. Коржова, прошёл два миллиона километров без капитального ремонта. В те годы автомобилям за каждые 100 000 километров пробега без капремонта рисовали на борт красную звезду, так на описываемом автобусе к концу его работы красовалось сразу двадцать звёзд! Почти, как у советских воздушных асов Второй мировой войны. После списания осенью 1973 года, рулевая колонка, спидометр и срез левого борта этого автобуса с двадцатью звёздами передали для экспозиции Ставропольскому государственному краеведческому музею им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве, где эти экспонаты хранятся и поныне.

Автобус-рекордсмен, прошедший два миллиона километров без капитального ремонта и его его бессменный водитель Иван Коржов (на переднем плане) на территории Ставропольского автобусного парка. Фото из коллекции музея.
Автобус-рекордсмен, прошедший два миллиона километров без капитального ремонта и его его бессменный водитель Иван Коржов (на переднем плане) на территории Ставропольского автобусного парка. Фото из коллекции музея.

В период с 1966 по 1971 гг. на междугородные линии поступали в основном автобусы Икарус-55.13 и Икарус-55.14. В ноябре 1968 года их стало эксплуатировать Черкесское ПАТП, а в апреле 1969 года – Прикумское ПАТП. Таким образом, в крае стало четыре автохозяйства, эксплуатирующих данный автобус, а общее число работающих машин достигло шестидесяти четырёх.

Икарус-55 88-20 стк Черкесского ПАТП на автодороге недалеко от Черкесска.
Икарус-55 88-20 стк Черкесского ПАТП на автодороге недалеко от Черкесска.

Последняя партия из десяти заводских Икарус-55.14 прибыла 13 сентября 1972 года, по пять из которой направлены в Ставропольскую автоколонну №1564 и Прикумское ПАТП. Распоряжением начальника Ставропольского транспортного управления, этим автобусам был присвоен статус фирменных, на борта ставропольских машин была нанесена надпись «Дружба», эти автобусы поступили на линию Пятигорск-Элиста и стали обслуживать иностранных туристов. На борта прикумских машин была нанесена надпись «Янтарь»; эти машины вышли на маршруты Прикумск-Ставрополь, Пятигорск-Кизляр и Прикумск-Нальчик. С уходом с линий ЗиЛ-127, Икарус-55 стал основной моделью междугородного пассажирского автобуса на юге страны и оставался им вплоть до второй половины 70-х годов, когда был заменён поступающими в огромных количествах Икарусами 250 и 255. Период его массового вывода из эксплуатации в Ставропольском крае приходится на 1978-1979 гг. Последний линейный 55-й списан в Будённовском ПАТП 18 февраля 1980 года, машина номер 25-54 стт. Одна из машин, служебная Ставропольского завода «Нептун», проработала более двадцати лет и списана в 1992 году.

Один из пяти фирменный автобусов «Дружба» 87-76 стр на территории Ставропольского автовокзала. Фото из коллекции В. Шатского и его сайта, посвященного фотоистории Ставрополья.
Один из пяти фирменный автобусов «Дружба» 87-76 стр на территории Ставропольского автовокзала. Фото из коллекции В. Шатского и его сайта, посвященного фотоистории Ставрополья.
Один из пяти фирменных автобусов «Янтарь» 25-51 стт на территории Ставропольского автовокзала. Фото из коллекции В. Шатского и его сайта, посвященного фотоистории Ставрополья.
Один из пяти фирменных автобусов «Янтарь» 25-51 стт на территории Ставропольского автовокзала. Фото из коллекции В. Шатского и его сайта, посвященного фотоистории Ставрополья.
Самый последний Икарус-55 в Ставропольском крае 67-74 стп, принадлежавший ставропольскому заводу «Нептун» , декабрь 1986 года. Фото мое.
Самый последний Икарус-55 в Ставропольском крае 67-74 стп, принадлежавший ставропольскому заводу «Нептун» , декабрь 1986 года. Фото мое.

Начало семидесятых

В начале семидесятых годов Ставропольский автобусный парк переехал с улицы Мира, в новое, более просторное место, на углу улиц Ленина и Невинномысского шоссе (сейчас ул. Доваторцев), что дало возможность значительно увеличить подвижной состав. Одновременно с переездом, предприятие получило новое название –Ставропольская Автоколонна № 1564. На освободившемся месте на улице Мира открыли новый городской автовокзал.

В 1971 году Венгерская Народная Республика на замену выпускавшейся полтора десятилетия модели Икарус-55 начала экспортировать в СССР новую модель междугородного автобуса Икарус-250. И, как и пятнадцать лет назад, один из самых первых серийных автобусов 250-й модели, заводской номер 064, поступил в Ставрополь. Если учесть, что весной 1973 года в край из московского предприятия «Совтрансавто» поступили семь автобусов 1971 года выпуска (заводские номера 022, 028, 029, 031, 032, 035 и 040) , можно сказать, как и в случае с ЗиЛ-127 и Икарусом-55, Ставропольский край вновь явился пионером освоения новой автобусной техники в СССР. К концу 1971 года в Ставропольском, Пятигорском и Невинномысском автохозяйствах края работало около двадцати автобусов Икарус-250.09.

Икарус-250.09 17-35 стп 1971 года выпуска с заводским номером 064 на автотрассе Ставрополь-Невинномысск. Фото из коллекции В. Шатского.
Икарус-250.09 17-35 стп 1971 года выпуска с заводским номером 064 на автотрассе Ставрополь-Невинномысск. Фото из коллекции В. Шатского.

В первую очередь, они вышли на маршруты значительной протяжённости: Ставрополь-Ростов, Ставрополь-Краснодар, Ставрополь-Грозный, Пятигорск-Ростов и др. К концу 1972 года их число увеличилось до 33-х. Более мелкие хозяйства в это время получали автобусы отечественного производства ЛАЗ-697М. Данные по подвижному составу предприятий, осуществлявших на начало 1973 года междугородные перевозки, приведены в таблице 3.

Таблица 3.
Таблица 3.

Начиная с марта 1973 года, вместе с Икарусом-250, в край в больших количествах поступают венгерские автобусы Икарус-255, что знаменует собой новую веху в истории междугородных сообщений, число автобусных парков стремительно растёт, а подвижной состав радикально меняется.

Продолжение следует.