Найти тему
Русский паровоз

Фт-4-028; Музей паровозов в Переславле-Залесском (часть 3)

И сегодня мы продолжаем знакомится с отдельными локомотивами из Переславского музея железнодорожной техники. В своей прошлой статье (https://zen.yandex.ru/media/id/618d7327c4927b5100957c13/gr269-muzei-parovozov-v-pereslavlezalesskom-chast-2-6192834dfb41c03aa6fe538a) я рассказывал про паровозы серии Гр, которые поступали в СССР из Германии в качестве репараций.

Паровозы Фт-4 также поступали в СССР из-за границы, а именно из Финляндии. До начала производства локомотивов серии П24 (самого массового узкоколейного паровоза в нашей стране) советские представители дали согласие на поставку локомотивов, которые уже к тому времени выпускались на финских заводах. Так, завод "Тампелла" получил заказ на производство 23 (в последствии 30) танк-паровозов с осевой формулой 0-3-1, колеи 750 мм.

Танк-паровоз - это тип паровоза, в котором топливо и вода перевозятся непосредственно на локомотиве в специальных баках и ящиках, а не в тендере, грузовом вагоне за локомотивом. Танк-паровозы получили широкое распространение на маневровой работе, в том числе и на узкоколейных железных дорогах.

-2

Аббревиатура Фт-4 говорит о том, что паровоз был выпущен в Финляндии на заводе "Тампелла" с нагрузкой на ось - 4 тонны. Первый локомотив серии был построен летом 1945 года, на основе более раннего Db 32, который производился ещё с 1907 года. Всего за 1945 год было построено 30 локомотивов. Завод"Тампелла" за год выпустил всю серию локомотивов для Советского Союза. На узкоколейных дорогах СССР паровозы Фт-4 работали преимущественно в промышленности стройматериалов.

Фт-4-028 до прибытия в Переславский музей работал на разработках туфа в Армении и Ленинаканской детской железной дороге, где был переделан для работы на жидком топливе, оборудован паровоздушным насосом для питания локомотивного и поездного тормозов и турбогенератором для электроосвещения. Стандартный тандем-насос от ширококолейного паровоза был установлен в левой части освободившегося угольного ящика. Главные резервуары тормозной системы укреплены на крыше будки, а запасный — под топливным ящиком с правой стороны. К ручному локомотивному тормозу был добавлен пневматический, а дымовая труба с искрогасителем заменена на обычную.

В 2009 году в ходе реставрации все перечисленные выше усовершенствования были демонтированы. Паровоз приведён максимально близко к оригинальному виду.

-3

Фт-4-028

д. Талицы

Год выпуска: 1945

Колея: 750 мм

Осевая формула: 0-3-1

Состояние локомотива (по мнению автора): 5/5