Хороший вопрос...
Попалась сейчас в ленте статья о Берия, так там условные сталинисты только что из штанов от радости не выпрыгивают, прославляя Лаврентия Палыча. Сталин и Берия — наше всё!
И никакого тебе когнитивного диссонанса...
Возникает вопрос: а как эти господа умудряются одновременно любить и Сталина, и его разоблачителя —отступника Берия? Разве он для них не классический перевертыш?
Давайте рассудим...
Сразу скажу, что я весьма далек от перестроечной демонизации Берия — этого "нашего Гиммлера", как в шутку представил Сталин Лаврентия Палыча на Ялтинской конференции Рузвельту. Я абсолютно не сомневаюсь, что Берия был одним из самых исполнительных и способных сталинских подручных, ибо других вождь около себя так долго не держал. Один его "атомный проект" для нашей страны чего стоит...
Но и другую сторону этого человека забывать ни в коем случае нельзя. Тысячи (а с катынскими поляками — десятки тысяч) расстрелянных, миллионы депортированных, точечное уничтожение видных деятелей культуры (вроде Мейерхольда, Бабеля и многих других), а также индивидуальные акты террора против неугодных, когда тот или иной человек по приказу "кремлевского горца" деликатно и тайно убирался именно бериевскими подручными.
С другой стороны, если непредвзято поднять документы того времени, то бросится в глаза, что значительная часть преступлений сталинского режима была совершена именно по ЗАПРОСУ Берия (как ранее Ягоды и Ежова). Сталин и Политбюро лишь откликались на предложения и санкционировали. Но не инициировали. Далеко не всегда, но в большинстве случаев.
Так было со многими расстрелянными в 1938-40 гг. (с теми же Мейерхольдом и Бабелем), так было с поляками-катынцами, и так было с депортациями народов. Все это первоначально именно бериевские инициативы...
А что дальше?
А дальше-больше...
Едва "усатый Батька" в марте 1953 г. зажмурил свои очи, как Лаврентий Палыч (уже занявший главное кресло в объединенном МВД) по горячим следам развил кипучую деятельность по его разоблачению. Инициативы, которые стал проявлять в это время Берия, до сих пор поражают историков своей либеральностью и человечностью. Учитывая "убийственное" прошлое Лаврентия Палыча — это действительно впечатляет.
В качестве примера можно привести его приказ "О запрещении применения к арестованным каких-либо мер принуждения и физического воздействия":
N 0068 4 апреля 1953 г.
Совершенно секретно
Министерством внутренних дел СССР установлено, что в следственной работе органов МГБ имели место грубейшие извращения советских законов, аресты невинных советских граждан, разнузданная фальсификация следственных материалов, широкое применение различных способов пыток — жестокие избиения арестованных, круглосуточное применение наручников на вывернутые за спину руки, продолжавшееся в отдельных случаях в течение нескольких месяцев, длительное лишение сна, заключение арестованных в раздетом виде в холодный карцер и др.
По указанию руководства (бывшего) министерства государственной безопасности СССР избиения арестованных проводились в оборудованных для этой цели помещениях в Лефортовской и внутренней тюрьмах и поручались особой группе специально выделенных лиц, из числа тюремных работников, с применением всевозможных орудий пыток.
Такие изуверские “методы допроса” приводили к тому, что многие из невинно арестованных доводились следователями до состояния упадка физических сил, моральной депрессии, а отдельные из них до потери человеческого облика.
Пользуясь таким состоянием арестованных, следователи-фальсификаторы подсовывали им заблаговременно сфабрикованные “признания” об антисоветской и шпионско-террористической работе.
Подобные порочные методы ведения следствие направляли усилия оперативного состава на ложный путь, а внимание органов государственной безопасности отвлекалось от борьбы с действительными врагами Советского государства.
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Категорически запретить в органах МВД применение к арестованным каких-либо мер принуждения и физического воздействия; в производстве следствия строго соблюдать нормы уголовно-процессуального кодекса.
2. Ликвидировать в Лефортовской и внутренней тюрьмах организованные руководством (бывшего) МГБ СССР помещения для применения к арестованным физических мер воздействия, а все орудия, посредством которых осуществлялись пытки - уничтожить.
3. С настоящим приказом ознакомить весь оперативный состав органов МВД и предупредить, что впредь за нарушение советской законности будут привлекаться к строжайшей ответственности, вплоть до предания суду не только непосредственные виновники, но и их руководители.
Министр внутренних дел Союза ССР Л.Берия
(ГА РФ, ф. 9401, оп.1, д.1299, л.246-247)
Симонов вспоминал, как по инициативе Берия в это же время работников ЦК ознакомили с секретными сталинскими распоряжениями, четко показывавшими, что за всеми последними фальсификациями (вроде "Дела врачей") и приказами пытать и избивать стоял ни кто иной, как сам вождь. В общем, Лаврентий Палыч прилюдно и очень знатно макнул своего почившего кремлевского добродетеля. Именно благодаря этому, писал позже Симонов, 20 съезд КПСС не стал для него новостью.
Ну, а потом соратники Сталина испугались бериевской прыти и снесли голову новоявленному либералу. Чтобы чуть позже самим разыграть антисталинскую карту.
И здесь хочется вернуться к вопросу, вынесенному в заголовок. Увы, но он наверняка останется без внятного ответа. А ведь интересно же, как это у товарищей сталинистов получается одновременно любить и Сталина и Берия? Разве Лаврентий Палыч не классический отступник-перевертыш, предавший вождя? И что это за государство такое, где "невинных советских граждан" арестовывают, избивают, зверски пытают и фальсифицируют дела?
Молчат окаянные...