Друзья, продолжим разговор о книгах, знакомых далеко не каждому читателю. Их не проходят в школе, редко переиздают. Они вряд ли встретятся во всевозможных топах и рекомендательных списках.
По-моему, они достойны бОльшего читательского внимания.
Юрий Слепухин "Киммерийское лето"
Несмотря на то, что главные герои очень молоды, книгу не поздно прочитать в любом возрасте.
Здесь много всего намешано - взросление, первая любовь, поиски своего назначения, призвания, рассуждения о науках. Или вот, например, об искусстве:
...если не считать кучки эстетов, искусство доставляет радость только самому творцу, в момент творчества. Но это «радость», от которой иные вешались, стрелялись, сходили с ума. Каторга, самая настоящая каторга. И оттого, что без нее жить еще невыносимее, она легче не становится, именно от этого она еще страшнее. С обычной каторги можно хоть убежать или по меньшей мере надеяться на то, что убежишь рано или поздно. А тут надеяться не на что.
Совершенно неожиданный скелет в шкафу, связанная с этим семейная драма, неоднозначные вопросы На которые автор не навязывает готовых ответов.
Судьба была не только щедра с Еленой Львовной — она до поры была к ней милостива, отняв у нее дар предчувствия. Да и какое могло тут быть предчувствие? Что может предчувствовать человек в заминированном доме, если он не слышит, как где-то в фундаменте тикают колесики и рычажки взрывателя?
А ещё в книге очень много штришков-примет времени и места. Москва, Ленинград, Крым как будто вырастают, становятся объемными и мы их видим такими, как в 70-е прошлого века.
Обязательно буду читать этого автора ещё, как минимум тетралогию о Великой Отечественной.
Книга очень долго не переиздавалась, в 2020 её напечатало издательство Т8 и то в мягком переплёте, но сейчас и его в интернет-магазинах нет. Доступен электронный вариант.
Вениамин Каверин "Открытая книга"
В начале книги Таня Власенкова - бедная девочка, вынужденная работать, чтобы как-то прокормиться вдвоём с мамой. В финале - ученый-микробиолог. А между ними сложная и интересная человеческая жизнь - революция, роковой случай, изменивший всю жизнь, несбывшиеся мечты, работа в экстремальных условиях, война....
Мне нравятся книги, основанные на реальных событиях (а у Татьяны Власенковой есть прототип), а ещё нравятся истории о врачах и ученых.
...в науке ничего нельзя совершить, расплатившись меньшим, чем труд целой жизни.
А еще это просто хорошая книга с увлекательным, динамичным сюжетом. Несмотря на внушительный объем, читается легко и быстро.
В детстве я часто перечитывала первую часть трилогии - "Юность", дальше мне было неинтересно. А недавно перечитала всю книгу и удивилась, как хорошо я помню эту первую часть - и как Таня чистит ножи и вилки, и таблицу вранья, и трубку с ядом кураре, и книгу "Любезность за любезность":
Суп, оказывается, нужно было есть совершенно бесшумно, причем ложку совать в рот не сбоку, а острым концом. Подливку не только нельзя было вылизывать языком, как я это делала постоянно, но даже неприличным считалось подбирать ее с тарелки при помощи хлеба. Пока девушка не замужем, она, по возможности, не должна выходить со двора одна или с двоюродным братом. Нельзя было спросить: «Вам чего?», а «Извините, кузина, я не поняла» или: «Как вы сказали, дедушка?» В спальне молодой девушки все должно, оказывается, дышать «простотой и изяществом». С родителями – вот это было интересно! – следовало обращаться так же вежливо, как и с чужими. Дуть на суп нечего было и думать, но зато разрешалось тихо двигать ложкой туда и назад для его охлаждения.
Если "Два капитана" переиздаются, в том числе в подарочных изданиях, "Открытую книгу" как-то обходят вниманием.
Виль Липатов "Серая мышь"
Если Анискина из "Деревенского детектива" знают почти все, хотя бы по замечательной экранизации, то у этой повести мало читателей.
Книга страшная и нужная. Это рассказ об одном бесконечном дне четырех мужчин, чья "дружба" основана на алкогольной зависимости. Начинается история с утренних страданий в ожидании открытия поселкового магазина и продолжается до глубокой ночи с всё нарастающей напряженностью, тревогой, всё усиливающейся болью за героев. А они и сами прекрасно осознают свою беду и завидуют тем, кто свободен:
Четверо пьяных медленно отступали, все пятились и пятились, и Семен Баландин не спускал глаз с вратаря, который стоял у ворот, привалившись спиной к штанге. Это был крановщик Борис Цыпылов – опять весь белый, горячий от закатного солнца. Боже, какой он был здоровый, молодой, счастливый!… Поиграет в футбол, примет в клубной кочегарке душ, пойдет домой на длинных легких ногах. Перешагнув порог, поцелует жену, детей, поеживаясь от счастья, усталости и здоровья, ляжет в кровать. Чистые простыни! Пододеяльник! Боже, какой он был здоровый, молодой, счастливый!
Казалось бы, что нового тут можно написать, ясно, что пьянство - это плохо, что долго морализировать? Но вот у автора получилась на этой теме очень хорошая проза. 2 в 1: и предостережение, доходчивое такое, в красках, и драма, заставляющая сопереживать. Всё это превосходным русским языком написано.
Для тех, кто ничего не имеет против аудиокниг, очень советую прочтение Семена Янишевского. Это настоящий аудиоспектакль с одним актером во всех ролях. А вокал заслуживает отдельных апплодисментов.
Начало здесь:
Продолжение здесь:
Спасибо за 👍, ваша поддержка очень важна!