Найти в Дзене
Борис Барабанов

Зачем певице, которую никто не видел, пытаются помочь музыканты и продюсеры?

Оглавление

На цифровых площадках выложен полностью весь первый сезон подкаст-сериала Евгения Гришковца «Атмахова». Вот, что примерно я писал о нем для Коммерсанта.

Подкаст-сериал «Атмахова» создан актером и драматургом Евгением Гришковцом в соавторстве с теле- и радиоведущим Алексом Дубасом. Это первый опыт Евгения Гришковца в жанре, который в цифровую эпоху многим слушателям заменил ток-радио и «театр у микрофона». Давайте разберемся, как и почему Евгений Гришковец освоил новое ремесло и какое место в его онлайн-аудиоспектакле занимает музыка.

«Анна Атмахова» — история 24-летней певицы и сочинительницы песен, с которой Евгений Гришковец несколько лет назад познакомился в городе Кирове. Сразу стоит вспомнить о том, что в музыке господин Гришковец человек не чужой. Несмотря на то, что ни петь, ни играть на музыкальных инструментах он не умеет, на его счету вполне успешные альбомы с группой «Бигуди». Некоторые песни, например, «Настроение улучшилось» с альбома 2004 года сейчас стали, как сейчас принято говорить, мемами.

Его же усилиями вторую жизнь получила песня группы «Альянс» «На заре» — она была записана для альбома «Секунда» (2007) вместе с солистом Brainstorm Ренарсом Кауперсом.

Фактически, Гришковец первым предложил доступный массам вариант spoken word, совмещая толковый аккомпанемент друзей-музыкантов со своими ироничными исповедями и хваткими мелодическими хуками. А еще он открыл широкой публике грузинскую группу «Мгзавреби» — о ней у нас тоже узнали именно благодаря сотрудничеству с литератором.

Так что неудивительно, что творческие радары Евгения Гришковца остро реагируют на интересную музыку.

Любительские записи Анны Атмаховой произвели на него такое сильное впечатление, что он немедленно бросился знакомить ее с музыкантами и продюсерами из столиц. Анна Атмахова даже успела побывать на большом концерте группы «Сплин» и блеснуть на after-party, где артисты и их друзья с удовольствием слушали ее песни.

А потом ее посадили в тюрьму. Статья 228 УК РФ — «незаконное приобретение, хранение, перевозку, изготовление и переработку наркотиков». Как следует из подкаста, девушка взяла на себя вину бойфренда, и именно ему посвящены ее песни.

Алекс Дубасов и Евгений Гришковец
Алекс Дубасов и Евгений Гришковец

В первых эпизодах сериала «Анна Атмахова» мы не слышим музыку героини. Евгений Гришковец в диалоге с Алексом Дубасом рассказывает о том, как пытался подключить все свои контакты в самых разных сферах, чтобы помочь ей избежать реального срока или сделать его минимальным. Но песен нет, и в какой-то момент даже закрадывается подозрение, что никакой Анны Атмаховой не существует. Ее невозможно найти в социальных сетях, в промо-материалах подкаста нет ее фото, да и имя уж больно «говорящее» — ну, точно, драматург выдумал! А если выдумал, то зачем?

Легко предположить, что автор столкнулся с особенностями отечественной системы исполнения наказаний и через арт-проект решил привлечь внимание к ее недостаткам. Тема тяжелая, совсем не развлекательная, в полном смысле токсичная и слабо разработанная в литературе и драматургии.

Однако, песни в сериале все же появляются. После нескольких эпизодов, полных восторгов Гришковца, ждешь чего-то и исключительного и волшебного. Песни Анны Атмаховой в целом оставляют позитивное впечатление, особенно если учесть обстоятельства записи — героине в колонии разрешили пользоваться простейшими клавишами и диктофоном, но не более.

Воображение в состоянии дорисовать аранжировки, а если нет, то на помощь приходят музыканты — Евгений Хавтан («Браво») и Алексей Кортнев («Несчастный случай»). Если лидер «Браво» дает трезвую оценку музыке девушки и даже произносит своего рода напутственную речь, то господин Кортнев показывает, как могла бы звучать песня «Задержи дыхание», если аранжировать ее в стиле босса-новы.

В оригинальных треках Анны Атмаховой, несомненно, есть своя изюминка.

Она совсем не пыталась изложить языком песни события последних лет жизни, это точно не тюремная лирика. На записанном в колонии альбоме можно найти следы всей отечественной женской песни последних 30 лет, от Жанны Агузаровой (не зря Алекс Дубас расспрашивает Евгения Хавтана о бравообразной «Не злись на меня») через стойких девушек с гитарами 2000-х до теперь уже почти забытой Тани Зыкиной, которой в конце 2000-х прочили большое будущее. Ясно, что Анна Атмахова пропустила всё это через себя. И ясно, что все, что было позже, ее никак не тронуло.

Евгений Гришковец явно слышит в этих песнях что-то свое, большое, и его чутью стоит доверять (вспомните «Настроение улучшилось», «На заре» и «Мгзавреби»). Одна из песен, «Забастовку миру объявлю», уже звучала в сопровождении оркестра на вручении премии газеты The Art Newspaper (вокалистка была другая). Гришковец уже даже успел рассказать историю узницы в спектакле «Между делом» с Алексеем Аграновичем в главной роли — он идет в Театре им. А. С. Пушкина.

Вообще, мало какой музыкальный проект получил у нас такую богатую и разветвленную мифологию с такими яркими персонажами. И даже если песни, представленные в сериале, записаны нанятой вокалисткой, то сами они, несомненно, заслуживают внимания, откуда бы ни взялись.

Главный герой «Анны Атмаховой» — конечно, сам Евгений Гришковец. Слушателю предоставляется возможность на его примере изучить профессию продюсера. Настоящий продюсер — тот, кто по-настоящему верит в своего подопечного, даже когда сам подопечный в себя не верит. Героиня сериала, похоже, до конца не понимает, чего хочет от нее этот упертый писатель из Москвы, что должно произойти с ее песнями в финале истории. Она говорит, что ей легче будет «на швейном производстве», а он настаивает на том, чтобы она работала в библиотеке и продолжала писать песни.

Он идет все дальше, принося в жертву дружбу («Мои друзья знают, что любой телефонный звонок от меня рано или поздно вырулит на эту тему») и даже семью. Гришковец не раз говорит о том, что его супруга недовольна тем, какое количество времени и сил он инвестирует в судьбу Атмаховой. Его собственная дочь Наташа, недавно добившаяся успеха на песенном поприще как автор хита «Беги», могла бы рассчитывать на участие отца в ее карьере, а он вместо этого возится с осужденной за «хранение и изготовление».

В «Анне Атмаховой» не раз звучит формулировка «спасти Анну», но любой взрослый человек знает, что наркоманы и драгдилеры всегда врут, а все, что знает Гришковец об отношениях Анны с ее молодым человеком, он знает с ее слов. Фактически, писатель спасает не Анну, он спасает ее песни, потому что уверен, что их должны услышать.

Сериал «Убийства в одном здании»
Сериал «Убийства в одном здании»

Примерно в тот же период, когда подкаст Евгений Гришковца готовился к выходу, на платформе Hulu вышел сериал «Убийства в одном здании». В нем обитатели шикарного манхэттенского билдинга — вышедшая в тираж телезвезда (Стив Мартин), неудачливый режиссер мюзиклов (Мартин Шорт) и девушка, присматривающая за квартирой в их доме (Селена Гомес), — расследуют убийство соседа и параллельно записывают об этом подкаст.

Это первый сериал о подкастах с участием звезд верхнего эшелона, к тому же исполнители главных ролей выступили в роли его продюсеров. Результат получился отменный, не менее увлекательный, чем «Игра в кальмара», и такой же добрый и смешной, как «Тед Лассо».

В США индустрия подкастов ушла далеко вперед по сравнению с Россией.

Компании — производители подкастов оцениваются в сотни миллионов долларов. В популярные подкасты приходят политики первой величины. По прогнозам PricewaterhouseCoopers в 2022 году количество регулярных слушателей подкастов в мире превысит 1 млрд человек С тех пор, как в 2014 году хитом iTunes стал детективный подкаст «Serial», запойное прослушивание криминальных сериалов стало распространенным явление, и выбор чрезвычайно широк. Отсюда и узнаваемая сюжетная основа «Убийств в одном здании».

В России в этом бизнесе пока все гораздо спокойнее, даже при том, что цифровые площадки вроде «Яндекса» всерьез занимаются развитием данного формата, а крупные рекламодатели медленно, но верно приходят в этот сегмент рынка. Звезды кино и телевидения - частые гости подкастов, но появление «Анны Атмаховой» — переломный момент, когда крупная мейнстримовая фигура оказывается центральной движущей силой отечественного подкаста. И при этом решает свои собственные проблемы, как художника. В конце концов, музыкальные эксперименты Евгения Гришковца начались, когда его разговорные «спектакли одного» перестали быть сенсацией.

P.S. «Анна Атмахова» — отчаянный поиск формы, сам ставший формой. В прошлые выходные Евгений Гришковец в очередной раз отправился в колонию к Атмаховой. Рассчитывал взять с собой диктофон. Однако, руководство колонии брать его запретила. Там свои порядки. Например, CD Radiohead передавать в колонию можно, а Coldplay — нет. И так далее.

Первый сезон окончен, но девушке сидеть еще три года. Бог знает, как изменится за это время жизнь. Может, и сериал настоящий про нее снимут. Может, и Coldplay разрешат.

Стихи
4901 интересуется