В коллекции Веломузея хранится некоторое количество предметов и документов, относящихся к истории «Треугольника» - крупнейшей в России фабрики, производившей велосипедные шины и камеры. Несколько велосипедов дореволюционного российского производства из коллекции Веломузея сохранили оригинальные шины марки «Треугольник». В настоящей статье я расскажу историю компании и покажу несколько раритетов, имеющих к ней прямое отношение. Один из экспонатов – это настольная медаль в оригинальном футляре, по некоторым данным вручавшаяся в качестве памятного подарка в год 50-летия фирмы (1910). На аверсе медали изображена эмблема компании в обрамлении дубовой и лавровой ветвей – символов славы и победы. На реверсе изображены женщина и мужчина с велосипедами, наблюдающие за велосипедными состязаниями.
Еще один редкий предмет – жестяная коробочка «Аптечка для починки велосипедных шин» 1910-х годов.
И, наконец, рекламный проспект велосипедных шин «Треугольник» на сезон 1914-15 годов.
История компании «Треугольник».
В 1859 году гамбургский предприниматель Фердинанд Краузкопф и его компаньоны Христиан Дирсен, Людвиг Гейзе, Линдерт Смидт и инженер Роберт Стори учредили в России «Товарищество российско-американской резиновой мануфактуры» (ТРАРМ) и открыли «Фабрику галош и других резиновых и гуттаперчевых изделий в Санкт-Петербурге» на Обводном канале. Первоначально на территории располагались двухэтажный каменный корпус и одноэтажная котельная, к которым был добавлен двухэтажный двухэтажный фабричный корпус. 11 марта 1860-го правительством был утвержден устав товарищества ТРАРМ и эта дата считается официальным днём его создания. Основным продуктом фабрики в то время были галоши и уже на следующий год её существования она производила ежедневно более 1000 пар. Постепенно осваивалось производств и других резиновых и прорезиненных изделий. По мере роста производства увеличивалось число рабочих, приобретались соседние земельные участки с постройками, а также строились дополнительные производственные корпуса и надстраивались старые, образовавшие к началу ХХ века архитектурный ансамбль, сохранившийся и поныне. В 1875 году скончался Фердинанд Краузкопф, директором ТРАРМ стал его сын Фердинанд Фердинандович. В 1888 году на подошве галош стали ставить маркировку - равносторонний треугольник с надписью ТРАРМ внутри – этот логотип стал основной эмблемой компании. Продукция завода славилась высоким качеством и успешно продавалась как на внутреннем рынке, так и шла на экспорт. До конца 1880-х годов ТРАРМ был фактически монополистом резинового производства в России, но после образования в 1888 году в Риге «Товарищества русско-французских заводов резинового, гуттаперчевого и телеграфного производств под фирмой "Проводник"» у «Треугольника» постепенно появился серьезный конкурент, к концу века стабильно занимавший второе место по производству резино-технических изделий. К началу XX века число рабочих достигло 6000 человек. Фабрика выпускала галоши, непромокаемые ткани, приводные ремни, медицинские изделия, игрушки, коврики, изоляционную ленту, линолеум, многочисленные промышленные резинотехнические изделия. За 40 лет деятельности компания ТРАРМ увеличила уставной капитал с 300 тыс. рублей в год открытия до 4,5 млн в концу 1890-х. К началу XX века число рабочих достигло 6 тыс. человек. В 1908 году «Товарищество российско-американской резиновой мануфактуры» было преобразовано в компанию «Треугольник». ТРАРМ получило множество наград на всероссийских и международных выставках, в том числе пять золотых медалей. Компания активно занималась благотворительностью, обеспечивала жильем, обучением и врачебной помощью семьи своих сотрудников, открыла кассу взаимопомощи, пополнявшуюся за счёт отчислений из годовой прибыли, организовывала проведение культурного коллективного досуга. Социальные программы, действующие в пользу работников фабрики и членов их семей, были весьма эффективными, не имея равных среди других предприятий Российской Империи.
В начале 1890-х годов номенклатуре выпускаемой продукции добавились пневматические шины и камеры для велосипедов. Освоение новой продукции потребовало создания отдельного производства – ведь изготовление велошин по тем временам считалось высокотехнологичным. По мере развития самодвижущегося транспорта «Треугольник» осваивал производство шин для легковых и грузовых автомобилей, мотоциклов, аэропланов и т.п., год от года совершенствуя и расширяя их производство. Уже в конце 1900-х годов большинство велосипедов в России было «обуто» в шины с надписью «Треугольник». К началу 1910-х годов компания «Треугольник» занимала ВТОРОЕ МЕСТО В МИРЕ по производству автомобильных шин после мирового лидера - французской фирмы «Мишлен» и имела торговых представителей на всех крупных странах. Русские шины считались в те времена одними из лучших в мире и пользовались огромным успехом.
К 1913 году число рабочих и служащих компании составило 15 тыс. человек, активы компании достигли 76 млн руб., уставной капитал - 21 млн, а стоимость принадлежащей ей недвижимости и земель - 20 млн. В годы Первой Мировой войны «Треугольник» стал основным производителем резины для авиации и автомотовелотранспорта. Работы по расширению, модернизации и ремонту зданий и производства велись до 1917 года. К тому моменту на фабрике трудились более 18000 человек. Все изменила Революция 1917 года… В 1918 году фабрику декретом Совета Народных Комиссаров национализировали; первое время прежнему руководству позволили «временно управлять предприятием под рабочим контролем». В 1922 «Треугольник» переименовали, добавив в название «Красный» в честь пятилетия Октябрьской революции. Дальнейшая история предприятия будет описана в будущих публикациях.
Посмотрите публикацию, посвященную использованию антикварных велосипедных шин на исторических велосипедах: