Считается, что у Андрея Болконского из «Войны и мира» не было прототипа. Однако это не совсем так. Кое-какие черты своего героя Лев Толстой всё же позаимствовал у реально существовавшего человека. Его история такова.
У фельдмаршала Кутузова было пять дочерей. Он любил их всех, но всё-таки с особой нежностью относился к третьей — Лизаньке. В июне 1802 года она вышла замуж за графа Фердинанда Тизенгаузена, которого на русский манер стали звать Фёдором Ивановичем. Это была большая любовь.
Зятей своих Кутузов тоже любил всех, но мужа Лизаньки выделял и даже называл сыном. В письме дочери после рождения внучки он писал:
Ежели быть у меня сыну, то не хотел бы иметь другого как Фердинанд.
К сожалению, семейное счастье было недолгим. Любимый зять фельдмаршала был тяжело ранен под Аустерлицем в 1805 году. Через три для без медицинской помощи он скончался.
Брак продлился всего три года. Елизавета овдовела в 22 года. Она осталась с двумя маленькими дочками.
Фердинанд-Фёдор стал прототипом Андрея Болконского в «Войне и мире», а его ранение легло в основу сцены ранения Андрея при Аустерлице.
Теперь становится понятным с особой теплотой описанное отношение Кутузова к Андрею Болконскому.
После смерти старого князя Болконского, отца Андрея, он печалился потере друга, а Андрею сказал:
Помни, дружок, что я тебе отец, другой отец…
В романе Андрею повезло больше: он остался жив. А Лизе только поддержка отца помогла справиться с горем. Она еще блеснет на первых планах светской жизни и сыграет важную роль в культурной жизни столицы.
#война и мир #история #история россии #михаил кутузов #аустерлиц #прототипы персонажей