Сегодня с утра заглянул в любимую социальную сеть. Некая психологиня выложила там такой рассказ:
«У 40-летнего школьного учителя нашли неоперабельный рак и дали ему год жизни. Учитель был крепких англосаксонских кровей и сурово озаботился одним: как бы обеспечить жену и дочерей, остающихся без всяких средств к существованию... Он преподавал язык и литературу и не сумел придумать лучшего способа заработать сносную сумму, как попробовать написать роман. И такой роман, чтоб его хорошо читали — раскупали. Читателей он представлял в виде своих учеников и их родителей. И героев представлял в таком же духе. Жизнь он представлял только в объеме родной рабочей окраины.
Дело было новым, он втянулся и увлёкся. Cpoк поджимал. Он спешно и отчаянно овладевал ремеслом. Высокая литература его не интересовала. Его интересовало завещать авторское право семье: на что жить.
И к концу своего года Энтони Бёрджес завершил свой роман «Заводной апельсин». Миллион был срублен! B культовом фильме сыграл юный Малькольм Мак-Дауэлл.
Шпана надела котелки и стала спрашивать в барах молоко. Книгу перевели на полста языков. He свой от удачи и выполненного долга Бёрджес хорошо выпил и отправился к врачу. Врач посмотрел снимки, полистал историю болезни и вылупил глаза: рака не было.
Бёрджес выздоровел. Он стал писателем. Написал более 50 книг. A так же начал писать музыку и написал 175 музыкальных произведений. Даже симфонический оркестр заказывал произведения у Бёрджеса...»
У рассказа, конечно, тысячи лайков, сотни репостов. Закончила это всё это психологиня так: «Помните о том, что жизнь — это задачи, задачи требуют решения, не превращайте задачи в проблемы. Замечаете, как вы делаете из задач проблемы?».
Эта последняя фраза меня окончательно разозлила: она серьёзно предъявляет онкологическим больным претензии, что те не пишут выдающихся романов и не выздоравливают самостоятельно? Пришлось проверить весь текст, и, конечно, он оказался выдуманным практически целиком.
«У 40-летнего школьного учителя нашли неоперабельный рак и дали ему год жизни».
На самом деле Энтони Бёрджесс упал в обморок во время занятия, а ещё у него часто болела голова. С этими симптомами он обратился к врачу, а тот предположил — подходящего оборудования для обследования в Брунее не было — что у Бёрджесса опухоль головного мозга. Бёрджесс поехал в Англию на обследование. Его осмотрели врачи профильной неврологической больницы в Лондоне и вынесли вердикт: страдает от нервного расстройства, а физиологически здоров как бык.
Бёрджесс сам поверил в свой диагноз и дополнил его красивыми подробностями, которые с удовольствием много раз рассказывал в интервью. Но ещё в 2006 году вышла подробная биография Бёрджесса, автор которой разоблачил эту историю.
«Озаботился одним: как бы обеспечить жену и дочерей».
Дочерей у Бёрджесса никогда не было, их придумал Михаил Веллер, который пересказал эту историю по-русски. С дочерьми как-то жалостней получилось, а то в английских версиях этой истории речь идёт только про жену.
«Жизнь он представлял только в объеме родной рабочей окраины».
К 1960 году Бёрджесс отслужил в армии в Гибралтаре (это колония Великобритании на южной оконечности Пиренейского полуострова), а затем несколько лет работал учителем в Малайзии и Брунее. Безусловно, эти места можно представить как окраину Британской империи, но вряд ли как «рабочую окраину».
«И к концу своего года Энтони Бёрджес завершил свой роман "Заводной апельсин"».
Пока Бёрджесс считал, что он неизлечимо болен, он писал автобиографическую и довольно нудную повесть «Доктор болен» об учителе английского языка, у которого обнаружили заболевание мозга. А работа над «Заводным апельсином» началась уже после того, как врачи лондонской больницы сказали Бёрджессу, что он здоров.
В общем, как говорилось в старом советском анекдоте, «не шахматист Петросян, а футболист «Арарата» Акопян, и не тысячу, а десять тысяч, и не рублей, а долларов, и не в лотерею, а в карты, и не выиграл, а проиграл». И не болел, а думал, что болен, и дочерей не было, и мир он повидал как следует, а не только рабочие окраины, и даже книгу во время «болезни» написал не ту, самую знаменитую, а другую, скучную и автобиографическую.
Сами по себе такие байки неплохи, с ними веселее жить. Но нельзя допускать, чтобы их использовали для обвинений людей в том, что они мало делают. Тем более этого не должны делать психологи. Кому-то эта выдуманная история, может быть, и поможет, но кого-то точно заставит опустить руки и погрузиться в самобичевание: «Вот! Он больным смог это сделать! А я и здоровым не могу! Я ничтожен!»
Делайте, что в ваших силах, не слушайте горе-психологов-«мотиваторов», заботьтесь о себе и проверяйте истории, которые встречаете в социальных сетях. Мы с котом Онфимом желаем вам крепкого здоровья и творческих успехов!