Найти в Дзене
Николай Инвия

АССИРИЙЦЫ И ЦЕРКОВЬ ВОСТОКА

 Перечитывая некоторые сохранившиеся публикации по истории Церкви Востока и её весомый, значительный вклад в распространении христанства в мире нельзя обойти стороной и вниманием весьма интересную на наш взгляд историческую по теме статью

Вардана Джалояна , 

культуролога, где по признанию самого автора, что только благодаря ассирийцам христианство приняли многие народы и в том числе армяне.

 Irina Sagradova-Gasparyan..

 Ереван. Армения.

     *  *  *

 Для широкого круга наших читателей мы адресуем публикацию о истории христианства в Армении и о той огромной роли Церкви Востока в распространении новой религии и становлении христианстства в том числе в Кавказском регионе..

      *  *  *

 Вардан Джалоян, 

 культуролог. 

 Ассирийцы сыграли большую роль в распространении христианства в Армении.

 Первый перевод Библии на армянский язык был сделан с ассирийского, и даже второй, окончательный перевод сохранил следы ассирийского влияния.

Первоначально христианство было общинной религией, полной ненависти к Римской империи, но позже сформировалось другое христианство: империалистически - прогосударственное.

 Это был новый вид христианства, так скажем современный, в отличие от старого, архаичного, ориентированного на общину.

 

 В Парфянской или Сасанидской империи

ассирийцы должны были следовать общинной модели христианства.

 В отличие от Римской империи, парфянские власти более терпимо относились к христианам. 

 Гонения, за некоторыми исключением, начались во время правления Сасанидов, которые рассматривали христиан как нелояльный элемент, пятую римскую колонну. 

 Это преследование было особенно жестоким во время правления Шапуха II, который воевал со своим Западным противником, Восточной Римской Империей. 

 Одно событие заставило сасанидские интересы изменить свое отношение к ассирийским христианским общинам.

 Этой отправной точкой стал Эфесский Вселенский Собор, который проклял Нестория, и его учение как аутсайдера диофизитства, за которым последовали гонения на тех, кто не согсился и не принял решения Вселенского Собора в Восточной Римской империи, в том числе в Армении.

 Было осуждёно несторианское учение, как утверждает Н.Адонц, создатель армянского алфавита Маштоц, имя которого было забыто на несколько веков, позже был известен авторам под ассирийским именем Мар Сероб или Месроп.

 Обратите внимание, что католическая церковь теперь принимает ортодоксальность учения Восточной церкви.

 Ассирийские христиане Греко-Римской империи, в Антиохии, с начала V века находились под непосредственным влиянием несторианского учения. Его идейным центром являлась знаменитая «персидская школа» Эдессы, которая в 489 году была закрыта по приказу императора Зенона, большинство несториан - ассирийцы, греки, армяне бежали из Сирии в Сасанидский Иран.  

 

 Сасаниды, видя в несторианах преследуемую византийскими властями течение, наделили их некоторыми привилегиями. Бежавшим из Эдессы им даже удалось восстановить свою школу в Нисибине.

 В Нисибинской конгрегации Церковь Востока провозгласила свою независимость от Западного епископства, изменив отношение Сасанидов с подозрительности к благожелательности.. А тем временем на 499-м Соборе Селевкии несторианство было объявлено официальной религией христиан Персии.

 Другая большая масса ассирийцев была связана с монофизитством.

 В этой ветви христианства по политическим причинам преобладала часть христиан марзпанской Армении, коптов Египта. Последователи этого учения подвергались гонениям со стороны византийских властей на основе халкидонизма...

 В середине XIX века усилиями епископа Акоба Барадеоса ассирийцы объединились в независимую церковь под названием Ассирийская православная церковь в Антиохии. 

 Потомки этой церкви, названной в честь Иакова Барадеоса, известны как «яковиты», вместе с несторианами они образуют две крупнейшие конфессии ассирийцев. 

 Яковиты жили в основном в Византийской империи, но их общины существовали также в некоторых частях северной Месопотамии и в составе Сасанидского Ирана.

Здесь яковиты подчинялись Ассирийской (несторианской) церкви Востока.

 Ассирийская Церковь Востока (несториане) продолжала деятельность апостола Фомы, миссию распространения христианства от Запада до самых пределов Востока..Она охватила своим влиянием Индию, Цейлон, Индонезию, Аравийский полуостров, Среднюю Азию, Сибирь, Китай, Тибет, Дальний Восток и Японские острова.

 Эта была по сути уникальная миссионерская деятельность и не прекратилась даже после завоевания Месопотамии и Ирана арабами в VII веке.

 По просьбе халифа Патриарх Мар Тимофей переехал в столицу страны Багдад, где традиционное высшее образование ассирийских христиан помогло им сохранить значительное влияние в халифате.  

  Ассирийские христиане проделали большую работу по распространению светского образования и культуры в халифате. Древнегреческий и ассирийско-арабский переводы сделали древнюю науку и философию доступными для арабов, а затем проникли на средневековый Запад через арабские университеты Кордовы, Испании и Саламанки. 

 Это была величайшая эпоха истории Древней Церкви Востока . 

 Есть сведения, что в период своего наибольшего расцвета у несториан было 30 митрополий и более 200 епархий.

 Самым удивительным фактом в истории Ассирийской (несторианской) Церкви является их уникальная миссионерская деятельность.

 В средние века Церковь Востока имела самый большой географический охват в мире. 

 Миссионеры Ассирийской церкви Востока распространяли свою христианскую веру среди иранских, тюрко-монгольских народов, в Великой степи и на всем Большом Кавказе, среди осетин, хазар, согдийцев, турок, кыпчагов и других племен и народов. 

 ЦЕРКОВЬ ВОСТОКА имела большое влияние на монгольскую элиту, и после завоевание Чингисхана, большая часть Евразии оказалась под контролем монголов. Церкви Востока удалось организовать монгольский «желтый крестовый поход» против сельджуков, который продлил присутствие киликийских крестоносцев в регионе на два столетия.

 Несторианцы стали для монголов культурной прослойкой. Именно они дали монголам алфавит (известный как «уйгурское письмо»), основанный на ассирийской графике. Его до сих пор используют некоторая часть монголов и калмыки.

 Торгово-религиозная сеть несториан также была создана торговлей Новой Джульфы с одобрения Католикосата Эчмиадзина (XVI-XVIII вв.), Эти две «сетевые империи», безусловно, имеют параллели.

 Влияние несторианства на Востоке стало исчезать во время нашествий Темура, когда несторианское христианство было разрушено повсюду в Центральной Азии на Среднем и Ближнем Востоке.

 Часть ассирийцев спаслись в горах Хаккяри, особенно благодаря защите курдов и езидов.

 Есть армянский эпос «Храбрый Кашта», рассказывающий о сопротивлении армян Тамерлану, где курды представлены как друзья христиан. Американский арменовед Джеймс Рассел написал книгу об этом эпосе.

  Сегодня об этом мало знают в самой Армении .

 А что случилось с несторианскими общинами в позднем средневековье, когда во времена Узбек-хана орда перешла полностью в ислам? Тысячи татаро-монгольских несториан бежали в Москву, став ядром его знати. Они были изгнаны из Китая, лишь небольшая часть христиан-несториан сохранилась на Малабарском побережье Индии... 

 Половские несториане ассимилировались с русскими после монгольских нашествий.

 Ранее полововцы, основавшие второе Булгарское царство, слились с православными болгарами, а половцы, приглашенные в Грузию, присоединились к грузинским православным.

 После монгольского нашествия несторианский народ Венгрии обратился в католицизм. Цпаги приняли армянскую религию, которая стала основой для образования армянских колоний в Крыму и Польше.

 После завоевания русскими Сибири (потомками несторианских татар, принявших православие) сибирские несториане, нагайбаки и татарские казаки ассимилировались. Таким образом, обширная христианская религия Востока потеряла влияние на обширной территории Евразии.

 В позднем средневековье несториане утратили былую религиозно-миссионерско-торговую власть и сумели сохранится на несколько веков в недоступных районах Хакияр-Санджака, в провинциях Ван, Мосул, на узкой территории иранской Урмии. 

 Со времен Тамерлана они неоднократно подвергались преследованиям и резням, самый значительный из которых произошел в 1915-1919 годах.

 Это был геноцид, когда большинство несториан Османской империи было уничтожено, а большая часть ассирийского народа было почти полностью изгнано со своей родины и рассеяны по всему миру.

 Создается впечатление, что глобализированный мир забывает историю человеческой цивилизации, включая тот огромный вклад несторианцев в эту цивилизацию. 

 Конечно, демократия - высшая ценность в глобальном мире, но, как гласит известная американская поговорка, цены на нефть непременно выше всего. "