Найти в Дзене
ЭХ, ПРОКАЧУ!

«Джентльмены удачи» - не просто комедия

В кинокомедии «Джентльмены удачи» (1971) есть одна важная, по сути – главная, хотя и не явно поданная мысль. Мы наблюдаем похождения, приключения и кульбиты, переодевания в дамское платье, историю с древним артефактом, классическую линию двойников из разных социальных сред – в духе «Принца и нищего».

Это смешно уже само по себе и предвещает забавные совпадения и несовпадения, привычные для «комедии положений». Но база там серьёзная и связанная с юридической наукой под названием «криминология».

Кадр из фильма «Джентльмены удачи» (1971). Источник - https://www.culture.ru/events/1293373/dzhentlmeny-udachi
Кадр из фильма «Джентльмены удачи» (1971). Источник - https://www.culture.ru/events/1293373/dzhentlmeny-udachi

О преступниках и лицах, склонных к антиобщественному (делинквентному) поведению говорится так: они, как правило, не проходят социализацию в детстве-юности, оставаясь на всю жизнь «злыми детьми».

У малых детей и некоторых подростков своеобразное представление о жизни, если никто занимается их воспитанием. Ребёнок может отнять у другого малыша игрушку, а тот в ответ – бац-бац лопаткой по спине. Взрослые люди решают свои проблемы как-то иначе. Да, если они не преступники.

Кадр из фильма «Джентльмены удачи» (1971). Источник - https://www.culture.ru/materials/157538/dzhentlmenskii-yubilei
Кадр из фильма «Джентльмены удачи» (1971). Источник - https://www.culture.ru/materials/157538/dzhentlmenskii-yubilei

Вор лишён эмпатии – он думает лишь о том, чтобы заполучить вожделенный объект. Как и ребёнок – тот отнимает не потому, что хочет обидеть или досадить; он просто желает штучку. А тот факт, что кто-то огорчился? Малышу всё равно - он ещё не в теме добра и зла.

Дитё не понимает, что нельзя брать чужое – пока не объяснят (а иной раз – ещё и отлупят). Теперь вернёмся к нашим героям. Двойником и антиподом рецидивиста Доцента авторы сделали заведующего детским садом – Евгения Ивановича Трошкина.

Кадр из фильма «Джентльмены удачи» (1971). Скриншот.
Кадр из фильма «Джентльмены удачи» (1971). Скриншот.

Чем на протяжении всего фильма занимается Трошкин, помимо того, что помогает милиции? Он …перевоспитывает своих подопечных. По привычке. Он не умеет иначе – Трошкин педагог от Бога и если видит невоспитанных ребятишек, не умеющих себя вести, тут же «включает» воспитателя.

Если посмотреть, как они говорят, общаются, мыслят – все эти «а в тюрьме сейчас ужин, макароны», «мужик в пиджаке и дерево – «во!», «Джамбул – там тепло, там мой дом, там моя мама» — это детско-подростковые конструкции. Вместе с тем, Хмырь, Косой и Василий Алибабаевич способны к трансформации.

Кадр из фильма «Джентльмены удачи» (1971). Источник - https://fb.ru/post/celebrities/2021/9/14/326404
Кадр из фильма «Джентльмены удачи» (1971). Источник - https://fb.ru/post/celebrities/2021/9/14/326404

Мы видим, что они далеко не безнадёжны. В 1960-1970-х годах много писали о назревшей реформе пенитенциарной системы в СССР - мол, надо усилить воспитательную роль, благо преступник – именно потому что он несформированный «человек-ребёнок» - может измениться, если ему дать правильные образцы и примеры социализации.

В финале нашей комедии жулики так «взрослеют», что их начинает глодать ненависть к самим себе, к образу жизни, к преступной деятельности, а заодно к Доценту - как к неверно понятой причине собственных бед. Символично, что милиция их не арестовывает – им как бы уже не нужно дальнейшее воспитание.

Zina Korzina (c)