Найти в Дзене

Это было когда-то. Советские электрички

Это был самый массовый и самый доступный вид пригородного транспорта в Советском Союзе. Электрички – сегодня в рубрике «Это было когда-то» я расскажу о них.

Понравился рассказ? Не пожалейте лайка! Для Вас это ничего не стоит, а Автору приятно! Оставьте свой след — напишите комментарий! Ваше мнение также важно, как и то, что Вы читаете! И подпишитесь на канал — впереди Вас ждёт масса интересного.

Электричка ЭР2 (Электропоезд Рижский, 2-й тип) на Ярославском вокзале Москвы, 1982 год. Фото из Сети
Электричка ЭР2 (Электропоезд Рижский, 2-й тип) на Ярославском вокзале Москвы, 1982 год. Фото из Сети

Сколько я себя помню — а это примерно с первого класса школы или даже чуть раньше — мои молодые календарные годы всегда делились на два примерно равных периода: городской и дачный. Они существовали как бы параллельно друг другу, почти не пересекаясь в пространстве и времени, и каждый имел свой круг людей, мне близких, но подчас совершенно не знакомых между собой. Школьные и дворовые друзья в городе в один прекрасный весенний день словно по мановению волшебной палочки отходили в тень, уступая свои места друзьям дачным. Но затем приходила осень, и дачные друзья разъезжались по своим городским квартирам, впрочем, как и я.

Помимо особого круга друзей, совместных походов и рыбалок, велосипедных круизов по Подмосковью и байдарочных сплавов по рекам, дачные периоды жизни накрепко врезали в мою память несколько совершенно особенных свойств, присущих только им. Во-первых, это воздух. Чистый и словно пьянящий, от запаха которого жить хотелось долго и счастливо. Во-вторых, это самолёты, идущие на посадку во Внуково. Они пролетали почти над нашим посёлком, мигая аэронавигационными огнями и оставляя ненадолго после своего полёта натужно рокочущие звуки двигателей. Ну, и в-третьих... конечно же, электрички.

С электричками — или электропоездами, если говорить научно — я знаком с самого раннего детства. Так уж случилось, что мои дедушка и бабушка ещё в пятидесятые годы прошлого столетия получили в собственность восемь соток земли в ближайшем Подмосковье, в пяти километрах от нынешнего МКАДа. Здесь, в Одинцовском районе, расположился уютный дачный посёлок Трёхгорка, именованный так по аналогии с фабрикой «Трёхгорка», работникам которой и выделили здесь землю.

Платформа «Трёхгорка», 2007 год. Фото из Сети
Платформа «Трёхгорка», 2007 год. Фото из Сети

Именно благодаря электричкам и их точному расписанию, дорога из дома на дачу и обратно занимала в общей сложности 50-55 минут: три минуты до остановки троллейбуса, семь минут в нём до платформы «Тестовская», двадцать минут на электричке плюс десять - пешком до калитки. Добавим к этому времени ожидание тролля плюс ожидание электрички - вот и получаются те самые «менее часа». И если троллейбус мог подвести, опоздать или не прийти, то электрички Белорусского (Смоленского) направления ходили, как хорошие швейцарские часы.

Платформа «Тестовская», 1980-е. Фото из личного архива.
Платформа «Тестовская», 1980-е. Фото из личного архива.

Засидевшись ночью за чтением книги или просто гуляя с друзьями, вдруг можно было услышать надрывный звук электромоторов со стороны «железки». И если в этот момент посмотреть на часы, то они показывали 1:19 — именно во столько от платформы отходила крайняя электричка до Белорусского вокзала. Ещё через двенадцать минут история повторялась, только теперь звук двигателей слышался несколько правее, чем ранее. Это набирала скорость электричка, совершавшая последний суточный заезд уже из Москвы — до Бородино. А уже в начале пятого утра снова слышался шум работающих электродвигателей, это начиналось движение в сторону Москвы — электричка шла до станции «Депо» Курского направления.



Здесь я позволю себе небольшое отступление. Да-да, дамы и господа, товарищи... так называемые «Московские центральные диаметры» — история отнюдь не новая, это очень давно существующее дело, под «запуск» которого в 2019 году сколько там распилили бабок? Сколько себя помню, электрички Белорусского направления с завидной регулярностью ходили на Курское и Савёловское направления, делая остановки у платформ «Станколит», «Савёловская», «Ржевская» и «Каланчёвская» Алексеевской соединительной линии МЖД.

Ну, а теперь немного о самих электричках и их истории

Считается, что плановая мощная электрификация железных дорог в СССР началась в 1929 году с запуска движения на участке Москва — Мытищи. Однако, это не совсем так. Первые наши пассажирские электропоезда действительно выпускал как раз Мытищенский машиностроительный завод. Однако, первые их образцы уходили с заводских линий в... Азербайджанскую ССР, где в 1926 году запустили в работу самую первую электрифицированную линию ЖД Баку — Сабунчи — Сураханы длиной 19 километров. В начале 1920-х по ней ходили пригородные поезда под паровозами с интервалами раз в полтора часа со средней скоростью 16 км/час.

1926 год. Станция Сабунчи. Фото из Сети
1926 год. Станция Сабунчи. Фото из Сети

Однако, самые известные советским людям электрички начиная с 1947 года производились в Латвии на Рижском вагоностроительном заводе (RVR). Все серийные электропоезда этого завода обозначаются индексом «ЭР», то есть «Электропоезд Рижский». Электрички обслуживали пригородные маршруты. Раньше такого понятия не существовало в принципе, поскольку обычные поезда на паровой тяге ходили только между относительно крупными городами.

ЭР2 с круглой кабиной на перегоне Давыдово — Дулёво, 2004 год. Фото из Сети
ЭР2 с круглой кабиной на перегоне Давыдово — Дулёво, 2004 год. Фото из Сети

Самая распространённая на советских железных дорогах электричка ЭР2 выпускалась с 62 по 84-й годы. Она имела округлый головной вагон, автоматические раздвижные двери, деревянные пассажирские скамьи и электрические печки под ними. Максимальная скорость ЭР2 — 130 км/ч. Более продвинутые модели поездов ЭР7, ЭР9 и ЭР22 отличались формой локомотива, длиной вагонов, комфортностью, а также скоростью и системой торможения. Классический цвет советских электропоездов — тёмно-зелёный, с оранжевыми полосами на кабине машиниста. Электричка в советское время была самым демократичным видом транспорта. Её основные пассажиры — это дачники и люди из пригородов, которые ездили в мегаполис на работу или просто за покупками.

ЭР22 в окраске МПС СССР в Ростовском Музее Железнодорожной Техники. 2016 год, автор фото Белов А.В.
ЭР22 в окраске МПС СССР в Ростовском Музее Железнодорожной Техники. 2016 год, автор фото Белов А.В.

Пришедшие в девяностых годах рыночные отношения стали серьёзным испытанием для электричек. Этот вид транспорта в СССР не был прибыльным и дотировался государством, поэтому цены на проезд выросли. Кроме того, Рижский вагоностроительный завод стал заграничным, что привело к трудностям с поставкой запчастей для поездов. С 1992 года налажен выпуск новых, полностью российских электричек на Демиховском машиностроительном заводе, а в 1993-м электропоезда стали также выпускать в Торжке.

Демиховский электропоезд ЭД2Т в альтернативной заводской окраске отходит от платформы Курского вокзала в Серпухов. Фото из Сети
Демиховский электропоезд ЭД2Т в альтернативной заводской окраске отходит от платформы Курского вокзала в Серпухов. Фото из Сети

В наши дни электрички становятся всё более комфортными и скоростными. Это по-прежнему самый дешёвый и быстрый способ добраться из пригорода. Правда, торговцы всякой мелочью в вагонах всё-таки утомляют.

#ссср #история #то время #железные дороги #электричка

Понравился рассказ? Не пожалейте лайка! Для Вас это ничего не стоит, а Автору приятно! Оставьте свой след — напишите комментарий! Ваше мнение также важно, как и то, что Вы читаете! И подпишитесь на канал — впереди Вас ждёт масса интересного.