Тейт Британия в Лондоне выступила в защиту подхода, использованного на своей выставке «Хогарт и Европа» после волны критики, сосредоточенной на настенных этикетках, написанных современными комментаторами, которые один критик назвал «бессмысленной чепухой».
За последние 15 лет или около того британский художник, гравер, рассказчик и сатирик Уильям Хогарт стал объектом новых научных подходов, которые независимо и коллективно бросили вызов господству националистического клише «Джон Булл», в соответствии с которым долго складывалась репутация художника. Недавние выставки были нацелены на то, чтобы представить художника более тонким, противоречивым и веселым, чем позволяет клише. Сейчас галерея представляет небольшую, но более целенаправленную выставку на тему «Хогарт и Европа», где более 60 работ художника будут выставлены рядом с работами его современников из Парижа, Венеции и Амстердама.
Выставка, которую курируют Элис Инсли и бывший старший куратор Тейт Мартин Мирон, представляет работы Уильяма Хогарта в «свежем свете», причем его искусство впервые рассматривается вместе с произведениями современников из Венеции, Парижа и Амстердама, таких как Жан-Симеон Шарден из Франции (1699-1779). «Ряду комментаторов было предложено написать более короткие ярлыки сразу же рядом с отдельными работами. Эти тексты привносят в выставку более широкий спектр точек зрения, опыта и идей», — говорится в тексте на стене выставки.
Но решение руководства Тейт включить в этикетаж к картинам Хогарта интерпретации нескольких деятелей, не являющимися кураторами, в том числе художников Лубайны Химид и Сони Э. Барретт, воспламенило искусствоведов в национальных газетах Великобритании.
Например, согласно тексту на стене, написанному Барретт, автопортрет 1757 года, на котором Хогарт сидит на деревянном стуле, следует рассматривать в контексте рабства. «Пышный стул буквально поддерживает его и демонстрирует его взгляд на красоту», — пишет она. «Стул сделан из бревен, доставленных из колоний по маршрутам, по которым также перевозились порабощенные люди. Может ли стул заменить всех тех неназванных чернокожих и смуглых людей, давая возможность обществу, которое поддерживает его энергичное творчество?».
В ответ под заголовком о том, что художника 18-го века «втянули в сегодняшние культурные войны», критик Вальдемар Янущак написал в «Санди Таймс», что «[проблема] заключается в крахе полезной науки и ее замене бессмыслицей, чушью. Заголовок за заголовком тратит драгоценное пространство для объяснений в виде модных предположений о намерениях Хогарта, которые чрезвычайно субъективны». Джеки Вулльшлегер из Financial Times посетовала на то, что на обложке каталога выставки нет изображения, что побудило ее заявить: «Хогарт отменен».
Алекс Фаркухарсон, директор Британской галереи Тейт, утверждает, что организация такой выставки — это коллективный процесс, и добавляет, что команда выставки добилась свежего взгляда, привнеся несколько новых голосов в тексты интерпретации наряду с их собственным.
«Возможно, это новаторский подход к оформлению стен галереи, но именно так часто структурируются каталоги выставок, и он знаком всем нам по телевизионным документальным фильмам, где повествование ведущего сочетается с несколькими «говорящими головами» участников», — говорит он.
На вопрос, не утратила ли Тейт Британия уверенность в том, как она работает с историческими материалами, Фаркухарсон отвечает: «Великие художники могут быть интерпретированы заново каждым поколением — это часть того, что делает их такими важными. В данном случае, я думаю, Хогарт выходит из этого процесса как еще более искушенный и влиятельный художник, чем мы уже знали».