Найти в Дзене

Тейт-Британия защищается от обвинений в "отмене Хогарта"

Тейт Британия в Лондоне выступила в защиту подхода, использованного на своей выставке «Хогарт и Европа» после волны критики, сосредоточенной на настенных этикетках, написанных современными комментаторами, которые один критик назвал «бессмысленной чепухой».

За последние 15 лет или около того британский художник, гравер, рассказчик и сатирик Уильям Хогарт стал объектом новых научных подходов, которые независимо и коллективно бросили вызов господству националистического клише «Джон Булл», в соответствии с которым долго складывалась репутация художника. Недавние выставки были нацелены на то, чтобы представить художника более тонким, противоречивым и веселым, чем позволяет клише. Сейчас галерея представляет небольшую, но более целенаправленную выставку на тему «Хогарт и Европа», где более 60 работ художника будут выставлены рядом с работами его современников из Парижа, Венеции и Амстердама.

Выставка, которую курируют Элис Инсли и бывший старший куратор Тейт Мартин Мирон, представляет работы Уильяма Хогарта в «свежем свете», причем его искусство впервые рассматривается вместе с произведениями современников из Венеции, Парижа и Амстердама, таких как Жан-Симеон Шарден из Франции (1699-1779). «Ряду комментаторов было предложено написать более короткие ярлыки сразу же рядом с отдельными работами. Эти тексты привносят в выставку более широкий спектр точек зрения, опыта и идей», — говорится в тексте на стене выставки.

Но решение руководства Тейт включить в этикетаж к картинам Хогарта интерпретации нескольких деятелей, не являющимися кураторами, в том числе художников Лубайны Химид и Сони Э. Барретт, воспламенило искусствоведов в национальных газетах Великобритании.

Уильям Хогарт. Автопортрет. 1757 г.
Уильям Хогарт. Автопортрет. 1757 г.

Например, согласно тексту на стене, написанному Барретт, автопортрет 1757 года, на котором Хогарт сидит на деревянном стуле, следует рассматривать в контексте рабства. «Пышный стул буквально поддерживает его и демонстрирует его взгляд на красоту», — пишет она. «Стул сделан из бревен, доставленных из колоний по маршрутам, по которым также перевозились порабощенные люди. Может ли стул заменить всех тех неназванных чернокожих и смуглых людей, давая возможность обществу, которое поддерживает его энергичное творчество?».

В ответ под заголовком о том, что художника 18-го века «втянули в сегодняшние культурные войны», критик Вальдемар Янущак написал в «Санди Таймс», что «[проблема] заключается в крахе полезной науки и ее замене бессмыслицей, чушью. Заголовок за заголовком тратит драгоценное пространство для объяснений в виде модных предположений о намерениях Хогарта, которые чрезвычайно субъективны». Джеки Вулльшлегер из Financial Times посетовала на то, что на обложке каталога выставки нет изображения, что побудило ее заявить: «Хогарт отменен».

Алекс Фаркухарсон, директор Британской галереи Тейт, утверждает, что организация такой выставки — это коллективный процесс, и добавляет, что команда выставки добилась свежего взгляда, привнеся несколько новых голосов в тексты интерпретации наряду с их собственным.

«Возможно, это новаторский подход к оформлению стен галереи, но именно так часто структурируются каталоги выставок, и он знаком всем нам по телевизионным документальным фильмам, где повествование ведущего сочетается с несколькими «говорящими головами» участников», — говорит он.

На вопрос, не утратила ли Тейт Британия уверенность в том, как она работает с историческими материалами, Фаркухарсон отвечает: «Великие художники могут быть интерпретированы заново каждым поколением — это часть того, что делает их такими важными. В данном случае, я думаю, Хогарт выходит из этого процесса как еще более искушенный и влиятельный художник, чем мы уже знали».