Найти тему
Ваш Реставратор

Особенности книжной графики эпохи модерна: реставрация роскошного издания начала XX века

А.С. Грибоедов «Горе от ума», издательство Р. Голике и А. Вильборг, 1917 год.

Реставрация очень тесно связана с коллекционированием редких изданий. И сегодня в нашей мастерской оказалось классическое произведение в исполнении не менее известного в библиофильских кругах издательства. Перед нами подносное издание «Горе от ума» 1917 года. Мы уже не раз работали с данным изданием, но вот с шелковым переплетом столкнулись впервые. Здесь надо заметить, что всего было три  типа переплета: красный цельнокожаный, красный шелк и темно-зеленый шелк. Все книги издавались с тройным золотым обрезом, ляссе и картонным футляром для хранения, который нам предстояло восстановить.

Работа разделилась на три этапа. Сначала мы восстановили целостность блока, устранили мелкие недостатки и отпрессовали кальки. Далее перешли к переплету. Вернули на свое место корешок книги, отреставрировали утраты и потертости ткани, на последнем этапе восстановили рисунок тиснения. Заключительный этап работы заключался в реконструкции футляра. Он был утрачен, но мы постарались воссоздать его по имеющимся образцам. В итоге издание вновь вернулось в свою библиотеку в обновленном виде и будет радовать своих владельцев.

Книга вышла в типографии Голике и Вильборга, издатели в свое время сотрудничали с художниками «Мир искусства». Это объединение создавалось Бенуа и Дягилевым еще в 1890-х годах и представляло собой самое популярное течение в искусстве конца 19 столетия. Речь идет об эпохе модерна с изящными линиями, театральностью и обилием декоративных мотивов. Эти черты прослеживаются и в издании «Горе от ума».

Над созданием иллюстраций к книге трудился замечательный художник и педагог Дмитрий Николаевич Кардовский. Будучи выходцем из «глубинки» (художник родился в небольшой деревне Владимирской губернии),он  сумел пронести через свое творчество трепетное внимание к крестьянскому быту и русской природе. Но прежде чем стать известным преподавателем и воспитать не одну плеяду талантливых художников, Кордовский сам прошел через мастерские признанных мэтров. Так, он был учеником И. Е. Репина и П. П. Чистякова, прошел хорошую школу академического рисунка и реалистической живописи, пополнил свои знания в мастерской профессора Ашбэ в Мюнхене вместе с И. Грабарем, что позволило ему обобщить лучший опыт преподавания русской и европейской школ рисунка.

Именно в графике Кардовский достиг самых больших успехов. В первую очередь в книжной иллюстрации. Способность проникнуть во внутреннюю атмосферу литературных произведений, постичь характеры действующих лиц и образно передать это в рисунках, сделали его иллюстрации превосходными и во многих случаях непревзойденными по своему духу. Он добивался особой образной убедительности с помощью точного штриха и тонального пятна и предпочитал смешанные техники, нередко обращаясь и к «чистому» свинцовому карандашу, акварели или темпере.

Впитав острую ритмику модерна, творчество художника стало одним из существенных связующих звеньев между стилистикой «серебряного века» и постреволюционным традиционализмом. После закрытия Академии художеств он продолжал преподавать в московском Вхутемасе и делал акварельные циклы на исторические сюжеты и события новой для него советской действительности.

Графика к бессмертной комедии А. С. Грибоедова является признанной вершиной творчества Кордовского, а издание 1917 года наилучшим образом представляет развитие искусства книжной иллюстрации эпохи модерна.

Вашим книгам и фото нужна помощь? Приглашаем Вас в нашу мастерскую!

Подписывайтесь на нас в: 👉 Instagram 👉 YouTube 👉 Facebook 👉 Telegram

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц