Автор этих строк, ныне полковник медицинской службы в отставке
В. В. Щедролосев, служил фельдшером с 1949 по 1953 год на крейсере «Аврора», которым тогда командовал капитан 1 ранга Ф. М. Яковлев. Часто вечерами в его салоне они вели беседы о прошедшей войне, во время которых Ф. М. Яковлев много раз возвращался к вопросу герои-ческой обороны Ленинграда и роли Кронштадта и кораблей Красно-знаменного Балтийского флота (КБФ) в этой борьбе.
Сам Ф. М. Яковлев в период войны был военным комендантом Кронш-тадта. По записям тех лет автор посчитал возможным опублико-вать часть бесед с Федором Михайловичем о мало известных чита-телям событиях. В своей работе автор также использовал воспоми-нания старшины 2-й статьи, командира отделения сигнальщиков линкора «Октябрьская революция» Е. В. Савельева и выступления бывшего командующего КБФ адмирала В. Ф. Трибуца на собраниях ветеранов Ленинградской Военно-морской базы.
В 23 ч 37 мин 21 июня 1941 года была введена готовность №1. Балтий-ский флот изготовился к отражению нападения кораблей и авиации про-тивника.
В начале четвертого часа 22 июня, при чудесной видимости на предель-ной дальности несколько наблюдательных постов доложили об обнару-жении группы вражеских самолетов. 12 юнкерсов на бреющем полете
шли на Кронштадт со стороны северного берега. В крепости сыграли воздушную тревогу. С фортов Обручев, Первомайский и линкора «Марат» зенитные батареи открыли заградительный огонь. Фашистские самолеты перед завесой разрывов отвернули с курса на запад, но сбросили на пара-шютах мины на Красногорский фарватер. Повторный налет в этот день был отбит зенитчиками береговой обороны. Противника к городу не допу-стили и даже сбили два самолета противника.
Стало очевидным, что Кронштадту суждено сыграть роль огненного щита Ленинграда. Командование КБФ приступило к усилению Кронштадтского укрепрайона, который разделили на три сектора (самостоятельных участ-ка) береговой обороны — Кронштадтский, Ижорский и Лужский. Каждый из них усилили стационарными и передвижными железнодорожными
артиллерийскими батареями и бронепоездами. Для этого использовали орудия, находящиеся на складах в Кронштадте, предназначенные для строящихся кораблей. Кроме того, на артскладах флота имелось много артиллерийских установок, демонтированных со списанных и модерни-зируемых кораблей.
На укрепление сухопутной обороны, по согласованию с командованием Ленинградского военного округа (ЛенВО), на сухопутный фронт отпра-вили девять130-мм орудий с крейсера «Аврора».
В самом Кронштадте строились укрепления, рылись щели и траншеи, обу-страивались позиции зенитных и береговых батарей. На Бычьем поле си-лами горожан сооружался аэродром, на котором потом базировался 71-й истребительный авиаполк КБФ.
С первых дней войны все взрослое население города проходило всеобщее военное обучение. В районном комитете ВЛКСМ организовали для деву-шек курсы сандружинниц, курсы телефонисток, телеграфисток и ради-стов. На Кронштадтском Морском заводе (КМЗ) шло переоборудование принятых от гражданских ведомств судов в боевые корабли — на них устанавливались артиллерия и пулеметы, стеллажи для глубинных бомб
и кранцы первых выстрелов, будущие тральщики оснащались тральным оборудованием. Одновременно шло обучение гражданских моряков военному делу. От стенки КМЗ ушло в соединения флота много судов, которые стали канонерскими лодками, тральщиками, сторожевыми кораблями и вспомогательными судами, сыгравшими немаловажную роль в героической обороне Ленинграда, в боях на Ладоге, в Финском заливе и на акватории Невы.
Буквально с первых дней войны КМЗ приступил к ремонту поврежденных в боях кораблей. Уже 27 июня в док завода ввели крейсер «Максим Горь-кий» с оторванным носом, а 2 июля пришел эсминец «Карл Маркс» с раз-рушенной кормой.
В конце августа Балтийскому флоту пришлось оставить Таллин. Около
140 советских кораблей и судов прорвались из Балтийского моря в Крон-штадт. В ходе этой операции погибло около 5 тыс. моряков, затонуло 34 транспорта и 16 боевых кораблей и катеров. Несмотря на эти огромные потери, Таллинский переход был одной из героических страниц в истории КБФ. Участник этих событий писатель В. Вишневский в своем дневнике писал: «История запишет прорыв Балтийского флота в ряды славней-ших дел».
Балтийский флот, несмотря на большие потери, сумел сохранить боевое ядро. В Кронштадт возвратились боевые корабли и более 18 тыс. закален-ных в боях краснофлотцев, старшин и командиров, сыгравших большую роль в укреплении наших боевых рубежей в сентябрьских боях за Ленин-град.
А противник рвался к городу. Уже 31 августа 1941 года передовые немец-кие части вышли к побережью Финского залива на дальность выстрела тяжелых орудий форта Красная Горка. 311-я батарея старшего лейтенанта В. К. Мустафаева первой открыла огонь и поддержала наши части в боях за Капорье.
Противник понимал, что Ораниенбаумский плацдарм имеет большое стратегическое значение в борьбе за Ленинград, поэтому устремился
на позиции наших войск, пытаясь сходу овладеть плацдармом и фортами.
На Ораниенбаумском плацдарме сражались лучшие силы Балтийского флота, моряки входили в состав почти всех частей сражающейся 8-й Армии. Из корабельного состава и учебных заведений ВМФ было сфор-мировано семь бригад морской пехоты, полк, семь батальонов, несколько отрядов и маршевых батальонов, входивших в состав 8-й Армии.
В эти дни капитана 1 ранга Ф. М. Яковлева направили на должность коман-дира флотского экипажа, и он дни и ночи занимался формированием сухопутных частей флота.
Заявлений с просьбой послать на сухопутный фронт от краснофлотцев, старшин и командиров корабельного состава поступало много, и следо-вало в каждом конкретном случае разобраться, чтобы не ослабить боевую мощь флота.
Федор Михайлович вспоминал:
Как только прибыла в Кронштадт обескровленная в боях за Таллин
1-я бригада морской пехоты, мы сразу же приступили к ее перефор-мированию и пополнению ее рядов личным составом. Еще не завер-шив полностью переформирование, бригада вступила в бой под Крас-ным Селом. В течение трех суток она вела упорные бои с наседав-шим, превосходящим по численности противником. Моряки потеряли в боях более 70% личного состава, но не отступили ни на шаг, усеяв поле боя сотнями трупов немецких захватчиков.
Из состава Медицинского училища ВМФ, дислоцированного в Кронштад-те, и приданных подразделений народного ополчения была сформирова-на 6-я бригада морской пехоты. Когда противник прорвался из района Ропши к Стрельне и попытался захватить Петергофское шоссе для насту-пления на Ленинград, навстречу выдвинули эту бригаду, которая остано-вила его продвижение.
Впоследствии 6-я бригада сражалась под Волховом и участвовала в боях под Войбокаловым. Из корабельного состава были сформированы 2-я
и 7-я бригады морской пехоты: 2-я сражалась на Ораниенбаумском участ-ке фронта, а 7-я выдвинулась в район Московской Славянки и остановила наступление противника из района Павловска на Колпино. Затем бригаду усилили и преобразовали в дивизию.
Федор Михайлович рассказывал, что для формирования сухопутных час-тей для обороны Ленинграда Балтийский флот через Флотский экипаж выделил 83 746 человек. Больше всего неприятностей противнику, рвуще-муся в Ленинград, доставляла флотская береговая артиллерия фортов
с Красной Горки, Кронштадта и Ржевского полигона ВМФ. Ее стрельба отличалась большой меткостью и результативностью. Стабилизации поло-жения на ряде участков Ленинградского фронта способствовала огневая мощь корабельной артиллерии с Кронштадта и акватории Невы.
Когда возникла угроза развития успеха немецких войск в районе Стрель-на–Петродворец, на Петергофский рейд вышел линкор «Октябрьская Ре-волюция» и огнем главного калибра прямой наводкой нанес противнику существенный урон. Старшина сигнальщиков линкора старшина 2-й ста-тьи Е. В. Савельев рассказывал:
С мостика линкора с помощью дальномеров увидели, что немцы пред-приняли психическую атаку на наши позиции, впереди немецких ше-ренг шел духовой оркестр. Один из первых снарядов угодил в центр оркестрантов, фашисты побежали с поля боя в обратном направле-нии. Благодаря помощи линкора, наши части несколько улучшили свои позиции в районе Петергофа. 21 сентября, во время стрельбы по про-тивнику главным калибром, на линкор произвели налет 30 самолетов Ю-88. Части самолетов удалось прорваться через заградительный огонь и сбросить около корабля 19 бомб крупного калибра, три из них попали в носовую часть корабля, пробили верхнюю палубу и взорвались на средней палубе. Настил верхней палубы был оторван от бортов
и вместе со шпилями завернулся на полубак. Начался пожар от замы-кания электропроводки.
Ликвидацией последствий взрыва бомб непосредственно руководил старший помощник командира капитан 2 ранга Н. А. Петрищев. Лин-кор перешел с Петергофского рейда на малый Кронштадтский рейд, где в течение дня подвергся еще пяти налетам вражеской авиации. Всего было сброшено на корабль 145 авиабомб, 2 из них весом 250 кг взорвались на крыше третьей башни. Зенитчики вели интенсивный огонь и сбили несколько самолетов. 27 сентября на линкор было совер-шено 19 налетов. Самолеты с большой высоты выходили в пике и с вы-соты 500 м сбрасывали 250–500-кг бомбы. Зенитчики вели интенсив-ный огонь, не позволяя самолетам точно сбросить бомбы. В этих боях от осколков авиабомб и пуль с самолетов погибло 26 зенитчиков. Корабль устоял в этом бою.
Командование Балтийским флотом было обеспокоено незащищенностью правого берега реки Нева от Морозовки до Новосаратовки и приняло ре-шение снять с линкоров противоминную артиллерию, укрепив ею оборо-ну правого берега.
Противник, со своей стороны, попытался создать плацдарм на правом берегу Невы. Он сконцентрировал силы и плавсредства и предпринял попытку форсировать реку, но был встречен сильным огнем 120-мм орудий и пулеметов. Потеряв значительное количество переправочных средств и десантников, враг больше не предпринимал попыток форси-ровать Неву.
Противник всеми силами пытался уничтожить флотские батареи и кораб-ли невской группы, по ним было выпущено несколько тысяч снарядов
и мин и сброшено с самолетов тысячи бомб, но батареи стояли, как испо-лины, всю войну и внесли свой весомый вклад в боях за Ленинград.
В критический момент битвы за Ленинград военным комендантом Крон-штадта был назначен капитан 1 ранга Ф. М. Яковлев. Это назначение
не было случайным. Командование КБФ знало Яковлева как исполнитель-ного командира, мужественного моряка и бесстрашного воина. В тяже-лейшее время Кронштадту требовался мужественный и стойкий комен-дант.
Первый массированный налет на Кронштадт враг совершил 19 сентября 1941 года. 15 немецких самолетов из общего числа участвовавших в на-лете прорвались в город и сбросили около 60 авиабомб в среднюю гавань, на Морской завод и Морской госпиталь.
Налет вызвал разрушения и по-жары на заводе, было разрушено целое крыло госпиталя. Погибли ране-ные и часть медперсонала. Комендант немедленно прибыл на поврежден-ные объекты и распорядился об эвакуации раненых.
В тот же день группа немецких самолетов совершила налет на крейсер «Аврора», две его 45-мм зенитные пушки не могли отразить этот налет,
в корабль попало несколько бомб, и он сел на грунт в военном порту го-рода Ораниенбаума (Ломоносова), погрузившись по верхнюю палубу.
21 сентября к Кронштадту прорвалось более 180 самолетов, в течение более шести часов они волнами бомбили город. Группами по 30–40 само-летов Ju-87 и Ju-88 немцы устраивали «карусель» над городом и поочеред-но с включенными специальными сиренами ложились в пике и сбрасыва-ли бомбы на корабли, стоящие у стенки внутренней гавани и у морского завода. На рейде от прямого попадания и взрыва крупной бомбы затонули эсминец «Стерегущий» и сторожевик «Вихрь». Более 300 бомб было сбро-шено на линкор «Октябрьская Революция», стрелявший главным калиб-ром по противнику в районе Петродворца. Сильно пострадали здания
и мастерские морского завода, погибли 50 рабочих. Три большие бомбы попали в терапевтическое отделение госпиталя, погибли 40 лежачих боль-ных и 13 человек медперсонала, 58 человек получили ранения разной тяжести.
Ф. М. Яковлев устремился на помощь Морскому госпиталю. Именно там больше всего в это время были необходимы его железная воля, личная самоотверженность и организационные способности. Федор Михайлович помог командованию госпиталя наладить эвакуацию раненых, организо-вал борьбу с пожаром, грозившим всему госпитальному комплексу. Была организована работа по извлечению убитых из руин здания и их захоро-нению. Личное участие коменданта с комендантской командой в ликвида-ции последствий бомбардировки и его распорядительность помогли лич-ному составу госпиталя мобилизовать свои силы и быстро включиться
в оказание медицинской помощи многочисленным раненым. Потоку ране-ных, казалось, не будет конца.
22 сентября немецкая авиация предприняла новый массовый налет на Кронштадт, с рассвета до темноты группы немецких самолетов кружили над городом, сменяя друг друга, и бомбили корабли и береговые объекты. Получили повреждения эсминцы «Сильный» и «Грозящий», опять постра-дал КМЗ.
В этот день на улицах города разорвались первые 210-мм снаряды немец-кой артиллерии из района Стрельна–Петергоф.
Самым же жестоким оказался налет немецкой авиации 23 сентября. 272 самолета волнами бомбили крепость, они заходили с разных направлений и сбрасывали бомбы на улицы, на здания и сооружения, на порт с кораб-лями, на Морской завод и флотский арсенал, а больше всего на кронштад-тские форты и большие корабли. Две бомбы попали в корму крейсера «Киров». Линкор «Октябрьская Революция» в течение шести часов отра-жал налет вражеской авиации, одновременно ведя огонь главным калиб-ром по вражеским позициям на южном берегу финского залива.
Линкор «Марат» стоял на ремонте у Морского завода. В результате попа-дания бомбы крупного калибра произошли детонация боезапаса в носо-вых погребах и отрыв значительной носовой части корабля. Взрыв на лин-коре потряс весь Кронштадт, огромный столб пламени и дыма поднялся
в небо. Комендант города устремился на территорию Морского завода, где стоял «Марат».
Его взору предстала жуткая картина. Там, где должна находиться носовая часть корабля, зияла огромная дыра, полубака с носовой башней не было. Носовая надстройка с ходовым мостиком были деформированы. От взры-ва погибло более 300 краснофлотцев, старшин и командиров и рабочих завода, занятых на корабле ремонтом. Погибли командир линкора капи-тан 2 ранга П. К. Иванов и комиссар С. И. Чернышенко. Многие моряки по-лучили ранения. На корабле от короткого замыкания электрокабелей воз-ник пожар. Аварийными мероприятиями и борьбой с пожарами занима-лись корабельные аварийные партии, пожары в заводских цехах тушила городская пожарная команда.
Организация помощи кораблю и заводу легла на плечи Федора Михайло-вича. Прежде всего, он дал распоряжение всем командирам частей выс-лать на завод весь наличный транспорт, медработников для эвакуации раненых, в лазаретах частей развернуть дополнительно максимальное количество коек и организовать прием раненых и оказывать им меди-цинскую помощь.
Одной из серьезных проблем стал выход из строя городского водопрово-да. Ф. М. Яковлев распорядился собрать всех сантехников из частей гарни-зона, и они приступили к восстановлению водопровода.
По своему устройству кронштадтский водопровод запасов воды не имел, ее качали прямо из водозабора в Невской губе. В течение нескольких дней бригада Водоканала и сводное подразделение сантехников восста-новили водопровод.
Массированные воздушные налеты и артобстрелы Кронштадта продолжа-лись до конца сентября, и каждый раз после налетов требовалось срочно восстанавливать городские коммуникации, ликвидировать пожары, ока-зывать помощь людям.
Командование ВМФ СССР в этих сложных условиях нашло возможным помочь Кронштадту, направив в крепость истребительный полк ПВО
и полк зенитной артиллерии. Первый же налет вражеских самолетов, после усиления средств ПВО, был успешно отражен. Морские летчики сбили несколько самолетов.
Приближалась зима, и оборона острова в зимних условиях требовала дополнительных сил и средств. Как только мороз сковал водную гладь
в Невской губе, немцы предприняли попытку минировать фарватер,
доставляя мины на санках, попытались перебрасывать диверсантов
и разведывательные группы по льду в Кронштадт.
Оборона крепости, ставшей доступной для пехоты противника после образования льда, оказалась сложной задачей, поскольку стрелковых частей в городе фактически не было. Все флотские добровольцы и народ-ное ополчение были отправлены на оборону Ленинграда.
Для сухопутной обороны комендатура Кронштадта начала формировать подразделения из числа бойцов, прибывших с оставленных островов
в Финском заливе, и, частично, из моряков и пограничников, эвакуиро-ванных с Ханко.
По периметру острова расположили девять артиллерийских и десять зенитных батарей и 250 пулеметных точек, а на льду установили прово-лочное заграждение в три ряда, подходы к острову Котлин минировались. Вокруг острова установили более 500 фугасов, управляемых с берега. Впереди фугасов и проволочного ограждения располагалось боевое охра-нение, усиленное 64 подвижными артиллерийскими и 47 пулеметными точками. Для того чтобы это все создать, требовалось вморозить в лед
тысячи столбов, а лес в Кронштадте не растет, его надо было заготовить
в районе Лисьего Носа и доставить на место. Для устройства проволоч-ного заграждения требовались сотни километров колючей проволоки, которая у флота отсутствовала, поскольку находилась на снабжении
в армии.
Работы проводились только ночью, без освещения, под пронизывающим ветром, в лютый мороз. Наконец, следовало организовать связь коменда-туры с боевым охранением и огневыми точками.
Береговая оборона крепости не была застывшей системой. День и ночь работали люди, днем производили заготовку необходимых материалов
за валом крепостной стены, а ночью выходили для работы на льду. Вся эта работа требовала постоянной проверки и квалифицированного внимания со стороны комендатуры, технического отдела и отдела вооружения.
Немаловажной проблемой в то же время стало большое скопление людей, прибывших из Таллина, с Ханко и многих островов. Достаточных запасов продовольствия в Кронштадте не хватало, и по решению командования КБФ комендатура приступила к эвакуации гражданского населения в Ле-нинград, через Лисий Нос, переправив за осенне-зимний период свыше 30 тыс. человек.
Лютая зима прошла в тяжелых боях. На город было совершено около 900 налетов вражеской авиации, которая сбросила более 11 тыс. бомб. Врагу удалось разрушить городскую электростанцию. Продолжался обстрел крепости крупнокалиберной артиллерией противника.
С особой теплотой Федор Михайлович рассказывал о работе прослав-ленного Морского госпиталя (впоследствии награжденного высшей на-градой Родины — орденом Ленина). Во время войны в нем прошло лече-ние почти 39 тыс. раненых и больных, около 70% из них удалось возвра-тить в строй. В городе, несмотря ни на что, действовали бани с пунктами дезинфекции и прачечные, работали библиотека и Дом флота, где шли кинокартины и спектакли. Кронштадт жил, боролся с противником и го-товился к навигации 1942 года.
Немецкое командование планировало за зимний период, пока корабли скованы льдом, с помощью авиации и тяжелой артиллерии уничтожить Балтийский флот...
© В. В. Щедролосев
Перед Вами фрагмент статьи из сборника "Гангут" №66/2011
Ещё больше интересной информации и сами книги у нас в группе https://vk.com/ipkgangut
Друзья, если статья вам понравилась - поддержите нас лайком и/или репостом, напишите комментарий. Наш канал - молодой, нам очень важно ваше мнение и поддержка!