Найти в Дзене
Издательство "Гангут"

Кронштадт в огне...

Якорная площадь в Кронштадте с вырытыми на ней деревянно-земляными укрытиями.  1941 год
Якорная площадь в Кронштадте с вырытыми на ней деревянно-земляными укрытиями. 1941 год
Автор этих строк, ныне полковник медицинской службы в отставке
В. В. Щедролосев, служил фельдшером с 1949 по 1953 год на крейсере «Аврора», которым тогда командовал капитан 1 ранга Ф. М. Яковлев. Часто вечерами в его салоне они вели беседы о прошедшей войне, во время которых Ф. М. Яковлев много раз возвращался к вопросу герои-ческой обороны Ленинграда и роли Кронштадта и кораблей Красно-знаменного Балтийского флота (КБФ) в этой борьбе.
Сам Ф. М. Яковлев в период войны был военным комендантом Кронш-тадта. По записям тех лет автор посчитал возможным опублико-вать часть бесед с Федором Михайловичем о мало известных чита-телям событиях. В своей работе автор также использовал воспоми-нания старшины 2-й статьи, командира отделения сигнальщиков линкора «Октябрьская революция» Е. В. Савельева и выступления бывшего командующего КБФ адмирала В. Ф. Трибуца на собраниях ветеранов Ленинградской Военно-морской базы.


В 23 ч 37 мин
21 июня 1941 года была введена готовность №1. Балтий-ский флот изготовился к отражению нападения кораблей и авиации про-тивника.
В начале четвертого часа
22 июня, при чудесной видимости на предель-ной дальности несколько наблюдательных постов доложили об обнару-жении группы вражеских самолетов. 12 юнкерсов на бреющем полете
шли на Кронштадт со стороны северного берега. В крепости сыграли воздушную тревогу. С фортов Обручев, Первомайский и линкора «Марат» зенитные батареи открыли заградительный огонь. Фашистские самолеты перед завесой разрывов отвернули с курса на запад, но сбросили на пара-шютах мины на Красногорский фарватер. Повторный налет в этот день был отбит зенитчиками береговой обороны. Противника к городу не допу-стили и даже сбили два самолета противника.
Стало очевидным, что Кронштадту суждено сыграть роль огненного щита Ленинграда. Командование КБФ приступило к усилению Кронштадтского укрепрайона, который разделили на три сектора (самостоятельных участ-ка) береговой обороны — Кронштадтский, Ижорский и Лужский. Каждый из них усилили стационарными и передвижными железнодорожными
артиллерийскими батареями и бронепоездами. Для этого использовали орудия, находящиеся на складах в Кронштадте, предназначенные для строящихся кораблей. Кроме того, на артскладах флота имелось много артиллерийских установок, демонтированных со списанных и модерни-зируемых кораблей.

На укрепление сухопутной обороны, по согласованию с командованием Ленинградского военного округа (ЛенВО), на сухопутный фронт отпра-вили девять130-мм орудий с крейсера «Аврора».
В самом Кронштадте строились укрепления, рылись щели и траншеи, обу-страивались позиции зенитных и береговых батарей. На Бычьем поле си-лами горожан сооружался аэродром, на котором потом базировался 71-й истребительный авиаполк КБФ.
С первых дней войны все взрослое население города проходило всеобщее военное обучение. В районном комитете ВЛКСМ организовали для деву-шек курсы сандружинниц, курсы телефонисток, телеграфисток и ради-стов. На Кронштадтском Морском заводе (КМЗ) шло переоборудование принятых от гражданских ведомств судов в боевые корабли — на них устанавливались артиллерия и пулеметы, стеллажи для глубинных бомб
и кранцы первых выстрелов, будущие тральщики оснащались тральным оборудованием. Одновременно шло обучение гражданских моряков военному делу. От стенки КМЗ ушло в соединения флота много судов, которые стали канонерскими лодками, тральщиками, сторожевыми кораблями и вспомогательными судами, сыгравшими немаловажную роль в героической обороне Ленинграда, в боях на Ладоге, в Финском заливе и на акватории Невы.
Буквально с первых дней войны КМЗ приступил к ремонту поврежденных в боях кораблей. Уже
27 июня в док завода ввели крейсер «Максим Горь-кий» с оторванным носом, а 2 июля пришел эсминец «Карл Маркс» с раз-рушенной кормой.

Истребители И-16 на аэродроме Бычье Поле в Кронштадте. Август 1942 года
Истребители И-16 на аэродроме Бычье Поле в Кронштадте. Август 1942 года

В конце августа Балтийскому флоту пришлось оставить Таллин. Около
140 советских кораблей и судов прорвались из Балтийского моря в Крон-штадт. В ходе этой операции погибло около 5 тыс. моряков, затонуло 34 транспорта и 16 боевых кораблей и катеров. Несмотря на эти огромные потери, Таллинский переход был одной из героических страниц в истории КБФ. Участник этих событий писатель В. Вишневский в своем дневнике писал:
«История запишет прорыв Балтийского флота в ряды славней-ших дел».
Балтийский флот, несмотря на большие потери, сумел сохранить боевое ядро. В Кронштадт возвратились боевые корабли и более 18 тыс. закален-ных в боях краснофлотцев, старшин и командиров, сыгравших большую роль в укреплении наших боевых рубежей в сентябрьских боях за Ленин-град.
А противник рвался к городу. Уже
31 августа 1941 года передовые немец-кие части вышли к побережью Фин­ского залива на дальность выстрела тяжелых орудий форта Красная Горка. 311-я батарея старшего лейтенанта В. К. Мустафаева первой открыла огонь и поддержала наши части в боях за Капорье.
Противник понимал, что Ораниенбаумский плацдарм имеет большое стратегическое значение в борьбе за Ленинград, поэтому устремился
на позиции наших войск, пытаясь сходу овладеть плацдармом и фортами.

На Ораниенбаумском плацдарме сражались лучшие силы Балтийского флота, моряки входили в состав почти всех частей сражающейся 8-й Армии. Из корабельного состава и учебных заведений ВМФ было сфор-мировано семь бригад морской пехоты, полк, семь батальонов, несколько отрядов и маршевых батальонов, входивших в состав 8-й Армии.
В эти дни капитана 1 ранга Ф. М. Яковлева направили на должность коман-дира флотского экипажа, и он дни и ночи занимался формированием сухопутных частей флота.
Заявлений с просьбой послать на сухопутный фронт от краснофлотцев, старшин и командиров корабельного состава поступало много, и следо-вало в каждом конкретном случае разобраться, чтобы не ослабить боевую мощь флота.
Федор Михайлович вспоминал:

Как только прибыла в Кронштадт обескровленная в боях за Таллин
1-я бригада морской пехоты, мы сразу же приступили к ее перефор-мированию и пополнению ее рядов личным составом. Еще не завер-шив полностью переформирование, бригада вступила в бой под Крас-ным Селом. В течение трех суток она вела упорные бои с наседав-шим, превосходящим по численности противником. Моряки потеряли в боях более 70% личного состава, но не отступили ни на шаг, усеяв поле боя сотнями трупов немецких захватчиков.

Немецкая аэрофотосъемка, выполненная во время одного из сентябрьских налетов 
1941 года авиации противника на гавани Кронштадта
Немецкая аэрофотосъемка, выполненная во время одного из сентябрьских налетов 1941 года авиации противника на гавани Кронштадта

Из состава Медицинского училища ВМФ, дислоцированного в Кронштад-те, и приданных подразделений народного ополчения была сформирова-на 6-я бригада морской пехоты. Когда противник прорвался из района Ропши к Стрельне и попытался захватить Петергофское шоссе для насту-пления на Ленинград, навстречу выдвинули эту бригаду, которая остано-вила его продвижение.
Впоследствии 6-я бригада сражалась под Волховом и участвовала в боях под Войбокаловым. Из корабельного состава были сформированы 2-я
и 7-я бригады морской пехоты: 2-я сражалась на Ораниенбаумском участ-ке фронта, а 7-я выдвинулась в район Московской Славянки и остановила наступление противника из района Павловска на Колпино. Затем бригаду усилили и преобразовали в дивизию.
Федор Михайлович рассказывал, что для формирования сухопутных час-тей для обороны Ленинграда Балтийский флот через Флотский экипаж выделил 83 746 человек. Больше всего неприятностей противнику, рвуще-муся в Ленинград, доставляла флотская береговая артиллерия фортов
с Красной Горки, Кронштадта и Ржевского полигона ВМФ. Ее стрельба отличалась большой метко­стью и результативностью. Стабилизации поло-жения на ряде участков Ленинградского фронта способствовала огневая мощь корабельной артиллерии с Кронштадта и акватории Невы.
Когда возникла угроза развития успеха немецких войск в районе Стрель-на–Петродворец, на Петергофский рейд вышел линкор «Октябрьская Ре-волюция» и огнем главного калибра прямой наводкой нанес противнику существенный урон. Старшина сигнальщиков линкора старшина 2-й ста-тьи Е. В. Савельев рассказывал:

С мостика линкора с помощью дальномеров увидели, что немцы пред-приняли психическую атаку на наши позиции, впереди немецких ше-ренг шел духовой оркестр. Один из первых снарядов угодил в центр оркестрантов, фашисты побежали с поля боя в обратном направле-нии. Благодаря помощи линкора, наши части несколько улучшили свои позиции в районе Петергофа. 21 сентября, во время стрельбы по про-тивнику главным калибром, на линкор произвели налет 30 самолетов Ю-88. Части самолетов удалось прорваться через заградительный огонь и сбросить около корабля 19 бомб крупного калибра, три из них попали в носовую часть корабля, пробили верхнюю палубу и взорвались на средней палубе. Настил верхней палубы был оторван от бортов
и вместе со шпилями завернулся на полубак. Начался пожар от замы-кания электропроводки.

Ликвидацией последствий взрыва бомб непосредственно руководил старший помощник командира капитан 2 ранга Н. А. Петрищев. Лин-кор перешел с Петергофского рейда на малый Кронштадтский рейд, где в течение дня подвергся еще пяти налетам вражеской авиации. Всего было сброшено на корабль 145 авиабомб, 2 из них весом 250 кг взорвались на крыше третьей башни. Зенитчики вели интенсивный огонь и сбили несколько самолетов. 27 сентября на линкор было совер-шено 19 налетов. Самолеты с большой высоты выходили в пике и с вы-соты 500 м сбрасывали 250–500-кг бомбы. Зенитчики вели интенсив-ный огонь, не позволяя самолетам точно сбросить бомбы. В этих боях от осколков авиабомб и пуль с самолетов погибло 26 зенитчиков. Корабль устоял в этом бою.

Командование Балтийским флотом было обеспокоено незащищенностью правого берега реки Нева от Морозовки до Новосаратовки и приняло ре-шение снять с линкоров противоминную артиллерию, укрепив ею оборо-ну правого берега.
Противник, со своей стороны, попытался создать плацдарм на правом берегу Невы. Он сконцентрировал силы и плавсредства и предпринял попытку форсировать реку, но был встречен сильным огнем 120-мм орудий и пулеметов. Потеряв значительное количество переправочных средств и десантников, враг больше не предпринимал попыток форси-ровать Неву.
Противник всеми силами пытался уничтожить флотские батареи и кораб-ли невской группы, по ним было выпущено несколько тысяч снарядов
и мин и сброшено с самолетов тысячи бомб, но батареи стояли, как испо-лины, всю войну и внесли свой весомый вклад в боях за Ленинград.
В критический момент битвы за Ленинград военным комендантом Крон-штадта был назначен капитан 1 ранга Ф. М. Яковлев. Это назначение
не было случайным. Командование КБФ знало Яковлева как исполнитель-ного командира, мужественного моряка и бесстрашного воина. В тяже-лейшее время Кронштадту требовался мужественный и стойкий комен-дант.
Первый массированный налет на Кронштадт враг совершил
19 сентября 1941 года. 15 немецких самолетов из общего числа участвовавших в на-лете прорвались в город и сбросили около 60 авиабомб в среднюю гавань, на Морской завод и Морской госпиталь.

Налет вызвал разрушения и по-жары на заводе, было разрушено целое крыло госпиталя. Погибли ране-ные и часть медперсонала. Комендант немедленно прибыл на поврежден-ные объекты и распорядился об эвакуации раненых.
В тот же день группа немецких самолетов совершила налет на крейсер «Аврора», две его 45-мм зенитные пушки не могли отразить этот налет,
в корабль попало несколько бомб, и он сел на грунт в военном порту го-рода Ораниенбаума (Ломоносова), погрузившись по верхнюю палубу.
21 сентября к Кронштадту прорвалось более 180 самолетов, в течение более шести часов они волнами бомбили город. Группами по 30–40 само-летов Ju-87 и Ju-88 немцы устраивали «карусель» над городом и поочеред-но с включенными специальными сиренами ложились в пике и сбрасыва-ли бомбы на корабли, стоящие у стенки внутренней гавани и у морского завода. На рейде от прямого попадания и взрыва крупной бомбы затонули эсминец «Стерегущий» и сторожевик «Вихрь». Более 300 бомб было сбро-шено на линкор «Октябрьская Революция», стрелявший главным калиб-ром по противнику в районе Петродворца. Сильно пострадали здания
и мастерские морского завода, погибли 50 рабочих. Три большие бомбы попали в терапевтическое отделение госпиталя, погибли 40 лежачих боль-ных и 13 человек медперсонала, 58 человек получили ранения разной тяжести.

Разрушенное авиабомбой здание Морского госпиталя в Кронштадте. 1941 год
Разрушенное авиабомбой здание Морского госпиталя в Кронштадте. 1941 год

Ф. М. Яковлев устремился на помощь Морскому госпиталю. Именно там больше всего в это время были необходимы его железная воля, личная самоотверженность и организационные способности. Федор Михайлович помог командованию госпиталя наладить эвакуацию раненых, организо-вал борьбу с пожаром, грозившим всему госпитальному комплексу. Была организована работа по извлечению убитых из руин здания и их захоро-нению. Личное участие коменданта с комендантской командой в ликвида-ции последствий бомбардировки и его распорядительность помогли лич-ному составу госпиталя мобилизовать свои силы и быстро включиться
в оказание медицинской помощи многочисленным раненым. Потоку ране-ных, казалось, не будет конца.
22 сентября немецкая авиация предприняла новый массовый налет на Кронштадт, с рассвета до темноты группы немецких самолетов кружили над городом, сменяя друг друга, и бомбили корабли и береговые объекты. Получили повреждения эсминцы «Сильный» и «Грозящий», опять постра-дал КМЗ.
В этот день на улицах города разорвались первые 210-мм снаряды немец-кой артиллерии из района Стрельна–Петергоф.
Самым же жестоким оказался налет немецкой авиации
23 сентября. 272 самолета волнами бомбили крепость, они заходили с разных направлений и сбрасывали бомбы на улицы, на здания и сооружения, на порт с кораб-лями, на Морской завод и флотский арсенал, а больше всего на кронштад-тские форты и большие корабли. Две бомбы попали в корму крейсера «Киров». Линкор «Октябрьская Революция» в течение шести часов отра-жал налет враже­ской авиации, одновременно ведя огонь главным калиб-ром по вражеским позициям на южном берегу финского залива.

Линкор «Марат» стоял на ремонте у Морского завода. В результате попа-дания бомбы крупного калибра произошли детонация боезапаса в носо-вых погребах и отрыв значительной носовой части корабля. Взрыв на лин-коре потряс весь Кронштадт, огромный столб пламени и дыма поднялся
в небо. Комендант города устремился на территорию Морского завода, где стоял «Марат».
Его взору предстала жуткая картина. Там, где должна находиться носовая часть корабля, зияла огромная дыра, полубака с носовой башней не было. Носовая надстройка с ходовым мостиком были деформированы. От взры-ва погибло более 300 краснофлотцев, старшин и командиров и рабочих завода, занятых на корабле ремонтом. Погибли командир линкора капи-тан 2 ранга П. К. Иванов и комиссар С. И. Чернышенко. Многие моряки по-лучили ранения. На корабле от короткого замыкания электрокабелей воз-ник пожар. Аварийными мероприятиями и борьбой с пожарами занима-лись корабельные аварийные партии, пожары в завод­ских цехах тушила городская пожарная команда.
Организация помощи кораблю и заводу легла на плечи Федора Михайло-вича. Прежде всего, он дал распоряжение всем командирам частей выс-лать на завод весь наличный транспорт, медработников для эвакуации раненых, в лазаретах частей развернуть дополнительно максимальное количество коек и организовать прием раненых и оказывать им меди-цинскую помощь.

Один из боевых дозоров, оборудованных в окружавших Кронштадт льдах. 1941 год
Один из боевых дозоров, оборудованных в окружавших Кронштадт льдах. 1941 год

Одной из серьезных проблем стал выход из строя городского водопрово-да. Ф. М. Яковлев распорядился собрать всех сантехников из частей гарни-зона, и они приступили к восстановлению водопровода.
По своему устройству кронштадтский водопровод запасов воды не имел, ее качали прямо из водозабора в Невской губе. В течение нескольких дней бригада Водоканала и сводное подразделение сантехников восста-новили водопровод.
Массированные воздушные налеты и артобстрелы Кронштадта продолжа-лись до конца
сентября, и каждый раз после налетов требовалось срочно восстанавливать городские коммуникации, ликвидировать пожары, ока-зывать помощь людям.
Командование ВМФ СССР в этих сложных условиях нашло возможным помочь Кронштадту, направив в крепость истребительный полк ПВО
и полк зенитной артиллерии. Первый же налет вражеских самолетов, после усиления средств ПВО, был успешно отражен. Морские летчики сбили несколько самолетов.
Приближалась зима, и оборона острова в зимних условиях требовала дополнительных сил и средств. Как только мороз сковал водную гладь
в Невской губе, немцы предприняли попытку минировать фарватер,
доставляя мины на санках, попытались перебрасывать диверсантов
и разведывательные группы по льду в Кронштадт.
Оборона крепости, ставшей доступной для пехоты противника после образования льда, оказалась сложной задачей, поскольку стрелковых частей в горо­де фактически не было. Все флотские добровольцы и народ-ное ополчение были отправлены на оборону Ленинграда.
Для сухопутной обороны комендатура Кронштадта начала формировать подразделения из числа бойцов, прибывших с оставленных островов
в Финском заливе, и, частично, из моряков и пограничников, эвакуиро-ванных с Ханко.

По периметру острова расположили девять артиллерийских и десять зенитных батарей и 250 пулеметных точек, а на льду установили прово-лочное заграждение в три ряда, подходы к острову Котлин минировались. Вокруг острова установили более 500 фугасов, управляемых с берега. Впереди фугасов и проволочного ограждения располагалось боевое охра-нение, усиленное 64 подвижными артиллерийскими и 47 пулеметными точками. Для того чтобы это все создать, требовалось вморозить в лед
тысячи столбов, а лес в Кронштадте не растет, его надо было заготовить
в районе Лисьего Носа и доставить на место. Для устройства проволоч-ного заграждения требовались сотни километров колючей проволоки, которая у флота отсут­ствовала, поскольку находилась на снабжении
в армии.
Работы проводились только ночью, без освещения, под пронизывающим ветром, в лютый мороз. Наконец, следовало организовать связь коменда-туры с боевым охранением и огневыми точками.
Береговая оборона крепости не была застывшей системой. День и ночь работали люди, днем производили заготовку необходимых материалов
за валом крепостной стены, а ночью выходили для работы на льду. Вся эта работа требовала постоянной проверки и квалифицированного внимания со стороны комендатуры, технического отдела и отдела вооружения.

Журнал "Гангут №66"/2011 г.
Журнал "Гангут №66"/2011 г.

Немаловажной проблемой в то же время стало большое скопление людей, прибывших из Таллина, с Ханко и многих островов. Достаточных запасов продовольствия в Кронштадте не хватало, и по решению командования КБФ комендатура приступила к эвакуации граждан­ского населения в Ле-нинград, через Лисий Нос, переправив за осенне-зимний период свыше 30 тыс. человек.
Лютая зима прошла в тяжелых боях. На город было совершено около 900 налетов вражеской авиации, которая сбросила более 11 тыс. бомб. Врагу удалось разрушить городскую электростанцию. Продолжался обстрел крепости крупнокалиберной артиллерией противника.

С особой теплотой Федор Михайлович рассказывал о работе прослав-ленного Морского госпиталя (впоследствии награжденного высшей на-градой Родины — орденом Ленина). Во время войны в нем прошло лече-ние почти 39 тыс. раненых и больных, около 70% из них удалось возвра-тить в строй. В городе, несмотря ни на что, действовали бани с пунктами дезинфекции и прачечные, работали библиотека и Дом флота, где шли кинокартины и спектакли. Кронштадт жил, боролся с противником и го-товился к навигации
1942 года.
Немецкое командование планировало за зимний период, пока корабли скованы льдом, с помощью авиации и тяжелой артиллерии уничтожить Балтийский флот...


© В. В. Щедролосев
Перед Вами фрагмент статьи из сборника "Гангут" №66/2011
Ещё больше интересной информации и сами книги у нас в группе https://vk.com/ipkgangut

Друзья, если статья вам понравилась - поддержите нас лайком и/или репостом, напишите комментарий. Наш канал - молодой, нам очень важно ваше мнение и поддержка!