Когда наш курс разместился в военном лагере, который находился на тот момент где-то в Татарстане, как и положено, в военных частях, были приняты все меры для охраны территории и имущества. По лагерному сбору, так офицеры называли наше пребывание там, назначался дежурный из числа офицеров. В ротах была организована дневальная служба в количестве трех человек, одного дежурного и двух дневальных.
Еще в лагере были наряды по столовой, ночной дозор и караульная служба. Что касается столовой, то тут все и так понятно. Это и чистка картошки, и накрытие столов, потом их уборка, мытье посуды и так далее. В ночной дозор назначались пары курсантов, которые ходили всего по два часа, после чего менялись. Я тоже пару раз заступал в ночной дозор. Что же касается караула, то тут стоит рассказать все отдельно.
Караульная служба в курсантском лагере
В качестве караульного помещения была установлена палатка. В ней был стол, телефонная связь с постом и несколько кроватей. Самое неприятное время для нахождения в палатке было перед рассветом. Люди, которые ходят в походы и ночуют в палатках, должны знать об этом.
Дело в том, что земля испаряет влагу. В момент рассвета ее очень много и в палатке сначала становится очень холодно. Если выйти на улицу, то там будет даже теплее, чем в палатке. Я слышал о том, что кто-то из курсантов пытался даже укрываться вторым матрасом поверх своего одеяла. Но холодно в палатке очень недолго.
Минут через пятнадцать начинается жара. И скоро от влаги в палатке, начинается настоящая парилка. Тут матрас уже не помогает, приходится выходить на улицу и проветривать свое помещение.
Да, бывалые туристы скажут, что есть простое решение этой проблемы. Нужно застелить пол чем-то, что не пропустит влагу внутрь палатки. Тогда внутри ее не будет таких перепадов температур. Мы об этом не знали. Знали ли наши командиры или нет, мне не известно. Думаю, что может быть, не все, но знали. Почему ничего не сделали? Возможно, это было частью нашего обучения. Мы должны были на себе прочувствовать, каково это жить в полевых условиях и ночевать в палатке.
Охрана склада с отравляющими и взрывчатыми веществами
Да, в стороне от лагеря, основного места нашего расположения было устроено складское помещение. Оно находилось на окраине леса, немного ниже расположения лагеря. Это место было выбрано неслучайно. Наши бараки и прочие строения находились на возвышенной ровной поверхности. Ну, да, если предположить неожиданный пожар на посту или даже взрыв, то основная масса личного состава не должна пострадать от этого.
Склад представлял собой квадрат имеющих два забора из колючей проволоки по периметру. В центре был небольшой холм. Практически это была погребная яма. В возвышенной части была дверь, которая вела куда-то вглубь ямы. Между двумя заборами из колючки проходил маршрут часового. С двух сторон на расстоянии метров сорока начинался темный лес. С двух других сторон проходила дорога. Пост находился в низине, как я уже писал, поэтому за дорогой шел подъем, и лагерных построек не было видно.
На углу, что был ближе к дороге стоял деревянный грибок с телефоном, который был связан с караульным помещением, то есть с палаткой, о которой я уже рассказал. Погода в основном была солнечная, поэтому ходить днем по периметру охраняемое объекта было нормально, чего не скажешь о ночном времени.
Заступали мы в караул с холостыми патронами. Наверное, это было правильное решение наших командиров. Ведь мы, были первыми курсантами своего училища, первым набором. У нас не было старшекурсников, которые были лучше подготовлены, лучше обучены и заступали в караульную службу с боевыми патронами.
Иногда нападение на охраняемые посты осуществлялись ни с целью захвата охраняемых объектов и их содержания, а с целью захвата оружия, то есть автоматов. Они у нас были настоящие. Как, например, один раз во время разговора, мой внук удивился и спросил у меня:
- Дед, а у вас что, правда, были настоящие автоматы?
- А ты сам-то как думаешь? Мы же были курсантами военного училища, а не гражданского учебного заведения. Думаешь, нам выдавали игрушечные автоматы из "Детского мира"? Нет, все было по-взрослому, по-настоящему. У нас было все, что могло понадобиться на случай ведения боевых действий. В наших казармах, в размещениях наших рот, были специальные оружейные комнаты. Там хранились не только наши автоматы, но были и ящики с патронами, а так же и с гранатами. А как ты думал? Вот так!
Внук пожал плечами.
- Не думаешь же ты, что в армии и танки игрушечные, и пушки?
- Нет, - сказал внук, мои слова его убедили.
Днем ходить по периметру было не страшно, а даже интересно, читайте дальше. Ночью было немного жутковато, но об этом расскажу отдельно. Два часа пролетало незаметно. Погода в основном была солнечной. Но, бывали и дождливые дни. Тогда можно было спрятаться под грибок. Но, не смотря на это все равно нужно было хотя бы раз в пятнадцать минут совершать обход хранилища.
Приближение к посту посторонних лиц
Однажды, во время моего дежурства и нахождения на посту, с левой стороны ехала черная Волга, ГАЗ-24. Она остановилась прямо напротив моего поста. От угла с грибком до дороги было самое короткое расстояние, всего каких-то метров тридцать. Из Волги вышел человек и направился прямо ко мне.
Были ли в машине еще люди, мне не было видно. Возможно, стекла автомобиля были тонированными, по крайней мере, они блестели и отражали свет. Внутри никого не было видно. До ближайшего селения от нас было восемь километров. Откуда и куда следовали эти люди, я, естественно, не знал. Возможно, они искали наш лагерь. Может быть, это были тоже военные или даже проверяющая служба. Времени на принятие решений было немного. Разговаривать часовому с посторонними лицами запрещено. Он должен действовать согласно требованию статей Устава Гарнизонной и Караульной Службы.
-Стой! - крикнул я идущему ко мне мужчине. - Назад! Стрелять буду!
Мои слова не остановили мужчину, он продолжил движение ко мне. Нам было сказано, что мы должны быть бдительными, но не трогать тех, кто находится на дороге или дальше нее. Но, если человек сходил с нее со стороны поста, то оказывался на охраняемой часовым зоне. Часовой в этом случае должен предпринимать меры по охране поста и своей жизни.
- Я только хотел спросить, - сказал мне мужчина и продолжал подходить ближе.
- Стой! - крикнул я и снял автомат со своего плеча, а заодно и с предохранителя. После этого передернул затвор и направил ствол автомата в сторону идущего в мою сторону мужчины. - Стрелять буду!
- Все, все, ухожу - сказал мужчина, развернулся и направился обратно к автомобилю.
Если бы мужчина продолжил свое движение, то я бы выстрелил вверх, после чего начал бы звонить по телефону на пост и говорить в него: "Караул в ружье, нападение на пост!" Как развивались бы события дальше, я не знаю, но все обошлось без происшествий. Мужчина сел в машину, захлопнул за собой дверцу. После этого машина поехала дальше. Я знал, что буквально через 50 метров находившиеся внутри Волги должны были увидеть строения лагеря, так как дорога уходила вверх и поворачивала в нашу сторону.
После того, как машина скрылась из виду, я поставил автомат на предохранитель и снова повесил его на свое правое плечо. Потом я подошел к грибку, снял трубку телефона. Мне ответил Анатолий Павлов, который был старшим из числа курсантов назначенных в караул на тот день.
- В лагерь проследовала черная Волга, - доложил я по телефону. - Человек выходил из машины и приближался к охраняемому посту, мне пришлось предупредить, что я буду стрелять.
- Машину вижу, - сказал Толя, - помощь нужна?
- Нет, все нормально. Продолжаю несение караульной службы! - доложил я.
- Хорошо, продолжай!
Что было дальше с этой машиной, куда она все же ехала и так далее, я не знаю. Разговоров о ней больше не было. Услышали бы ребята выстрел или нет, не знаю. Днем в лагере постоянно работал репродуктор, играла музыка, одиночного выстрела из холостого патрона могли и не услышать. Конечно, в случае попытки захвата оружия, вряд ли я бы успел предпринять какие-либо серьезные меры, но просто так взять часового было бы не так просто. Звонок на пост, это подкрепление, правда, тоже небольшой группы из числа курсантов вооруженных автоматами с холостыми патронами. Часовой же находился за ограждением из колючей проволоки. Действовал я по инструкциям.
Несение караульной службы в ночное время
Ночи здесь были очень темными. Объект освещал всего один фонарь. Да, и тот светил так, чтобы было видно, где тебе идти и куда наступать. Освещался и сам склад. Все замечательно, но я бы предпочел ходить в полной темноте, чем быть освещенным этим фонарем. Свет падал так, что видеть кого-либо на дороге было уже невозможно. Даже приближение своих же курсантов, идущих тебя менять, было всегда едва заметным для часового.
Со стороны леса был еще больший мрак. Лес напоминал сплошную черную стену. Хождение по периметру объекта было напряженным. Еще очень часто, когда часовой двигался в сторону леса, можно было неожиданно услышать крик ночной птицы. Это было громкое неожиданное уханье на расстоянии 20-30 метров от тебя, которое сначала пугало так, что душа уходила в пятки. Затем слышался настоящий хохот улетающей прочь спугнутой птицы. В ночи, со стороны леса, раздавалось многократное звучание: "Ха-ха-ха". По мере удаления птицы, ее голос становился тише и тише.
Каждый раз, когда подобное случалось, а было оно за ночь раз пять или семь, создавалось впечатление, что птица, словно нарочно, сначала пугала тебя своим громким уханьем, а затем улетала прочь, хихикая над тобой и твоим испугом. Спать не хотелось. И все же, проходя со стороны леса, часовой на мгновение оказывался в полной темноте. В это время можно было полюбоваться чистым небом, усеянным яркими звездами.
Продолжение следует
Начало - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - Продолжение
Так что я считаю, что наша курсантская жизнь, все же была наполнена яркими и незабываемыми событиями. В следующих своих статьях расскажу одну страшную и несколько смешных историй, которые произошли у нас лагерном сборе.
Если вам понравилась моя статья, то поставьте ей лайк. Чтобы не пропустить следующие мои статьи, подписывайтесь на мой канал. Впереди у меня еще много не описанных реальных и мистических историй.
Желаю всем здоровья!