Найти в Дзене
ex libris

«Дядя Ваня» во МХАТе. Смоктуновский, Ефремов и старые плёнки

Оглавление

Поговорим сегодня о спектакле аж 1988 года. На YouTube его запись обнаружить не удалось (хотя она там и была пару лет назад), но, к счастью, она сохранилась в VK.

В целом, «многосоставный» коллектив «Дяди Вани» в то время выглядел так:

Информация из открытых источников
Информация из открытых источников

В записанном же варианте Астрова играет Олег Ефремов, СеребряковаВладлен Давыдов, СеребряковуИрина Мирошниченко, ВойницкуюСофья Пилявская, СофьюЯнина Лисовская, ТелегинаВиктор Сергачев.

Кадр из видеозаписи
Кадр из видеозаписи

Главный минус этого видео — его качество. Ощущение, что смотришь «пиратскую экранку». Действительно жаль, потому что нет возможности по-настоящему оценить ни декорации, ни атмосферу постановки в целом.

Если вы видели этот спектакль в качестве хорошем, оставьте, пожалуйста, ссылку в комментариях.актёров

Но все недостатки записи не влияют на восприятие зрителем игры актёров.

Кадр из видеозаписи
Кадр из видеозаписи

Войницкий в исполнении Иннокентия Смоктуновского — это, пожалуй, классический «Дядя Ваня». Смоктуновский необыкновенно убедителен в этой роли, хотя он значительно старше своего персонажа (по сюжету Войницкому — 47, а Смоктуновскому на момент записи спектакля исполнилось 63).

Ирина Мирошниченко также соответствует своей героине: скучающая, томная, но без «переигрывания». Это холодная, меланхоличная красота, как у «печальных осенних роз», которые ей принёс Войницкий.

Прекрасна Янина Лисовская в роли Сони (все знают эту актрису по роли Людки в к/ф «Любовь и голуби»): ею здесь был создан глубокий, вызывающий сочувствие образ, в котором есть печаль и нет «нытья». Она естественна.

Кадр из видеозаписи
Кадр из видеозаписи

Давыдов, Пилявская и Сергачев дополняют действо главных лиц, делают его многограннее.

Лишь один персонаж словно выбивается из этой постановки. По иронии судьбы, играет этого персонажа сам постановщик. Олег Ефремов в роли Астрова — самое неоднозначное (конечно, тут сугубо моё мнение) решение этого «Дяди Вани».

И дело совсем не в возрасте, хотя, как и Смоктуновский, Ефремов старше своего героя. И не фактуре дело.

Дело в характере: в Ефремове чувствуется «не чеховский» оптимизм. Не ощущается в нём ни «притупления чувств», ни презрения к жизни. Не верится, что этот персонаж «уже ничего не ждёт». Так и думаешь, что и помимо Серебряковой у него много знакомых дам для встреч в лесничестве. И вообще своею жизнью он тайно доволен.

Кадр из видеозаписи
Кадр из видеозаписи

Именно поэтому Астров получился «не в характере» и его некая «чужеродность» всему остальному действу то и дело бросается в глаза.

Но при всём вышесказанном, Олег Ефремов, конечно, хорош: харизматичен, обаятелен и гармоничен с партнёрами. Особенно удался его разговор с Серебряковой и сцены с Войницким.

Подводя итоги, хочется посетовать, что не все хорошие спектакли, к сожалению, запечатлены на плёнку. Можно спорить об этой постановке, отдельных её моментах, но всё же здорово, что наряду с современными спектаклями, мы можем видеть работы актёров и режиссёров прошлых лет.

А какая постановка «Дяди Вани» нравится вам?

Уважаемые читатели, благодарю вас за внимание! Если вам понравился этот пост, поддержите развитие моего канала лайком и комментарием.

Материалы по теме:

«Мария.Спасти Москву». На какого зрителя рассчитан фильм про спасение Москвы от Гитлера с помощью чудотворной иконы?

«Тайное окно» с Джонни Деппом. Почему книга всё-таки лучше?

«Утиная охота» в Театре Ермоловой. Янковский хорош, а вот остальное...